Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно - прикладного искусства
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно - прикладного искусства
Работа представляет интерес для учителей начальных классов, организаторов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В эссе представлен опыт работы применения декоратвно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно - прикладного искусства»
Осипова Татьяна Викторовна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Липчинская СОШ»
с. Липчинское,
Свердловской области
Аннотация
Работа представляет интерес для учителей начальных классов, организаторов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В эссе представлен опыт работы применения декоратвно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами декоративно - прикладного искусства
Формирование творческой личности - одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. В настоящее время принципиально меняется содержание образовательного процесса, в котором возможно выявление и раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его индивидуальности, создание оптимальных условий для обогащения жизненного опыта и личностного роста.
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Творческая деятельность, оказывает большое значение в жизни человека, тем более она оказывает большое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.
Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны. Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.
Н. Басина, О.Суслова считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания». Поэтому наша цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
В процессе выполнения работ прикладного творчества у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание интересной, творческой личности, способной к творческому труду в любом виде деятельности.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Знакомство с новыми техниками и приѐмами творческой деятельности, расширяет кругозор детей, раздвигает общепринятые рамки творчества, позволяет выразить себя в различных видах творчества. Пробуя что-то незнакомое, дети находят в себе новые таланты. Они отходят от шаблонности, открывают в себе новые грани творчества.
В декоративно-прикладное направление включены различные виды творчества: изобразительное искусство, трафарет, аппликация из бумаги, ткани, соломки, бумагопластика, бисероплетение, папье-маше, лепка из соленого теста, пластилинография, мобили, поделки из природного материала, кожи, поделки из ниток, изготовление народной куклы. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
· Занятия аппликацией способствуют развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о цвете и форме.
· Лепка, пластилинография способствуют развитию мелкой моторики рук, точности движений, корректирует нарушение мышечно – суставного чувства.
· Использование трафарета способствует воспитанию правильного движения, расширению графических возможностей ребенка.
Бумага, картон, кожа – доступный для ребенка универсальный материал. Особенно привлекает детей возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в оформлении школьных уголков, в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Детские работы представляются на выставках.
Через различные действия с бумагой, кожей, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.
Не менее интересна аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камешки, орехи, желуди, кора, ветки деревьев, стружка, колоски, соломка, пух, перья, скорлупа, мох и из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.
Бумагопластика: (разрывная аппликация, оригами, квиллинг, модульное оригами) приём разрывание бумаги улучшает мелкую моторику кисти рук. С начало мы красим отдельные листы акварелью повторяя и закрепляя цвета, на следующем занятии мы начинаем рвать на разные детали по кучкам цветовой гаммы (разминка кисти руки смять листы бумаги 2-мя руками, по очереди, одним из паль каждой руки другие сжать и т.п, а потом также разгладить лист пальцами чередуя их) лист становиться фактурным, мягким приятным на ощупь , его легче рвать , чем обыкновенный ровный. Мы изготавливали детьми бумажный коллаж «Новогодняя ёлочка» это работа к новому году для оформления зала. Дети должны знать предназначения своих действий и работы. На ватмане я набросала контур ёлочки , один ребенок обводил контур на газете, остальные раскрашивали листы бумаги в разные цвета при этом, вспомнив и определив какие цвета могут нам пригодиться в работе новогодняя ёлочка. Если время осталось, дети достаточно быстро справились с работой. Можно кучки, по которым разложены разные обрывные детали подуть на них, пересыпать невзначай друг с другом, а потом попросить детей собрать, по цветовым кучкам как было. Пошалив необходимо убрать за собой. Воспитывается чувство ответственности и аккуратности. На следующем занятии повторив все действия, которые мы произвели раньше, повторив словарь новых слов. Повторив технику безопасности работы с клеем и т.д. играя в мяч, кидая каждому из детей, я задаю вопросы: какая бывает цветом ёлочка? Как можно украсить её к Новому году? и так далее, смотря, что мы нарисовали на плакате. Затем выбираем по желанию кто, какую деталь рисунка будет наклевать части обрывков на газете. Включаем музыкальное сопровождение про новый год или песенка деда мороза спокойная. Показываем, как необходимо наносить клей и прикладывать кусочки бумаги. Вывесив газету, подписали, кто выполнил работу. Детям было приятно слушать не только от меня моё мнение о проделанной работе, а и от других людей. После таких приёмов, дети становятся более уверенны в своих силах, и самостоятельность проявляется уже на следующих занятиях: «А что я буду сегодня делать? или «Можно я такое же сделаю и подарю такое же кому-то?».
Особенно заинтересовала обучающихся работа в технике квиллинг. С помощью квиллинга можно декорировать различные предметы интерьера, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Квиллинг дарит школьникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости. Квиллинг отлично успокаивает детей с различными психическими проблемами. Работы исполненные в технике квиллинг ребята представляли на на 1 этапе областного Фестиваля – конкурса творчества детей и подростков «Город мастеров», заняли 3 призовое место.
Бисероплитение– это одно из увлекательных занятий. Хорошо, если оно надолго захватит внимание детей. Ведь мелкая моторика нужна не только детям, но и взрослым. Кроме того бисероплитение успокаивает, снимает напряжение и стрессы. Но начинать нужно с простого. Перед работой с бисером я предлагаю: ребёнок должен познакомиться с бусинами, поиграть с ними привыкнуть к ним на ощупь различать и цвету и т. п. Для того, чтоб взять маленькие бусинку, нанизать её на ниточку или даже просто переложить в другую коробочку, нужно виртуозно владеть рукой. А это значит, что тренируясь, ребёнок не только учится управлять своим телом, но и совершенствует интеллект.
Перед началом занятий, можно детей ознакомить с крупными бусинами, фасолью, горох, игра в мешочек, найди, назови. Перебери по цвету, найди пару, подбери большой маленький. Детям у кого слабо развиты мускулатура кисти необходимы физ - минутки: «Бусинки – горошки - покатаю я в руках бусинки горошки. Станьте ловкими скорей пальчики ладошки (дети делают движения руками, катая карандаш или крупные бусины). Для занятия «Бусы для мамы» можно найти к каждому свой приём изготовления (низания бусин, пуговиц, и т.д). Я, проводя занятие нужно выявить, у кого зрение и тактильные ощущения слабо развиты, те нанизываю специальной деревянной иглой пуговицы, другие на шнурок, нанизывают бусины от старых счёт. Дети, у которых хорошее зрение и хорошо развита ручная умелость, работают иглой нанизывая, большие пуговицы, чередуя с разными по цвету кусочками ткани. А остальные нанизывают бусины, на проволоку, а совсем успешные в этом деле дети работают иглой с маленьким ушком и маленькими бисеринками, чередуя по цвету через одну, и т. д.
Лепка (тесто), глина (полимерная глина).
Лепка из солёного теста насчитывает несколько веков - издавна в различных странах из него делали атрибуты для праздников, детские куклы, обереги и просто украшения для дома. Вот и теперь техника лепки из теста не потеряла свою актуальность - она развивает мелкую моторику детей, позволяет объединить семью в одном интересном занятии - создании забавных ёлочных игрушек и украшений. Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью. Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо детям, когда они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. При работе с глиной крайне трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает детей. Я стараюсь использовать глину, тесто в своих занятиях с детьми, при изготовлении различных композиций:
«Чайный сервиз» (который в последствии можно расписать, использовать для сервировки стола, разыграть сценку и т.д.)
«Домашние животные», «Дикие животные», «Обитатели моря»и т. д. (дети лепят животных и рассказывают о них, по желанию ребенка можно придумать сказку или рассказ, составить мультфильм и т.д) и т. д.
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач: совершенствовать зрительное восприятие детей, развивать зрительно-моторную координацию, формировать плавность, ритмичность и точность движений, развивает руку ребенка в период обучению письму. Рисовать нитками так же, как и рисовать фломастером, красками, гуашью, цветными мелками или карандашами, только линию нужно приклеивать к основе. Для того, чтобы окунуться в мир ниткографии нужно запастись средней толщины нитками - это лучший вариант, но подойдут практически все. В качестве основания пригодится толстый картон, бархатная бумага, ДВП, флизелин, ковралин однотонной окраски. Состав ниток не имеет, значение Материал в одной картине следует, использовать одинаковой толщины, правда, если, есть задача добиться рельефности - можно брать нитки разные по толщине. Нарезая нитки разными способами можно выполнять работу изображая контуры предметов или заполняя весь контур, получая объёмное изображение.
Так же я применяю много других техник, тем самым ребёнок должен выбрать, что ему по силам. Тогда я в том направлении и начинаю индивидуальную работу. Всегда сложно начать и понять, где ребёнок может себя проявить. Почувствовать превосходство своих сил ручного труда. Ведь необходимо создавать ситуацию успеха для начинающих творческих личностей.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
Основная цель педагога – создать условия для самовыражения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность. В наших
силах дать детям время, место и возможность для творчества. Это и будет созданием благоприятных условий для самовыражения.
Планируемый результат нашей работы: самовыражение; реализация детьми с ОВЗ творческого потенциала; приобретение навыков работы в различных техниках и приѐмах; развитое образное мышление, фантазия, эмоционально-эстетическое восприятие действительности; развитие активности, инициативности, любознательности; познание своих возможностей; расширение словарного запаса; работа с активным словарѐм.
В заключении замечу, что важное значение имеют поддержка и одобрение любых творческих идей поступивших от детей, закрепление любых, пусть минимальных успехов , развитие собственной индивидуальности ребенка в условиях совместной деятельности.