РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Согласно концепции педагогической психологии развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта становящейся личности. Развитием личности можно управлять. Средством управления является организация деятельности ребёнка взрослыми, учителями-в общем, организация его активного общения.
Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью, оно может происходить только через активность. Активность учащихся является основой для всей учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.
Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности не только и не столько то,было ли его оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных отметок, а общего развития личности.
В начальные классы дети поступают в школу с выраженным интересом к обучению. Но нередко через небольшой промежуток времени нам удаётся выявит открытую пассивность учащихся, т.е.ситуацию, когда ученик открыто не принимает участия в учебной работе(разговаривает с соседом, перелистывает книгу, смотрит в окно, балуется и т.д.) Пассивность больше всего наблюдается на этапах проверки, закрепления и повторения изученного. Особенно заставляет задуматься тот факт, что неучастие слабых учеников в учебном процессе превышает в несколько раз неучастие средних и слабых. Следователь, особенно слабые учащиеся используют в учебном процессе далеко не полностью свои учебные возможности.
На уроках много приходится работать над тем, чтобы приучать детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальных классах, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теорию с практикой.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это одна из основных задач в нашей работе. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности,игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу понимания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учеников в условия поиска, пробуждает интерес к победе,а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества учащихся. Дети учатся оказывать помощь товарищам,считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей», «Отвечай сразу».
Изучение табличного умножения и деления-главная тема курса математики. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. В наши школьные годы мы старательно заучивали 5х5=25,6х8=48.Таблицу умножения требовалось знать назубок. Таблиц было две: сначала надо было выучить таблицу по постоянному множимому,а затем по постоянному множителю. Какими нудными и однообразными казались нам тогда уроки сплошной зубрёжки таблицы умножения.
Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принцип её составления. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путём.
Я остановлюсь на тех дидактических играх,которые использую с целью формирования прочных навыков таблицы умножения. Обычные задания на уроке –посчитаем устно, я дам примеры, а вы решите; проверю, как вы считаете-надоедают учащимся, вызывают скуку. Поэтому,чтобы избежать однообразия, я провожу упражнения в игровой занимательной форме. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения. На игру я отвожу несколько минут, причём игровой момент может быть включён на любом этапе урока в зависимости от темы, цели и характера игры.
Подбирая игру для урока,продумываю следующие вопросы:
1.Цель игры. Какие изменения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
2.Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
3.Посильна ли игра для учащихся моего класса?
4.Все ли учащиеся будут в одинаковой степени учавствовать в игре?
5.Подведение итогов игры.
ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА.
У учащихся в руках цифры от 0 до 9.Я читаю пример(3х2).Выходит тот ученик,у которого табличка с этой цифрой.
ЛЫЖНИКИ
На доске записаны примеры в 2 ряда
5х7;7х8;9х2
4х9;6х8;7х3
Дети считают и записывают только ответы. После проверки видим кто добрался первым до финиша и не споткнулся, т.е. решил правильно все примеры. Кто ошибся, тот повторяет решение этих примеров (проверка парами).
ДЕЛИТСЯ-НЕ ДЕЛИТСЯ.
Называю числа, а ученики хлопают в ладоши, если они делятся на 3(4,5 и т.д.)
ДЕНЬ И НОЧЬ.
Когда произношу слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время читаю пример на умножение или деление. После небольшой паузы говорю «День», дети поднимают голову, кто сосчитал, тот говорит правильный ответ.
Для более прочного усвоения геометрического материала использую такие задания:
-Из каких фигур состоит рисунок кошки?
-Какой фигурой представлено туловище?
-Измерьте и найдите периметр и площадь данной фигуры.
Для развития беглого счёта использую счёт «цепочкой», включая примеры на внетабличное умножение и деление.
66-12 69-64 86-14
: 11 х 13 : 18
х 6 -26 х 19
+ 34 : 13 + 24
Это лишь часть игр, которые я использую на уроках математики. На моих уроках дети любят помогать доктору Айболиту, составлять букеты для мам и бабушек, лепить снеговика, водить самолёт и т.д.
Чтобы сформировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению. Одним из важнейших факторов развития активности является чёткое понимание детьми необходимости того или иного изученного материала.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное пишу на доске несколько примеров для устного счёта на
раннеизученные правила: 90:6; 360:6; 960:3 и пример 12765:3.Предлагаю объяснить прём вычисления. Когда учащиеся подходят к решению последнего примера-наступает тишина, даже сильные учащиеся не могут сразу дать ответ. Напряжение передаётся и слабым. Все начинают думать, рассуждать, появляется желание узнать, научиться. Сильные ребята справляются с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Естественно, я поощряю их, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата и решить его можно быстро и справиться с решением может каждый. Но как? Глаза у ребят загораются от любопытства. В этот напряжённый момент я быстро решаю пример на доске, не задерживая внимания детей на объяснение. Важна быстрота получения ответа. Как только я заканчиваю решать пример,ребята удивляются, что так быстро можно решить сложный пример. Потом спрашиваю: «Просто?» Все радостно заулыбались, но не объяснив решения,я стираю ответ. Дети решили, что решать подобные примеры очень просто. После этого предложила решить пример самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, но решение у них не получается.У детей появилось желание поскорее найти ответ. Настало время для объяснения.
Работа по индивидуальным карточкам организует учеников на полную самостоятельность. Эта работа ценна тем, что ребёнок сразу получает оценку и знает,что результат зависит от его старания. Часто ребята проверяют выполненное задание в парах, если пример решён неверно, то выписывают его внизу и решают правильно.
Дети любят быть учителями. Ученик, который всю неделю работал активно, назначается учителем. Он может сам провести устный счёт или игровой момент.
Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Согласно концепции педагогической психологии развитие личности может происходить только в процессе активной деятельности субъекта становящейся личности. Развитием личности можно управлять. Средством управления является организация деятельности ребёнка взрослыми, учителями-в общем, организация его активного общения.
Развитие ребёнка неразрывно связано с его активностью, оно может происходить только через активность. Активность учащихся является основой для всей учебной деятельности и умственного развития. Активизация в учебном процессе направлена на развитие интеллектуальной активности. Вызывая систематически активность как состояние, мы тем самым содействуем и формированию активности как свойства личности.
Активизация познавательной деятельности означает стимулирование к выполнению познавательных задач. Определяя цели и задачи активизации необходимо иметь в виду, что мерой полноценности личности не только и не столько то,было ли его оценкой «хорошо» или «удовлетворительно». Важнее то, насколько в процессе обучения развиты желание и умение работать, умение самостоятельно усваивать знания, способность напрягать свои силы во имя достижения поставленной цели, потребность приносить пользу своей активной деятельностью. Таким образом, основной задачей активизации учащихся является достижение не максимальных школьных отметок, а общего развития личности.
В начальные классы дети поступают в школу с выраженным интересом к обучению. Но нередко через небольшой промежуток времени нам удаётся выявит открытую пассивность учащихся, т.е.ситуацию, когда ученик открыто не принимает участия в учебной работе(разговаривает с соседом, перелистывает книгу, смотрит в окно, балуется и т.д.) Пассивность больше всего наблюдается на этапах проверки, закрепления и повторения изученного. Особенно заставляет задуматься тот факт, что неучастие слабых учеников в учебном процессе превышает в несколько раз неучастие средних и слабых. Следователь, особенно слабые учащиеся используют в учебном процессе далеко не полностью свои учебные возможности.
На уроках много приходится работать над тем, чтобы приучать детей думать, проникать в суть явлений, повысить их внимание к слову и действиям учителя, сделать их активными участниками учебно-воспитательного процесса. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальных классах, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теорию с практикой.
Активизация познавательной деятельности учащихся – это одна из основных задач в нашей работе. Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности ,игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу понимания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит учеников в условия поиска, пробуждает интерес к победе ,а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества учащихся. Дети учатся оказывать помощь товарищам ,считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Большинство дидактических игр заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто верней?», «Кто быстрей», «Отвечай сразу».
Изучение табличного умножения и деления-главная тема курса математики. Знанию таблицы умножения всегда придавали большое значение. В наши школьные годы мы старательно заучивали 5х5=25,6х8=48.Таблицу умножения требовалось знать назубок. Таблиц было две: сначала надо было выучить таблицу по постоянному множимому ,а затем по постоянному множителю. Какими нудными и однообразными казались нам тогда уроки сплошной зубрёжки таблицы умножения.
Современная методика требует, чтобы дети не только знали таблицу, но и поняли принцип её составления. Ученик должен не только выучить и запомнить результаты табличного умножения, но и уметь при необходимости вычислить результат самым кратчайшим путём.
Я остановлюсь на тех дидактических играх ,которые использую с целью формирования прочных навыков таблицы умножения. Обычные задания на уроке –посчитаем устно, я дам примеры, а вы решите; проверю, как вы считаете-надоедают учащимся, вызывают скуку. Поэтому,чтобы избежать однообразия, я провожу упражнения в игровой занимательной форме. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний таблицы умножения. На игру я отвожу несколько минут, причём игровой момент может быть включён на любом этапе урока в зависимости от темы, цели и характера игры.
Подбирая игру для урока ,продумываю следующие вопросы:
1.Цель игры. Какие изменения и навыки будут формироваться в процессе её проведения?
2.Какие воспитательные цели преследуются в процессе игры?
3.Посильна ли игра для учащихся моего класса?
4.Все ли учащиеся будут в одинаковой степени учавствовать в игре?
5.Подведение итогов игры.
ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА.
У учащихся в руках цифры от 0 до 9.Я читаю пример(3х2).Выходит тот ученик,у которого табличка с этой цифрой.
ЛЫЖНИКИ
На доске записаны примеры в 2 ряда
5х7;7х8;9х2
4х9;6х8;7х3
Дети считают и записывают только ответы. После проверки видим кто добрался первым до финиша и не споткнулся, т.е. решил правильно все примеры. Кто ошибся, тот повторяет решение этих примеров (проверка парами).
ДЕЛИТСЯ-НЕ ДЕЛИТСЯ.
Называю числа, а ученики хлопают в ладоши, если они делятся на 3(4,5 и т.д.)
ДЕНЬ И НОЧЬ.
Когда произношу слово «Ночь», учащиеся кладут голову на парту и закрывают глаза. В это время читаю пример на умножение или деление. После небольшой паузы говорю «День», дети поднимают голову, кто сосчитал, тот говорит правильный ответ.
Для более прочного усвоения геометрического материала использую такие задания:
-Из каких фигур состоит рисунок кошки?
-Какой фигурой представлено туловище?
-Измерьте и найдите периметр и площадь данной фигуры.
Для развития беглого счёта использую счёт «цепочкой», включая примеры на внетабличное умножение и деление.
66-12 69-64 86-14
: 11 х 13 : 18
х 6 -26 х 19
+ 34 : 13 + 24
Это лишь часть игр, которые я использую на уроках математики. На моих уроках дети любят помогать доктору Айболиту, составлять букеты для мам и бабушек, лепить снеговика, водить самолёт и т.д.
Чтобы сформировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению. Одним из важнейших факторов развития активности является чёткое понимание детьми необходимости того или иного изученного материала.
Например, перед изучением деления столбиком многозначного числа на однозначное пишу на доске несколько примеров для устного счёта на
раннеизученные правила: 90:6; 360:6; 960:3 и пример 12765:3.Предлагаю объяснить прём вычисления. Когда учащиеся подходят к решению последнего примера-наступает тишина, даже сильные учащиеся не могут сразу дать ответ. Напряжение передаётся и слабым. Все начинают думать, рассуждать, появляется желание узнать, научиться. Сильные ребята справляются с заданием, заменяя делимое удобными слагаемыми. Естественно, я поощряю их, но отмечаю, что они затратили много времени на нахождение результата и решить его можно быстро и справиться с решением может каждый. Но как? Глаза у ребят загораются от любопытства. В этот напряжённый момент я быстро решаю пример на доске, не задерживая внимания детей на объяснение. Важна быстрота получения ответа. Как только я заканчиваю решать пример ,ребята удивляются, что так быстро можно решить сложный пример. Потом спрашиваю: «Просто?» Все радостно заулыбались, но не объяснив решения,я стираю ответ. Дети решили, что решать подобные примеры очень просто. После этого предложила решить пример самостоятельно. Они с радостью берутся за дело, но решение у них не получается.У детей появилось желание поскорее найти ответ. Настало время для объяснения.
Работа по индивидуальным карточкам организует учеников на полную самостоятельность. Эта работа ценна тем, что ребёнок сразу получает оценку и знает,что результат зависит от его старания. Часто ребята проверяют выполненное задание в парах, если пример решён неверно, то выписывают его внизу и решают правильно.
Дети любят быть учителями. Ученик, который всю неделю работал активно, назначается учителем. Он может сам провести устный счёт или игровой момент.
Применение различных приёмов проведения устного счёта, использование элементов игры делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются порой самых высоких для себя результатов.