kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок  не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо  обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

В данной статье приводятся основные приёмы развития рефлексивной деятельности  у учащихся начальных классов в урочной и проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе"»

Малинкина Лариса Геннадьевна,

Учитель начальных классов

высшей категории МБОУ «Гимназия № 184»





Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности

на уроке в начальной школе



«Тот, кто смог отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед » 
Евгений Доманский 

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало раз­витие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирова­ние у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовно­сти к обучению в основном звене.

     Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. 

Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. 

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния,  уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.

По содержанию: символическая, устная и письменная.

  • Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.).

  • Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.

  • Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния

  • Рефлексия деятельности

  • Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния

1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку (в соответствии с темой), зачитать эмоциональное стихотворение. Потом обязательно спросить нескольких учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

2. «Солнышко и тучка» Дети выбирают соответствующее изображение: «Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.

Существуют различные варианты данного приёма. Например, на доске прикреплён солнышко, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучку - если занятие неинтересное, было мало полезной информации.

3. «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи.

4. Большое разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Букет настроения».  Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет. Большую помощь в этом может оказать интерактивная доска.

Рефлексия деятельности

    1. «Знаки»  Данный приём удобно использовать при обучении чистописанию. Попросите учащихся найти, соотнести с образцом и отметить (поставить точку, подчеркнуть и т.д.) самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что понял и осознал каждый ребёнок, а над чем нужно еще поработать.

    2. «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у

меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению.

    1. «Фразеологизм» (пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак.

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

! - шевелил мозгами

. . . - слышал краем уха

? - считал ворон

При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.

Приёмы рефлексия содержания учебного материала

Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.

    1. Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию, изобразить условный знак на полях тетради:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Ещё придётся потрудиться!

Да, трудно всё таки учиться!

    1. «Рефлексивный экран».  Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Я попробую…

Расскажу дома, что

У меня получилось…

Я выполнял задания…

Теперь я могу…

Было интересно…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Я смог…

Я понял, что…

Мне захотелось…

Было трудно…

Я почувствовал, что…

Я не знал… - Теперь я знаю

3. «Плюс-минус-интересно»  Этот приём позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста учащихся и наличия времени. Предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «плюс» записывается (или называются) все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают возникшие вопросы по данной теме, ответы на которые они могут найти самостоятельно, используя различные источники информации.

    1. «Метод пяти пальцев»   не требует специального оборудования, использую с 1 класса. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроение. Моё эмоциональное состояние?

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Что я сделал для своего здоровья?

    1. «Мишень» - учащиеся выполняют рефлексию учебной

деятельности по заданным критериям. На доске рисуется

мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе

записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Учащиеся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем в большей степени проявился данный параметр.

    1. «Анкета» Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку. Если рефлексия проводится в устной форме, можно предложить детям аргументировать свой выбор.

7. Необходимым этапом в проектной деятельности является этап рефлексия. Если предполагается индивидуальная работа над проектом, то использую следующую анкету (3 класс, учебный проект «Моя семья»):

1

Название учебного проекта


2

Почему я стала работать над проектом


3

Какой продукт я хочу получить?


4

Какими источниками информации я пользовалась


5

Что нового я узнала?


6

Мои впечатления от работы


7

Оценка работы


8

Что бы хотелось дополнить


Если предполагается групповая работа над проектом, то предусматриваю не только рефлексию эмоционального состояния и деятельности каждого ребёнка, данной группы, но и рефлексию деятельности других групп.

















2 класс Учебный проект «Состав слова. Словообразование»

Обучение рефлексии парной и групповой работы

В первом классе по причине несформированности навыков чтения и письма, учащиеся впечатления от работы в паре или в группе показывают при помощи цвета или символов, постепенно вводятся критерии групповой (парной)работы, ориентируясь на которые дети высказываются в устной форме или письменно.

Критерии групповой работы:

тихо – шумно

дружно - ссорились

распределили обязанности – не смогли распределить обязанности

слушали внимательно друг друга - перебивали

все проявляли активность – не все активно работали

смогли принять общее решение – не смогли

найден правильный ответ – ответ с ошибкой – ответ неверный

было работать интересно – не интересно

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче!

Используемая литература

    1. Макарова Е. В. Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе http://festival.1september.ru/articles/626313/

    2. Шутова Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos

    1. Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку./Начальная школа, № 09, 2010.

    2. http://masterclassy.ru/pedagogam/nachalnaya-shkola/11471-priemy-refleksii-uchaschihsya-na-uroke-v-nachalnoy-shkole.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Малинкина Лариса Геннадьевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 286859

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Построение   урока на основе  системно - деятельностного  подхода в соответствии   с  требованиями ФГОС "
    ["seo_title"] => string(106) "postroieniie-uroka-na-osnovie-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-v-sootvietstvii-s-triebovaniiami-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130656"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415966597"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства