kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие познавательного интереса в начальной школе очень актуально.У детей это почва для дальнейщего роста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики»

Развитие  познавательного  интереса учащихся на уроках математики

Познавательный интерес  – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением  к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению и носит  поисковый характер. Под его влиянием у учащихся постоянно возникают  вопросы, ответы на которые они ищут сами. При этом поисковая деятельность ученика совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.
Еще Ян Амос Каменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. И здесь на первое место выступает познавательный интерес.
В наши дни тема не перестала быть актуальной. Ведь именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в  учении, а значит, и сохранности  здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
Каждый учитель  должен разработать для себя систему  приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса. Нельзя научить младшего школьника, если ему не интересно. Когда у  ребёнка глаза горят от познания нового-готова почва для его дальнейшего роста и прогресса. Считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников – основа успешного обучения, учения с увлечением.
В своей работе я  описываю пути развития познавательного  интереса на уроках математики.
1. Развитие познавательных  процессов младших школьников на уроках математики
Чтобы ребенок успешно  освоил начальную программу математического  образования, он должен логически мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей я подчиняю не только содержание, но и методы учебной работы. Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все  эти познавательные процессы под  влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и  направленность.
Внимание
Внимание   служит основой развития других познавательных процессов, так как, по словам К.Д. Ушинского – это “дверь”, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира”... Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. В своей работе я придаю особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания провожу устный счет с элементами игры
С целью дальнейшего  совершенствования и отработки  устойчивости внимания, увеличения его  объема и развития воображения, учащиеся выполняют задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися  контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей  сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием  “Лабиринты”, выполнение которых требует  не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности  этих заданий постепенно повышается от класса к классу.
Восприятие
Восприятие, более  чем какой-либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности, с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую  часть заданий направляю на развитие этих понятий. Например, при решении  примеров на вычитание и прибавление  учащимся предлагаю использовать цветные  карандаши. “Раскрась цветок” –  ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим  цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.
Воображение
С восприятием тесно  связан другой процесс – воображение  учащихся.
К 1-му классу у детей  появляются элементы произвольного  воображения. В процессе создания мысленных  образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.
Я использую задания  на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или  спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.
Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует  умение представлять возможные изменения  в фигуре.
Память
Большое место в  системе задании отвожу также  и заданиям на развитие памяти у  учащихся. В курсе математики разработанная  система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаю такие  игры, как “Запомни математические термины”, “Цепочка слов”, “Лишнее  слово”.
Для развития зрительной и слуховой памяти использую диктанты.

Мышление
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.
Я убедилась в том, что наилучшее иллюстрирование  заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает  психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.
Мышление базируется на знаниях ребенка. Умение делать обобщения  формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака.
Считаю, что у ученика  должна быть возможность сделать  открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.
В своей работе при  обучении учащихся, большое внимание уделяю нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление  таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А  ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.
2. Пути развития  познавательного  интереса 
младших школьников на уроках математики

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в  деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация  познавательной деятельности учащихся.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые  знания о мире. Я глубоко продумываю отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в  научных знаниях, так как это  является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Новый неизвестный  материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, я развиваю потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее подвожу школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладываю путь к познанию, к желанию достичь результата самому.
Самостоятельная  работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.
Для того чтобы научить  ученика работать самостоятельно, в  своей работе я систематизировала  и использую подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными  заданиями, продумала последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю  учащимся три варианта заданий различной  степени трудности: первый вариант  – самый трудный, второй – менее  сложный и третий – самый легкий.
Предлагая ученику  вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляю дифференциацию поисковой деятельности при решении. Я твёрдо убеждена, что работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность.
Проблемное обучение позволяет формировать познавательные интересы учащихся. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Я считаю, что именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.
Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала.
Я думаю, что включение  учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей  предпосылкой которой является интерес.
Использование занимательного и игрового материала. Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово “занимательный” как “способный занять внимание, воображение”. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным. Работая учителем, я пришла к выводу, что в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей  добру, учат общаться, сопереживать и  т.д. Я включаю сказки в уроки  математики при повторении и закреплении  изученной темы . Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать  и развить интерес к урокам математики. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей  к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний.
создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения  от незнания к знанию, от неумения к  умению.



































«Развитие познавательного интереса на уроках математики» 

1-4 классы 


Современная школа должна не только формировать у учащихся определённый набор знаний, но и пробуждать у них стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно - познавательной деятельности школьников. Благодаря познавательному интересу ученик лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. 


Чтобы процесс обучения был эффективным и интересным, используются различные приёмы активизации учащихся на уроке. 


Развитию познавательного интереса школьников на уроках математики способствуют проблемные ситуации. Учитель создаёт такую ситуацию, и дети должны в процессе активной самостоятельной деятельности ее разрешить. В результате учащиеся овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками, развиваются умственные мыслительные способности, творческое мышление, самостоятельность. Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, способствует развитию познавательной активности. 


Один из способов формирования познавательного интереса – использование занимательных упражнений. Ведь всё необычное, игра вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать величины, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Школьники учатся быть быстрыми, собранными, находчивыми, учатся четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Ребятам очень нравятся дидактические игры: игры – упражнения, игры – путешествия, сюжетная (ролевая) игра, игра – соревнование. 


Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы в наше время выглядит очень естественным и является одним из эффективных способов повышения мотивации учения, создания благоприятного эмоционального фона. У младших школьников лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Поэтому очевидна высокая эффективность медиауроков. 


Для развития познавательной деятельности с помощью ИКТ используются презентации, обучающие программы, тренажёры. 

Самостоятельная работа на уроке способствует развитию познания, желанию достичь результата самому. 


Чтобы научить ученика работать самостоятельно, используются подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, в которых продумана последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы предлагаю учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый лёгкий, второй – немного сложнее и третий – самый трудный. 


Опыт работы показывает значимость для ученика варианта оптимального для него уровня сложности, при этом осуществляется поисковая деятельность при решении заданий из карточки. 

Качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. Для создания условий по развитию познавательной деятельности на уроках математики очень важны атмосфера заинтересованности (достижение цели, оценка труда), создание ситуации общения (защита собственного мнения, умение задавать вопросы, советы товарищам), смена форм деятельности на уроке, помощь сильного ученика более слабому, содержание задач должно быть связано с жизненными ситуациями, поощрение любой познавательной деятельности учащихся. 


Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Многие дети приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать всё возможное, чтобы они смогли проявить свои способности. А для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. 


Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса практически и невозможна. Поэтому в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках математики

Автор: Перевалова Галина Ивановна

Дата: 27.09.2016

Номер свидетельства: 346285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Комплекс упражнений для развития познавательного интереса на уроках математики в 1 классе"
    ["seo_title"] => string(89) "komplieksuprazhnieniidliarazvitiiapoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematikiv1klassie"
    ["file_id"] => string(6) "306067"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458046852"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ  ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ  ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ  УРОКОВ МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(129) "razvitiie-poznavatiel-nogo-intieriesa-uchashchikhsia-siel-skoi-shkoly-chieriez-proviedieniie-intiegrirovannykh-urokov-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "239519"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444813795"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(59) "razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "281840"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453611898"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Роль современных технологий в повышении познавательного интереса на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(88) "rolsovriemiennykhtiekhnologhiivpovyshieniipoznavatielnoghointieriesanaurokakhmatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "270197"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451036733"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения  познавательного интереса к уроку математики "
    ["seo_title"] => string(129) "ispol-zovaniie-razlichnykh-vidov-ustnykh-uprazhnienii-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-nogho-intieriesa-k-uroku-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "224157"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438527933"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства