Развитие регулятивных УУД учащихся начальной школы на уроках русского языка
Развитие регулятивных УУД учащихся начальной школы на уроках русского языка
Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку.
Ученик учится планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Результатом формирования регулятивных УУД является следующее:
ученики могут принимать и самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбрать условия, способ действия, проконтролировать и оценить его выполнение.
Ученик учатся планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие регулятивных УУД учащихся начальной школы на уроках русского языка»
«Способы формирования регулятивных УУД на уроках русского языка»
Данная статья поможет учителю школы в работе над формированием регулятивных УУД.
Регулятивные УУД – это умение школьников организовывать свою учебную деятельность.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку.
Ученик учится планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Результатом формирования регулятивных УУД является следующее:
ученики могут принимать и самостоятельно ставить новые учебные задачи, выбрать условия, способ действия, проконтролировать и оценить его выполнение.
Ученик учатся планировать пути достижения намеченных целей; адекватно оценивать степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи; вносить соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Как это формулируется в Рабочей программе или технологической карте:
Формирование регулятивных УУД:
Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания (система заданий, ориентирующая ученика на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка и т.д.).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Ожидаемый результат:
- самостоятельно планировать выполнение учебной задачи;
- планировать выполнение домашней работы, рационально распределяя время на её выполнение;
- сравнивать полученные результаты с учебной задачей, планом её реализации;
- осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности
- вносить изменения в последовательность и время выполнения учебной задачи
- повысить уровень приобретённых знаний, умений и навыков,
- успех обучения в целом.
Формы и методы работы над регулятивными УУД:
Процесс формирования регулятивных УУД происходит на всех этапах обучения русскому языку.
В этом помогают различные творческие учебные задания, практические работы. Необходимо создавать проблемные ситуации, которые учащиеся решают на уроке.
Решению задачи формирования регулятивных УУД способствует постоянная новизна на уроке или в содержании, или в деятельности учеников, или в организационных формах, или в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – группа.
Пропедевтическая работа, направленная на успешное овладение всеми учащимися понятий, правил и свойств русского языка, открытие учащимися правил в ходе выполнения заданий поискового характера, сверка этого правила с вариантом учебника и корректировка в случае необходимости, включение новой единицы усвоения в новой связи и систему языка – одно из направлений в работе по формированию регулятивных УУД.
Научиться фиксировать внимание на цели деятельности и сохранять её школьнику помогают схемы, пиктограммы, кроссворды и ребусы на начальном этапе обучения; план, план-схема, план-конспект
Для формирования умения планировать свою деятельность эффективным приёмом считается такой вид работы, как составленный совместно с учащимися план урока. Эта работа проходит в два этапа. На начальном этапе сообщается план урока в виде схемы. По ходу урока школьники контролируют и оценивают результаты выполнения этого плана. На следующем этапе предлагается ученикам вместе с учителем составить план урока. В процессе этой работы ученики учатся планировать свои действия, их результаты, вырабатывать критерии для оценки учебной работы, оценивать свои и результаты других по заданным критериям. Учатся самостоятельно выбирать учебный материал из учебника и пособий.
Формирование регулятивных УУД происходит на всех этапах урока и во всех видах деятельности: работе в парах, группе, при выполнении творческих заданий. Обдумывая решение таких учебных задач, ученик ставит цель, планирует свою деятельность, находит пути решения, выбирает наиболее удачный, а затем оценивает результаты и, если надо, корректирует свою работу.
- Технология само- и взаимообучения, само- и взаимопроверки, само- и взаимооценки позволяет сформировать умения, которые способствуют достижению метапредметных результатов обучения.
- Проектная и исследовательская деятельность, которая предполагают самостоятельную, исследовательскую работу обучающихся и позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника .
Примерные темы проектов: « Путешествие в слово», «Качества хорошей речи», «Как работать над сочинением», «Словесная живопись», «Русский язык в кроссвордах», « Почему мы так говорим?», « Необыкновенные родственники» и т.д
- Нестандартные уроки, игровые технологии:
Путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя даже в старших классах, уроки-семинары по самым разным темам. На уроках русского языка можно использовать самые различные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно стать капитанами и отправиться на корабле по стране Лингвинии. Уроки-КВН, уроки -путешествия, экскурсии, диспуты, конференции, уроки-концерты и уроки-конкурсы .
Во внеурочной деятельности формированию регулятивных УУД способствуют такие формы, как участие в проведении предметной недели, «литературная гостиная», «литературное кафе», конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – это позволяет ученикам реализовать свои творческие возможности и формирование умения самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
- Использование нестандартных заданий:
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
"перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов; "перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку;
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам.
Пример. Угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза);
- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
Пример. Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.
вопросы проблемного характера.
Пример. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передавайте привет сестре вызвать удивление?
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
сочинение на лингвистическую тему;
исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка, сказка, путешествие, детективная история).
Пример. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?
- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими?
- Зачем нужны архаизмы?
Пример. Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- В гостях у Омонимов.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
диктанты «на засыпку»;
редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями);
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?»;
упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).
Задание. Найди и исправь речевые ошибки:
- Самостоятельная работа
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы.
Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.
В школьной практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Примеры некоторых самостоятельных заданий:
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю, узнать этимологию сравнений и рассказать об этом в классе и дома.