Сохранение здоровья на уроках изобразительного искусства
Сохранение здоровья на уроках изобразительного искусства
Автор в своей работе описывает формы и методы здоровьесберегающих упражнений на уроках изобразительного искусства. Предлагаются развивающие игры, динамические паузы и описываются варианты их проведения. Данные формы и методы отлично раскрепощают мышечную напряжённость и вносят в урок дополниетльные творческие элементы. Данный вид работы вызывает интерес и активность учащихся в проведении здоровьесберегающих мероприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сохранение здоровья на уроках изобразительного искусства»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств № 8
г. Ульяновск
Методическая разработка
преподавателя художественного отделения
Чекушкиной Ларисы Валентиновны
«Сохранение здоровья на уроках изобразительного искусства»
Ульяновск 2016г.
Каждый ребенок любит рисовать и делает это с удовольствием. Уроки изобразительного творчества для детей дошкольного возраста всегда являются самыми любимыми и подготовительные классы художественного отделения самыми многочисленными. Наряду с развитием и формированием творческого потенциала, развитием интеллектуальных способностей педагогу необходимо уделять внимание правильной физической динамике учащихся. Уроки рисования требуют достаточно малоподвижного образа действий. Ребенку приходится долго находиться в одном и том же положении (сидеть, стоять за мольбертом), что отрицательно сказывается на его физическом состоянии, концентрации внимания, способности к творческому самовыражению. В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья учащихся. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. Динамическая пауза в середине урока способствует переключению внимания и возможности с новыми силами продолжать начатую работу.
В динамическую паузу стоит включать игры и задачи, которые дают возможность детям сменить род деятельности, но не нагружают их физической активностью, не провоцирую сложности с дисциплиной и порядком. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность детей повышается.
Можно динамические паузы разнообразить чтением стихов, считалок, скороговорок, загадок, пением песен. Иногда такие паузы выливаются в небольшой импровизированный концерт, что доставляет детям большое удовольствие и стимулирует творческий процесс.
Предлагаю вашему вниманию несколько вариантов динамических пауз, любимых моими учениками.
1. Игра «Молекулы».
В начале игры преподаватель , он же ведущий, объясняет детям что все предметы состоят из очень маленьких частиц, которые называются молекулами и могут находиться в разных состояниях. Если предмет холодный, то молекулы почти не двигаются, стоят. Если предмет теплый, то молекулы «ходят медленным шагом», если предмету горячо, то молекулы «бегают».
Ведущий становится в центр, а все дети представляют себя молекулами. Ведущий в произвольном порядке командует : горячо, тепло, холодно. Соответственно команде дети – молекулы должны двигаться быстро, медленно или стоять.
Игра длится не более 3-4 минут.
2. «Море волнуется раз».
Выбирается ведущий из числа учеников. Выбирают с помощью считалки. Ведущий вместе с преподавателем произносит слова – «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!»
Все замирают, ведущий ищет того, кто шевелится. По правилам игры нельзя садиться на пол и на стулья, можно менять положение пока ведущий не видит.
Игра длится 5 минут.
3. «Пять шагов»
Игра развивает память, помогает снять физическое напряжение, позволяет проверить свои знания.
Учащиеся встают в линию на одном конце кабинета.
Ведущий (преподаватель) дает установку «Я знаю пять имен девочек».
Каждый участник делает пять шагов, на каждый шаг, называя одно имя девочки. Если шагающий сильно замешкался или назвал имя 2 раза, то он останавливается.
После того, как первый участник остановился, подключается второй участник, третий и т.д. после того, как все участники выполнили первое задание, ведущий называет второе задание.
Вариантами для заданий могут быть: имена мальчиков, названия городов, названия цветов, названия цвета (краски), дни недели, названия месяца, числа, буквы, фрукты, овощи, вкусняшки, члены семьи (мама, папа, бабушка и т.д.).
Дойдя до конца класса, можно повернуть участников обратно. Дети с удовольствием демонстрируют свои знания. И от игры к игре этих знаний становится больше.
Игра длится минут 10.
4. «Покажи мне»
Ведущий задает вопросы, и дети показывают жестами и движениями ответы. При этом разговаривать нельзя.
- Как живете?
- Как идёте?
- Как стоите?
- Как молчите?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как даёте?
- Как берёте?
- Как шалите?
- Как грозите?
- Как сидите?
Игра длится 5 минут.
5. «Если это есть у вас…»
Ведущий выбирается из учащихся методом считалки.
Ведущий называет что-либо, что может присутствовать у детей (цвет, предмет, одежда, игрушка). И если у кого-то есть названое, то эти участники выполняют совместное задание.
Например.
Ведущий: у кого есть что-то желтое, тот прыгает на левой ноге.
Все, у кого есть что-то желтое (желтый цвет в одежде) прыгают на левой ноге.
Называть можно все, что угодно – цвет, элементы одежды, части тела, принты на одежде.
Преподавателю в этом случае надо следить, чтобы задания были не трудоемкими. Не обязательно прыгать или бегать, можно например, дотронуться до кончика носа своего или соседа, сделать шаг в сторону, спеть один куплет любимой песенки.
После проведения таких динамических пауз дети еще активнее и более творчески включаются в работу и с удовольствием рисуют и доводят начатую работу до завершения.