Статья "Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе"
Статья "Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе"
Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.
В данной статье приводятся основные приёмы развития рефлексивной деятельности у учащихся начальных классов в урочной и проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности на уроке в начальной школе"»
Малинкина Лариса Геннадьевна,
Учитель начальных классов
высшей категории МБОУ «Гимназия № 184»
Реализация ФГОС НОО: приёмы рефлексивной деятельности
на уроке в начальной школе
«Тот, кто смог отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач начальной школы является формирование у ребенка универсальных учебных действий, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Рефлексивная деятельность связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, является источником развития мотивации достижения, умения учиться, познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене.
Современная педагогическая наука считает, что если ребёнок не производит рефлексию учебной деятельности, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В таком случае нельзя говорить о личностно ориентированном обучении, о реализации системно-деятельностного подхода. Таким образом, этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке.
Младший школьный возраст – это самый благоприятный период для формирования основ адекватной самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. Поэтому в начальной школе необходимо обучать школьников основам рефлексивной деятельности.
В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока, где учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Продолжительность данного этапа составляет 1-3 минуты. Вместе с тем именно на этом этапе все звенья урока соединяются в единую систему.
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке, какой вклад в общее дело он может внести и может адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
При разработке рефлексивной методики учителю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и состав класса, особенности предмета, тему и тип урока (уроки гуманитарного ряда более располагают к рефлексии эмоционального состояния, уроки математики требуют рефлексии содержания материала и рефлексии деятельности).
Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока.
По содержанию: символическая, устная и письменная.
Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов.).
Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния
1. В начале урока эмоциональную рефлексию проводят с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку (в соответствии с темой), зачитать эмоциональное стихотворение. Потом обязательно спросить нескольких учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? Во-первых, учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
2. «Солнышко и тучка»Дети выбирают соответствующееизображение:«Солнышко» – мне всё удалось, «тучка» – мне не всё удалось, надо ещё поработать.
Существуют различные варианты данного приёма. Например, на доске прикреплён солнышко, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучку - если занятие неинтересное, было мало полезной информации.
3. «Смайлики» – ученикам раздаются размноженные листы с упрощённым изображением человека, у которого не нарисовано лицо. Ребята сами рисуют те эмоции, что свойственны им сейчас (грустно, весело). Такой приём используется в прописи.
4. Большое разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Букет настроения». Дети выбирают для себя цветок, цвет лепестков которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все цветы собирают в один общий букет. Большую помощь в этом может оказать интерактивная доска.
Рефлексия деятельности
«Знаки» Данный приём удобно использовать при обучении чистописанию. Попросите учащихся найти, соотнести с образцом и отметить (поставить точку, подчеркнуть и т.д.) самую красиво написанную цифру, букву, слог, слово. Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что понял и осознал каждый ребёнок, а над чем нужно еще поработать.
«Лесенка успеха»– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у
меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. Или, как вариант, ребёнок рисует на полях тетради три ступеньки и ставит галочку на той, которая соответствует его мнению.
«Фразеологизм» (пословица) с использованием условных обозначений: восклицательный знак, многоточие, вопросительный знак.
При использовании такого приёма необходимо, чтобы ребёнок знал и мог объяснить, что обозначает каждый фразеологизм.
Приёмырефлексия содержания учебного материала
Учителю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние ученика в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для него стал урок. Рефлексия содержания учебного материала помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми, на анализе субъективного опыта.
Выбрать высказывание, соответствующее вашему состоянию, изобразить условный знак на полях тетради:
Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Ещё придётся потрудиться!
Да, трудно всё таки учиться!
«Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится на доске. Дети по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал…
Я попробую…
Расскажу дома, что
У меня получилось…
Я выполнял задания…
Теперь я могу…
Было интересно…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Я смог…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Было трудно…
Я почувствовал, что…
Я не знал… - Теперь я знаю…
3. «Плюс-минус-интересно» Этот приём позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от возраста учащихся и наличия времени. Предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «плюс» записывается (или называются) все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, или, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают возникшие вопросы по данной теме, ответы на которые они могут найти самостоятельно, используя различные источники информации.
«Метод пяти пальцев» не требует специального оборудования, использую с 1 класса. Ребенку достаточно знать значения каждого пальца и перечислить, загибая их по очереди, следующие моменты:
М (мизинец) –мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) –близостьцели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) –состояниедуха, настроение. Моё эмоциональное состояние?
У (указательный) –услуга,помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал?
Б (большой) –бодрость,здоровье. Что я сделал для своего здоровья?
«Мишень» - учащиеся выполняют рефлексию учебной
деятельности по заданным критериям. На доске рисуется
мишень, которая делится на 4 сектора. В каждом секторе
записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Учащиеся ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем в большей степени проявился данный параметр.
«Анкета» Учащимся предлагается небольшая анкета. Нужно подчеркнуть слова, выражающие их отношение к уроку. Если рефлексия проводится в устной форме, можно предложить детям аргументировать свой выбор.
7. Необходимым этапом в проектной деятельности является этап рефлексия. Если предполагается индивидуальная работа над проектом, то использую следующую анкету (3 класс, учебный проект «Моя семья»):
1
Название учебного проекта
2
Почему я стала работать над проектом
3
Какой продукт я хочу получить?
4
Какими источниками информации я пользовалась
5
Что нового я узнала?
6
Мои впечатления от работы
7
Оценка работы
8
Что бы хотелось дополнить
Если предполагается групповая работа над проектом, то предусматриваю не только рефлексию эмоционального состояния и деятельности каждого ребёнка, данной группы, но и рефлексию деятельности других групп.
2 класс Учебный проект «Состав слова. Словообразование»
Обучение рефлексии парной и групповой работы
В первом классе по причине несформированности навыков чтения и письма, учащиеся впечатления от работы в паре или в группе показывают при помощи цвета или символов, постепенно вводятся критерии групповой (парной)работы, ориентируясь на которые дети высказываются в устной форме или письменно.
Критерии групповой работы:
тихо – шумно
дружно - ссорились
распределили обязанности – не смогли распределить обязанности
слушали внимательно друг друга - перебивали
все проявляли активность – не все активно работали
смогли принять общее решение – не смогли
найден правильный ответ – ответ с ошибкой – ответ неверный
было работать интересно – не интересно
Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче!
Используемая литература
Макарова Е. В. Приёмы рефлексии на уроках в начальной школе http://festival.1september.ru/articles/626313/
Шутова Г. Рефлексиякак этап урока: виды, приемы, примеры
Енжевская М.В. Рефлексия как основа формирования контрольно-оценочных умений учащихся 1–5-х классов при обучении русскому языку./Начальная школа, № 09, 2010.