kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Cтатья на тему: "Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка.

Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, с трудом младших глухих школьников, что стала главной частью их языка.

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Анализ развития силы кисти правой руки младших глухих школьников показывает отрицательную динамику, что свидетельствует о тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного  возраста.

При коррекции мелкой моторики кисти происходит достаточно быстрое улучшение исследуемой функции. Эффективность коррекционных и профилактических мероприятий, как показал опыт, увеличивается только при условии глубокого теоретического обоснования проблем, так как при этом значительно возрастает ответственность взрослых  за детей. Ведь редко кто задумывается о том, что при отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона  функциональных возможностей сердечно - сосудистой системы и органов дыхания. Специальное изучение процесса письма показало, что дети выполняют письменное задание на вдохе. Ребенок задерживает дыхание, пока беспрерывно пишет букву, слог, даже слово.  Естественно, чем длиннее слог (а тем более слово), тем дольше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма.

Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут ребенку не только сформировать навык письма, но и  оградят его от дополнительных трудностей обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье.

Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступит к самой работе, т.е. подготовить движения при помощи повторных упражнений. Она также считала, что, берясь за вещи, которые ребенок делает плохо, он притупляет в себе чувствительность к своим ошибкам.  При этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка – самое сильное и самое яркое. Написав неправильную букву, он запоминает ее искаженной, поэтому обучать письму до школы не рекомендуется. Но упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, на наш взгляд, обязательны.

Поскольку формирование каллиграфических навыков является одной из самых трудных участков работы в процессе обучения грамоте, каждый учитель по- своему старается преодолевать возникающие трудности. Для развития мелких мышц кисти полезно использовать на уроках и во внеклассное время ручной труд, пальчиковую гимнастику, различные графические упражнения (приводятся ниже). Все это, несомненно, помогает с меньшим напряжением освоить программный материал, мимику и жесты.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие речи глухого младшего школьника. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у глухих детей не удастся. Детям дошкольного и младшего школьного возраста для развития мелкой моторики кисти рекомендуются следующие средства деятельности:

- наборы пористых губок ( для тренировки мускулатуры кисти руки);

- наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень;

- цветные клубочки ниток для перематывания;

- деревянные игрушки ( собрать пирамиду, матрешку, сложить из кубиков поезд, дом);

- мозаика по возрастающей сложности;

- нанизывание бус, бисера, пуговиц;

- пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков;

- наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь;

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров;

- вязание, шитье, вышивание;

- лепка из глины или пластилина;

- игра «Театр пальчиков».

Наряду с вопросами обучения и воспитания важной задачей семьи и школы является задача сохранения здоровья детей. Рост и развитие ребенка обусловлены динамическим взаимодействием внешних и внутренних факторов. Среда выступает не только как условие, но и как источник развития организма человека, благоприятствуя совершенствованию его наследственных свойств и даже корректируя их нежелательные проявления. Ранняя диагностика индивидуального физиологического профиля глухого ребенка, точное определение характера и степени отклонения функции, углубленный анализ среды являются основой эффективности коррекционной работы.

Педагогическая коррекция моторики кисти не существует и не может рассматриваться отдельно от всего организма. Коррекционная работа должна быть направлена, на наш взгляд, как на изменение конкретного вида неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Нужно организовать всю жизнь ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т.е. качества, необходимые для успешного обучения письму и для его коррекции.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте родителями, воспитателями, сурдопедагогами и учителями начальной школы. Это обеспечит преемственность контроля формирования правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Cтатья на тему: "Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка" »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Cтатья на тему: "Коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка"

Автор: Баирова Гульнара Тулегеновна

Дата: 18.02.2015

Номер свидетельства: 175298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства