kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследование возможностей информационных технологий, используемых на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных технологий способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

На уроках математики используются несколько  видов информационных технологий: презентации, слайд-шоу, информационно-обучающее пособие. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов.

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это одна из самых современных технологии представления информации.[5] Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. Так, например, при изучении нового материала, использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На уроках используются электронные приложения разного вида:

  • иллюстрация и демонстрация аудио-видеоряда;
  • приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;
  • разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронный вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

 2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы)[4].

В данной работе представлен фрагмент урока  по теме «Действия  с рациональными числами» 6 класс

Целью данного урока является проверить степень усвоения материала по данной теме, закрепление умения находить значение числового выражения, сравнения чисел, округления чисел; развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Действия с рациональными числами» предназначена для наглядного представления системы заданий по теме данного урока.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15 минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указываются наименование темы (рис.1). Ярко представленная тема – наиболее запоминающаяся. И ребята четче улавливают цели урока и стремятся их достичь.

Рис. 1. Титульный лист

                           

Следующие слайды предлагают учащимся ответить на теоретические вопросы (рис.2) Работая с этими слайдами, учащиеся быстрее произносят требуемое определение, нет необходимости повторения вопроса, при этом экономится значительная часть урока.

Рис. 2. Теоретические вопросы

 

Затем на уроке предлагаем сравнить выражения (рис.3). Выражения выходят по одному, при этом требуется особая концентрация внимания, применение теоретических знаний на практике. Не остается незадействованным ни один ученик в классе. Ребята хотят как можно быстрее найти верный ответ.

Рис. 3. Сравнить выражения

Далее учащимся предлагается округлить десятичные дроби (рис.4). Здесь вспоминаются принципы округления, разряды чисел. Ребята очень внимательно следят, чтоб отвечающий ученик не допустил ошибку.

Рис. 4. Задачи на округление

 

Не забываем и такую компоненту урока  как устный счет (рис.5).  Ребята самостоятельно озвучивают получившийся пример. При этом остальные ученики класса могут проследить, чтоб был получен верный результат. Вследствие того, что подобные задания появляются один за другим, нет возможности заранее заготовить решения, и сразу видна степень владения материалом.

 

Рис. 5. Устный счет

 

Выполнение заданий требует от учащихся проявления таких качеств, как способность видения и перенесения знакомой ситуации к новой проблеме.

Для выполнения заданий учащимся необходимо установить взаимно однозначное соответствие и озвучить то число, которое необходимо вписать в окошко, при этом мы не только вспоминаем действия с рациональными числами, но и вспоминаем, как найти неизвестную компоненту.

Выполнение задания требует актуализации усвоенных знаний, умения привлечь ранее полученные знания.

Следует отметить, что свойства действий с рациональными числами является сложным понятием на начальном этапе, но посредством устной работы на уроках ребята быстрее и четче усваивают алгоритм выполнения действий с рациональными числами. Поэтому в соответствии с дидактическими принципами формирования знаний и строится работа по данной теме, последовательно, от этапа к этапу, с соблюдением логики преемственности математического образования.

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследование возможностей информационных технологий, используемых на уроках математики»

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Детская природа требует наглядности

К.Д.Ушинский


Использование информационных технологий способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

На уроках математики используются несколько видов информационных технологий: презентации, слайд-шоу, информационно-обучающее пособие. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям материал.

Презентация является информационным обеспечением фронтальной работы учителя с классом и состоит из слайдов.

Опыт применения электронных презентаций, выполненных в программе Power Point, показал, что повышается качество урока. Компьютерные презентации – это одна из самых современных технологии представления информации.[5] Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. Так, например, при изучении нового материала, использование презентации позволяет иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возможность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание. Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.

На уроках используются электронные приложения разного вида:

  • иллюстрация и демонстрация аудио-видеоряда;

  • приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок;

  • разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, вырисовывая картину целостного восприятия мира, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете;

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1. сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронный вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени)

2. технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы)[4] .

В данной работе представлен фрагмент урока по теме «Действия с рациональными числами» 6 класс

Целью данного урока является проверить степень усвоения материала по данной теме, закрепление умения находить значение числового выражения, сравнения чисел, округления чисел; развитие внимания, памяти, трудолюбия; привитие интереса к математике посредством использования информационных технологий.

Презентация «Действия с рациональными числами» предназначена для наглядного представления системы заданий по теме данного урока.

Работа с данной презентацией рассчитана на 15 минут урока.

Первый слайд. Титульный лист, на котором указываются наименование темы (рис.1). Ярко представленная тема – наиболее запоминающаяся. И ребята четче улавливают цели урока и стремятся их достичь.

Рис. 1. Титульный лист

Следующие слайды предлагают учащимся ответить на теоретические вопросы (рис.2) Работая с этими слайдами, учащиеся быстрее произносят требуемое определение, нет необходимости повторения вопроса, при этом экономится значительная часть урока.

Рис. 2. Теоретические вопросы


Затем на уроке предлагаем сравнить выражения (рис.3). Выражения выходят по одному, при этом требуется особая концентрация внимания, применение теоретических знаний на практике. Не остается незадействованным ни один ученик в классе. Ребята хотят как можно быстрее найти верный ответ.

Рис. 3. Сравнить выражения


Далее учащимся предлагается округлить десятичные дроби (рис.4). Здесь вспоминаются принципы округления, разряды чисел. Ребята очень внимательно следят, чтоб отвечающий ученик не допустил ошибку.

Рис. 4. Задачи на округление


Не забываем и такую компоненту урока как устный счет (рис.5). Ребята самостоятельно озвучивают получившийся пример. При этом остальные ученики класса могут проследить, чтоб был получен верный результат. Вследствие того, что подобные задания появляются один за другим, нет возможности заранее заготовить решения, и сразу видна степень владения материалом.


Рис. 5. Устный счет


Выполнение заданий требует от учащихся проявления таких качеств, как способность видения и перенесения знакомой ситуации к новой проблеме.

Для выполнения заданий учащимся необходимо установить взаимно однозначное соответствие и озвучить то число, которое необходимо вписать в окошко, при этом мы не только вспоминаем действия с рациональными числами, но и вспоминаем, как найти неизвестную компоненту.

Выполнение задания требует актуализации усвоенных знаний, умения привлечь ранее полученные знания.

Следует отметить, что свойства действий с рациональными числами является сложным понятием на начальном этапе, но посредством устной работы на уроках ребята быстрее и четче усваивают алгоритм выполнения действий с рациональными числами. Поэтому в соответствии с дидактическими принципами формирования знаний и строится работа по данной теме, последовательно, от этапа к этапу, с соблюдением логики преемственности математического образования.

Предложенная система заданий направлена на закрепление умений и навыков и создает условия для выполнения учебных задач на более высоком уровне самостоятельности.


Эта разработка может быть использована на уроке математики в шестом классе по любой из существующих в настоящее время программ обучения.

Список литературы:

  1. Виленкин Н.Я. Учебник по математике за 6 класс. - М.: Мнемозина, 2013
  2. Донец Л.П. Готовимся к ГИА. Математика. 6кл.-Ярославль: Академия развития, 2011 -64с
  3. Жохов В.И Математический тренажер. 6кл.-М.:Мнемозина, 2013 -95с
  4. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии:[текст] Сб. науч. ст. Вып.1.
  5. Молокова А.В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса. //Третий Сибир-ский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, [текст] 1998.-с.146-147.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Булай Людмила Викторовна

Дата: 03.08.2023

Номер свидетельства: 635286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ на уроках математики"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_uchashchikhsia_s_ispol_zovaniiem_ikt_n"
    ["file_id"] => string(6) "351280"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477140957"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "использование excel для исследования графика квадратичной функции "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-excel-dlia-issliedovaniia-ghrafika-kvadratichnoi-funktsii"
    ["file_id"] => string(6) "106295"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402992584"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(132) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300591"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761021"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Статья «Использование электронных образовательных ресурсов  как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(134) "stat-ia-ispol-zovaniie-eliektronnykh-obrazovatiel-nykh-riesursov-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka-1"
    ["file_id"] => string(6) "300592"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761029"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Статья «Применение ИКТ   как средство обеспечения эффективности современного урока»"
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-primienieniie-ikt-kak-sriedstvo-obiespiechieniia-effiektivnosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "300596"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456761530"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства