Развитие логики мышления при проведении устного счета.
Развитие логики мышления при проведении устного счета.
Одна из главных задач моей работы – развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Ни один школьный предмет не может конкурировать в решении этой задачи с математикой. Именно на этом уроке, я считаю, дается возможность детям проявить все свои возможности.
Специфика математического мышления проявляется также и в том, что для него характерно многообразие видов и типов мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие логики мышления при проведении устного счета.»
Одна из главных задач моей работы – развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка. Ни один школьный предмет не может конкурировать в решении этой задачи с математикой. Именно на этом уроке, я считаю, дается возможность детям проявить все свои возможности.
Специфика математического мышления проявляется также и в том, что для него характерно многообразие видов и типов мышления. В одной области математики наиболее плодотворными оказываются алгоритмичные способности, в другой – комбинаторные, в третьей – геометрические. Наиболее эффективным способом развития мышления является система специально подобранных задач (логических, геометрических, комбинаторных и т. д.). В результате у ребенка формируется устойчивый интерес к предмету, развивается мышление, геометрическое воображение.
Далее я приведу различные виды, формы и методы работы с детьми по реализации данной задачи.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ МЫШЛЕНИЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОГО СЧЕТА
Известно, что устный счет позволяет развивать и доводить до автоматизма не только устные навыки. Цель – осмысливание различных способов действий, решений, анализ выражений, попытка увидеть определенную закономерность, умение обобщать. При проведении устного счета у детей развивается логика мышления, абстрактное мышление, что особенно важно в младшем школьном возрасте.
Но достаточно ли для этого тех задач, которые имеются в учебниках. Нет. Ведь в обязательный минимум входит умение решать задачи на стандартные темы: путь, время, цена, количество, стоимость и т. д. Даже хорошие ученики, умеющие решить практически любую задачу из учебника, часто бывают не в состоянии понять условие задачи на другую тему. Вывод напрашивается сам собой: учить детей решать нестандартные задачи. Такие задачи необходимо решать не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Например:
«Две мухи соревнуются в беге. Они бегут от пола к потолку и обратно. Первая муха бежит в обе стороны с одинаковой скоростью. Вторая бежит вниз вдвое быстрее, а вверх - вдвое медленнее, чем первая. Какая из мух победит?»
« Девять точек в узлах клеток образуют квадрат. Какое наименьшее число точек можно добавить к ним, чтобы получился новый квадрат, который содержит уже имеющиеся точки?»
Таких задач можно привести великое множество, но самое главное, все они учат мыслить ребенка нестандартно. Свою работу я рассчитываю как на «сильного», так и на «слабого ученика». Где «слабый» просто производит расчеты, а «сильный», помыслив логически, сам усложняет задание. Например: подумайте, как можно усложнить задачу, чтобы она решалась в 2, 3, 4 действия. И пусть сначала у «слабых учеников» будет нулевая самостоятельность. Но в дальнейшем, сначала в результате подражания, а затем уже и сами, дети подключаются к самостоятельному решению.
Задачи на развитие абстрактного мышления:
«Определи количество окрашенных и неокрашенных граней у распиленного пополам кубика, все грани которого окрашены».
«Коля живет на шестом этаже, а Петя на третьем этаже того же подъезда. Сколько ступенек надо пройти до квартиры Пети, если до квартиры Коли – 60 ступенек?»
Задачи на установление сходства:
- придумать задание, аналогичное заданному;
- назвать предметы, похожие на данную фигуру;
- найти общий признак у предметов;
Подобные задачи я задаю на дом для индивидуальной самостоятельной работы, использую во внеурочной работе.
Для самых маленьких учеников, в целях оживления работы, чтобы внести разнообразие, я использую игры такого содержания.
Например: «Котята». Цель – отработка навыков устного счета. «Представьте себе, что вам предлагают выбрать маленького котенка. Перед вами рисунки различных котят. Выберете себе того, который больше всего нравится. Но прежде чем забрать себе котенка, надо выполнить задание, записанное на обратной стороне рисунка. Если задание с первого раза выполнено неверно, то котенок остается у меня».
Аналогично проходят игры «Щенки», «Утята».
Логическое и пространственное мышление я развиваю не только с помощью разного вида текстовых задач, но и с помощью решения различного рода вычислений. Например:
из данных примеров назови те, у которых одинаковый прием вычислений;
найди быстрый и простой путь вычислений большого выражения;
Какой цифрой будет оканчиваться произведение: 12*14*16*18?
Подумайте, как можно вычислить площадь прямоугольного треугольника?
6 см
8 см
Сколькими нулями заканчивается произведение чисел от 11 до 20
10*11*12*13*14*15*16*17*18*19*20?
Не считая, ответь: что больше сумма чисел 1,2,3,4,5 или их произведение?
Аналогичных заданий существует множество, но каждое требует не механического выполнения, а обдуманного действия, заставляет думать, сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Известно, что главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Но ребенок с успехом может применить правило, если научится видеть его на письме. Умение обнаруживать орфограммы – первый этап при обучении правописанию, залог грамотного письма. Неумение выделять орфограммы – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Слабое развитие орфографической зоркости является основной причиной орфографических ошибок. Я предлагаю далее приемы, которые помогают развивать орфографическую зоркость у младших школьников.
Чтобы найти орфограмму, требующую проверки, необходимо учить ребенка видеть «опасное» место в слове. Орфограмма воспринимается зрительно или на слух. Раздражение действует через зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому целесообразно рассматривать процессы зрительного и слухового восприятия.
При зрительном восприятии я привлекаю внимание детей к отличительным чертам орфограмм, упражняю в сравнении, провожу анализ. Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только устной, но и письменной речи. Как графические, так и орфографические написания возможны при условии сопоставления произношения и написания. Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно – это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях. Таким образом, делаем вывод: развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при развитии орфографической зоркости – нахождении орфограммы и определении ее типа. Как показывают исследования, на начальных ступенях на ряду со зрительным и слуховым анализом большое значение имеет речевое проговаривание. Оно позволяет более тонко и точно воспринимать речь. В своей работе я практикую такое проговаривание. Чтобы запомнить написание слова, ребенок должен несколько раз повторить его вслух так, как оно пишется. Однако надо помнить, что в процессе проговаривания орфографическое правило не осмысливается. Вспоминания движений руки также выступают необходимым условием грамотного письма. Зрительное, слуховое, рукодвигательное восприятие, проговаривание – все составляет чувственную базу орфографического навыка. Чем больше органов наших чувств, по К. Д. Ушинскому, принимает участие в восприятии какого-либо впечатления, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу память. Без опоры на понимание, без опоры на мыслительную деятельность усвоение знаний невозможно. Однако, если понимание поверхностно, отрывочно, неполно, то запоминание слабо и нестойко и требуются многократные повторения для его улучшения. Если же ребенок в процессе усвоения сопоставляет материал с имеющимися у него знаниями, выделяет главное, то в результате у него образуются сильные и стойкие следы в памяти. Поэтому количество повторений по материалу в таких случаях я могу сократить.
На основании сказанного можно сделать вывод: чем глубже и шире анализ усваиваемого материала, чем больше включаются в усвоение процессы мышления, тем больше функционирует память ребенка, полнее используются все потенциальные возможности.
Прочному запоминанию способствуют вопросы и мои инструкции, которые заставляют ученика активно оперировать учебным материалом, осмысливать его, устанавливать связи. Вопросы стараюсь подбирать нешаблонные, оригинальные, которые предлагают анализировать, пробуждают интерес, стимулируют мысль ребенка, являются также условием сохранения материала в памяти.
Первым этапом решения орфографической задачи выступает умение увидеть орфограмму, то есть развиваем орфографическую зоркость. В начале обучения ребенок узнает орфограммы с помощью проверки их признаков. А затем, после тренировки, сразу опознает орфограмму. На первоначальном этапе дети знакомятся со всеми опознавательными признаками орфограмм и добиваются их прочного усвоения на практике. Я считаю, что начальные классы следует рассматривать как начальный этап развития орфографической зоркости, на котором основное внимание уделяется определению всех необходимых признаков для нахождения орфограммы. А в дальнейшем обучении (5-7 классы) уже формируются образы, ориентировки при обнаружении орфограмм.
При обучении орфографии, я организовываю работу над следующими группами опознавательных признаков:
фонетические признаки (позиция звука в слове), например: для гласных – положение в безударном слоге, для парных согласных – положение в конце слова или перед парными согласными. Этот уровень направлен на формирование интуиции, на развитие речевого слуха у учащихся;
морфемные признаки (положение звука или буквы в слове по отношению к морфеме: «опасные» места в приставке, корне, суффиксе или окончании);
морфологические признаки (положение звука или буквы в слове определенной части речи, например: безударное падежное окончание имени существительного, усваивается при изучении основных грамматических категорий);
семантические признаки (процесс наблюдения над собственными и нарицательными именами существительными);
слоговой и морфемный состав слова учитывается при переносе слов с одной строки на другую;
Далее, для усвоения опознавательных признаков орфограмм, с детьми составляем модели орфографических понятий:
составление модели-памятки под моим руководством или самостоятельно;
воспроизведение орфографического правила по готовой модели-памятке;
Предлагаю рассмотреть пример при изучении непроизносимых согласных в корне слова.
При решении учебной задачи дети называют, как можно назвать печального человека (грустный). При подсчитывании количества букв и звуков в слове, выясняют, что звук (т) не произносится, а буква т пишется, чтобы сохранялся корень. Дети указывают орфограмму и задачу урока – научится писать слова с непроизносимыми согласными в корне.
После выделения общих признаков, дети приходят к выводу:
непроизносимыми могут быть согласные д, т, в, л;
непроизносимые согласные встречаются в «опасных» сочетаниях: стн, здн, вст, лнц, рдц.
проверочными для непроизносимых согласных являются слова с гласной после согласной;
далее составляем модель-памятку для данной орфограммы.
стн
здн
вст
Для самоконтроля дети записывают слова с непроизносимыми согласными: честный, звездный, яростный, поздний, солнце. В процессе моделирования дети овладевают умениями обобщать, фиксировать признаки, соотносить обобщенное представление об орфограмме с ее реализацией в слове. Самоконтроль формируется на основе само- и взаимопроверки написанного, в ходе комментированного письма, диктанта.
При комментировании достигается, я считаю, высокий уровень самоконтроля, так как ребенок не просто находит, фиксирует, но и объясняет правописание, рассуждает в процессе записи слов, предложений. Например: «За-ле-та-ет. В приставке пишу а, так как «зо» приставки не бывает. В корне безударная гласная е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная е, так как неопределенная форма залетать, оканчивается на ать, значит 1-е спряжение, пишу окончание -ет». Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, а отдельными словами-комментариями, то есть как протекает мысль ученика.
Комментированное письмо – один из приемов работы по предупреждению ошибок, способствует выработке навыков грамотного письма. Оно развивает мышление, память, внимание, речь детей. Также при комментированном письме осуществляется систематическое повторение материала, дает мне возможность проверить у детей имеющиеся знания и навыки. Наряду с устным комментированием, я использую письменное комментирование: подчеркивание орфограмм, обозначение знаков проверки, что усиливает внимание ребенка в ходе проверки, когда дети называют встретившиеся орфограммы. Проводимая работа оказывает положительное влияние на грамотное письмо и приводит к снижению орфографических ошибок.