Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.
1. Понятие рефлексии.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка).
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,
были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю). На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
1. Короткая беседа в конце урока:
• Чем мы сегодня занимались?
• Что мы для этого делали?
• Что у нас получилось хорошо?
• Что нам пока не удается?
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.
• Что мы делали для достижения поставленных целей?
• Довольны ли мы результатом?
• Можно ли это было сделать иначе?
• Какой вариант лучше?
• Где нам пригодится это умение?
3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
• Сегодня на уроке я …
• Больше всего мне понравилось …
• Самым интересным сегодня на уроке было.
• Самым сложным для меня сегодня было ….
• Сегодня на уроке я почувствовал.
• Сегодня я понял.
• Сегодня я научился.
• Сегодня я задумался ….
4. Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
• 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
• 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
• 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
• 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Или баллы заменить цветом
• Зеленый – Я все понял, я молодец!
• Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
• Красный – Мне надо больше стараться!
Применять можно:
- карточки с изображением лица;
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.
Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
1) этап формирования коллективной рефлексии;
2) этап формирования групповой рефлексии;
3) этап становления индивидуальной рефлексии.
Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.
На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.
2. Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.
Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:
• выделить в задаче условия;
• проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
• зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
• указать на это противоречие взрослому;
• определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из операций требует выполнения рефлексии.
Ситуации сотрудничества на уроке можно организовать с помощью «проблемных» заданий.
3. Приёмы рефлексии.
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе »
Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе
Рефлексия учащихся на уроках в начальной
школе.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ№2 р.п. Новоспасское
Введение
Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.
1. Понятие рефлексии.
Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.
Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.
Остановимся на некоторых видах рефлексии и их приёмах работы, которые можно использовать на уроке.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния целесообразна в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент, рифмовка) .
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя различные приемы.
«Лесенка успеха»: нижняя ступенька - у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось;
средняя ступенька - у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы;
верхняя ступенька - у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось.
«Наряди ёлку»: успешно выполнил задание – повесил шарик,
были ошибки – шарик остался возле ёлки.
«Дерево успеха»: зелёный лист – нет ошибок,
жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 2-3 ошибки
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «Древа целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю). На последнем этапе занятия можно организовать рефлексию детей, которая связана с целью урока, в словесной форме учащимся предлагается оценить свою работу, настроение от урока:
1. Короткая беседа в конце урока:
• Чем мы сегодня занимались?
• Что мы для этого делали?
• Что у нас получилось хорошо?
• Что нам пока не удается?
2. Если перед уроком на доске были записаны цели, вопросы могут быть иными.
• Что мы делали для достижения поставленных целей?
• Довольны ли мы результатом?
• Можно ли это было сделать иначе?
• Какой вариант лучше?
• Где нам пригодится это умение?
3. Закончить (устно или письменно) некоторые из предложений.
• Сегодня на уроке я …
• Больше всего мне понравилось …
• Самым интересным сегодня на уроке было.
• Самым сложным для меня сегодня было … .
• Сегодня на уроке я почувствовал.
• Сегодня я понял.
• Сегодня я научился.
• Сегодня я задумался … .
4. Определить уровень понимания поможет следующий вариант:
• 3 балла - я все очень хорошо понял, мне было интересно;
• 2 балла - мне все понятно, но материал не всегда интересен;
• 1 балл - я не все понял, но мне было интересно;
• 0 баллов - я ничего не понял и на уроке скучал.
Или баллы заменить цветом
• Зеленый – Я все понял, я молодец!
• Желтый – Не все удалось, я могу лучше!
• Красный – Мне надо больше стараться!
Применять можно:
- карточки с изображением лица;
- показ большого пальца вверх или вниз;
- «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
- «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато.
Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т. к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.
Рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно, например, оценить по составленному учителем алгоритму.
Модель формирования рефлексии у младшего школьника в учебной деятельности
1) этап формирования коллективной рефлексии;
2) этап формирования групповой рефлексии;
3) этап становления индивидуальной рефлексии.
Этап формирования коллективной рефлексии совпадает с началом школьного возраста. На этой стадии перед учителем стоит цель – формирование учебной деятельности класса.
На стадии формирования групповой рефлексии учитель преследует цель – формирование учебной деятельности у группы учащихся. Учитель адресует свои действия не к отдельным учащимся, а к группе учеников.
На стадии становления индивидуальной рефлексии учитель ставит цель – формирование индивидуальной учебной деятельности. Именно в такой форме рефлексия становится основой саморазвития личности.
2. Функции рефлексии в педагогическом процессе:
1. Диагностическая
2. Проектировочная
3. Организаторская
4. Коммуникативная
5. Смыслотворческая
6. Мотивационная
7. Коррекционная.
Чем больше человек знает о том, что уже сделано, тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше.
Рефлексия не становится психическим новообразованием младшего школьника спонтанно, она, как и любое психическое действие, развивается сначала в совместной деятельности, а потом становится внутренним действием сознания. Под руководством учителя вместе с другими учениками ребенок проходит все структурные этапы учебной деятельности, и учитель строит обучение так, чтобы ученик осознал эти этапы. Следовательно, организация обучения в форме сотрудничества играет важную роль в развитии рефлексии.
Ситуация сотрудничества на уроке создается, когда ученик не может решить учебную задачу, а учитель готов ему помочь, но только тогда, когда ученик сам запросит недостающую информацию. Это потребует от ученика осознания, почему он не может решить задачу, и формулировки вопроса, который позволит ему добыть информацию для правильного решения.
Чтобы вступить в сотрудничество с учителем, младшему школьнику нужно выполнить следующие операции:
• выделить в задаче условия;
• проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
• зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
• указать на это противоречие взрослому;
• определить, какие средства (знания, умения, дополнительные условия в задаче) нужны ему для верного решения.
Каждая из операций требует выполнения рефлексии.
Ситуации сотрудничества на уроке можно организовать с помощью «проблемных» заданий.
3. Приёмы рефлексии.
Рефлексия деятельности.
• Что на вас произвело наибольшее впечатление?
• Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
• Что нового вы узнали на уроке?
• Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше?
«Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.
«Яблоня»
На доске нарисована яблоня. Детям раздаются нарисованные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню: зелёные – я считаю, что сделал всё наотлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение.
«Мордашки»
Рефлексия эмоционального состояния, может использоваться на различных этапах урока. Учащиеся рисуют «мордашки», которые соответствуют их настроению или выбирают из имеющихся.
Рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. Рефлексивные способности, как педагога, так и учащихся являются важным условием организации учебной деятельности. Те, кто обладает ими, имеют возможность достичь большей эффективности процесса обучения.