Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства
Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства
Одна из важных задач уроков изобразительного искусства - это развитие у детей способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного. В данной статье представлены игры и развивающие упражнения для преодоления у ребёнка комплекса "неумения рисовать".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства»
Развивающие упражнения на уроках изобразительного искусства
Все дети любят рисовать – ведь это чудесная возможность языком красок выразить свой восторг перед окружающим миром или показать неприятие его. Детский рисунок - это своего рода связующее звено между детской душой и миром взрослых, доверительный разговор со старшими. Рассматривая детские рисунки, зачастую поражаешься выразительности образов, хотя как правило, в этих работах отсутствует грамотность изображения. Дети сами придумывают символы, рисуют их и остаются очень довольны своим творчеством.
И вот ребёнок стал школьником. Перед родителями сразу встаёт множество проблем, как помочь ребёнку в учёбе. Школьные предметы они негласно подразделяют на главные и второстепенные, которые не заслуживают пристального внимания. В раздел второстепенных автоматически попадает и «изобразительное искусство». «Мой ребёнок никогда не будет художником», - говорят многие родители. С этим нельзя не согласиться, не все должны быть художниками. Уроки рисования должны сформировывать у детей способность нестандартно трактовать ту или иную тему, развивать творческое восприятие и самостоятельность мышления, научить ребёнка творчески подходить к решению любых проблем. Иными словами предмет «изобразительное искусство» формирует индивидуальность ребёнка. Одна из важных задач- это развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, эстетического чувства и понимания прекрасного; воспитание интереса и любви к искусству.
Ученик начальной школы стремиться получить «пятёрку» по всем предметам и по рисованию тоже. А для этого он должен хорошо рисовать не только то, что ему нравится, но и то , что в данный момент требуется в классе. Это трудно для ученика как физически ( задания бывают сложные, рассчитанными на хорошо поставленную руку) , так и психологически ( не хочется подчиняться). Если же родители причисляют рисование к второстепенным предметам, то их настроение непременно передаётся ребёнку. Психологически он готов к тому, что не будет художником, ведь ему об этом постоянно твердят родители, а значит, можно не очень стараться.
Такая позиция родителей порой приводит к необратимым последствиям. Уметь рисовать - это уметь видеть, а не просто смотреть, уметь чувствовать и запоминать красоту. «Изобразительное искусство» позволяет стать неординарной, эстетически развитой личностью, позволяет проявлять творческие способности.
«Изобразительное искусство» развивает ребёнка физически и нравственно. Дело в том, что на кончиках пальцев, образно говоря, находится память, логика, речь и грамотность. К концу начальной школы кисть и пальцы ребёнка должны быть развиты, что поможет избежать дисграфии. Плохие отметки по русскому языку, нервное напряжение, необходимость посещения специалистов, помогающих бороться с дисграфией, - всего этого могло и не быть, если бы взрослые помогали ребёнку в рисовании.
Ученик начальной школы учится рисовать различными техниками и различными материалами. Необходимы не только акварельные краски, но и цветные мелки, и фломастеры, и цветные карандаши, и тушь, и гуашь.
« Декоративное рисование» - один из видов изобразительного искусства, оно знакомит с основными приёмами декоративной композиции, с традициями декоративно-прикладного искусства и с различными художественными промыслами. Декоративное рисование невозможно без знания разнообразных мазков, они применяются и при рисовании с натуры, по памяти и при создании тематических композиций. Во время изучения различных техник традиционной декоративной росписи, ученик быстро укрепляет кисть, что помогает ему точнее изобразить окружающий мир и даёт уверенность в своих силах и возможностях, а это очень важно для преодоления комплекса « неумения рисовать».
Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше оттенков основного цвета. Игра на закрепление понятий о цвете.
« Тематическое рисование» - это творческая работа, в которой ученик пытается отобразить свою оригинальную трактовку мира. Тематическое рисование развивает фантазию ученика, формирует его индивидуальность. Тематическая композиция требует от маленького художника особой подготовки, и столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образно и создавать художественные образы, используя весь багаж своих знаний и умений. Воображение художника во многом зависит от его наблюдательности и зрительной памяти. Поэтому работе над композицией предшествует работа по памяти и с натуры. Следует вспомнить упражнения на смешение цвета, приёмы работы с кистью: примакивание, заливка, мазок, линия.
Упражнение:
- Кисточку держим вертикально, запястье на столе.
- Вот листочки берёзы, они довольны просты по форме. Кладём мазок, к концу сходящийся на нет, и получается характерное « сердечко» берёзового листа.
Способ « примакивания» больше подходит для рисования сложных листьев рябины. Во время выполнения этого упражнения руки работают в разных положениях: то « в свободном полёте» при смешивании красок, то опираются на стол, то трудятся у верхней части листа, то у нижней.
Это упражнение сложное, но очень полезное для укрепления руки.
Многие ученики любят рисовать фломастерами и гелевыми ручками, т.к. линии не размазываются, цвета не затекают друг на друга. К тому же детям кажется, что фломастерами рисовать быстрее. На самом деле быстрота мнимая, поскольку большинство детей рисуют фломастерами только контур, не закрашивая его.
Упражнение:
Существует великое множество штриховок для изображения фактуры предмета. Можно выполнить задание в стиле « графического дизайна».
- украшение рамочки для фотографий
- дерево, гриб, осенний лес, яблоко и т.д., нарисованные в центре композиции
Выполняя это задание, надо следить, чтобы штрихи были чёткими и в каждом узоре располагались на одинаковом расстоянии друг от друга. Это упражнение развивает глазомер и укрепляет руку, воспитывает трудолюбие, аккуратность и творческую фантазию.
Главная задача изобразительного искусства - это создание образа. В художественный образ может перевоплотиться любой предмет мира- дом дерево, человек, или животное, если художник делает его « действующим лицом» своей композиции. Вот почему « изображаемое» надо изучить. Исторические сведения о предмете могут подсказать особенности деталей, форму, а литературные образы – характер.
Упражнение “ Погружение”.
- Попробуйте прожить жизнь, погрузиться в жизнь другого существа – растения, животного. Выберите себе объекты для погружения. Пусть, например, это будут ромашка и кошка. Сядьте поудобнее, закройте глаза, дышите спокойно и ровно, ничто окружающее пусть вам не мешает, постарайтесь его не замечать. Сейчас вы – полевая ромашка, вы растете на большом поле, у вас тоненький стебель и красивая белая головка. Вас греет солнышко, и вы поворачиваетесь к нему своими лепесточками. Рядом с вами такие же, как и вы, цветы, они качаются вместе с вами, вы понимаете, о чем они шепчутся друг с другом. А сейчас вы домашняя кошка, которая только что проснулась. Вы потянулись, прогнули спинку, осмотрелись вокруг – нет ли опасности. И сели умываться: вычистили лапки, мордочку, шерстку. Теперь можно и полакомиться молоком, оставленным хозяевами. Остальные движения пусть вам подскажет ваша фантазия. Вернувшись из погружения, опишите то, что почувствовали, что увидели, услышали. Какие новые для вас чувства вы испытали? Смело берите кисть, краски и творите!
- В сказках действующими лицами часто являются деревья, причём каждое из них имеет свой характер и по-своему взаимодействует с другими героями. О русской природе написано немало прекрасных стихов. Давайте переведём словесные образы в зрительные посредством мазка или штриха.
Плакучая ива – женщина, печальная, унылая, которая плачет.
Упражнения на нахождение изображения в пятнах.
Гуашь накладывается на мокрую бумагу цветовыми пятнами, причем границы пятен должны затекать друг на друга. Среди пятен ребята отыскивают знакомый им образ и дописывают его, чтобы он стал понятен всем.
Работа по мокрому листу тушью. Растекающаяся тушь дает интересные заплывы, фактуру. Можно создавать заданный образ или найти образ в получившихся пятнах и дописать его.
Упражнение с ниткой, обмазанной краской. Нить произвольно набрасывается на лист бумаги, и один конец спускается вниз. Сверху накладывается другой лист. Прижимается рукой, затем нить вытягивают – получается динамически размазанное пятно. В полученном изображении находят образы и дописывают по воображению. Нитепечатанием учащиеся получают два одинаковых изображения.
Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
“Царство огня”.
С Земли все звезды кажутся одинаковыми, а на самом деле они все разные. Представьте, что вы попали на Огненную планету.
Задание: написать портрет Огненного Короля теплыми красками.
Иллюстрации к сказкам или стихам с фантастическим сюжетом
Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий
Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале урока. Учащиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, стиль, романский, готика, арка...
Объясните значение слова.
Например: ритм — это…, дизайн — это…
Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
Блиц-контроль (вопрос — ответ).
Для проведения блиц-контроля можно использовать «волшебный куб». На столе учителя куб, грани которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету, грани куба соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, дизайн. Ведущий поворачивает куб одной из граней к классу, а учащиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале урока.
Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
Подберите прилагательные, характеризующие произведение искусства (репродукция или слайд).
Побеждает тот из учащихся, который подберет большее количество. Это упражнение развивает способность переводить зрительный образ в словесный.
Сравните впечатления
Учащиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь учащихся.
Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Февраль».
Учащиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.
Большинство игр переводят ребёнка из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта деятельности, в позицию творца.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.