kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях специальной(коррекционной) школы VIII вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы  развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях С(К) школы VIII вида

Слайд 1.

  Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью этого восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве. Особенно сложно протекает процесс формирования графо-моторных навыков у детей, имеющих нарушения интеллектуального развития. Это связано с различными дисфункциями устной речи, психических процессов, моторики рук, пространственного восприятия.

Недостатки  моторики умственно отсталых детей выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания.

Особенное внимание уделяется на развитие мелкой моторики у учащихся начальной школы, и прослеживается на всех уроках, коррекционных занятиях,  во внеурочное время.

Слайд 2.

В моем классе 5 учащихся с умеренной умственной отсталостью тяжелой степени. Один ребенок с синдромом Дауна, двое с – ДЦП.

Проведя обследование учащихся в начало года,  я распределила упражнения и игровые задания по характеру деятельности на 4 группы:

Слайд 3.

1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов.

2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений.

3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев.

4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

Слайд 4. Средствами развития мелкой моторики стали:

  • Игры с пластилином
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  • Шнуровки
  • Рисование
  • Игры с бумагой
  • Игры со скрепками
  • Упражнения с пипеткой
  • Игры с зубочисткой
  • Пальчиковые игры

и другие.

Сейчас я поделюсь теми коррекционными упражнениями и играми, которые провожу с детьми.

Слайд 5.   Игры с пластилином

      Работа с пластилином, кроме развития моторики, вызывает у ребенка много и положительных эмоций.  Его мы учились раскатывать, лепить небольшие формы.  Затем перешли к картинам. Готовую заготовку  ребенок   дополняет фигурами из пластилина.

        Слайд 6.          

       При составлении картин пользуемся формочками. С их помощью вырезаем  фигурки и составляем вместе с ребенком сюжет. Первоначальная работа с пластилином помогла в дальнейшем выкладывать геометрические фигуры,  лепить из пластилина  буквы, цифры и выполнять различного рода "Отпечатки". Раскатываем пластилин и экспериментируем всем, что находится под рукой: кубики, расческа, конструктор, крышки от бутылок, пуговицы.  А затем закрываем глаза, руками проводим по полученной поверхности и говорим, что ощущаем.

Слайд 7.   Игры с конструктором, мозаикой.

       Ученикам нравится работать с конструктором.  И  если вначале  они с трудом закручивали гайку на болт, то сейчас этот процесс проходит  намного быстрее. 

  Слайд 8.

     Охотно дети играют с «Лего», из которого собирают различные фигуры и даже сюжеты, а также с мозаикой.

Слайд 9. Игры с пуговицами.

        Пуговицы открывают массу возможностей для развития умения сравнивать предметы по цвету и размеру; перекладывать, пересыпать из руки в руку, делать пуговичный массаж.

Слайд 10

      Интересным является использование пуговиц для заполнения круглых форм в образных картинках, нанизывать их на веревочку.

Слайд 11. Функциональные коврики.

     Вот функциональные  коврики  с пуговицами. К ним прилагается некоторый набор   форм  с прорезями посередине, которые нужно пристегнуть к пуговицам. Это  упражнение может послужить еще и развитию способности классифицировать предметы. Сегодня мы «собираем» цветочную полянку. Завтра — фруктовую. Послезавтра — геометрическую и т.д.

Слайд 12.     Игры с крупами. 

      Игра с крупами оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать,  катать  пальцами, придавливать крупу  пальцами обеих рук к столу. Пересыпать крупу из рук в руки, «сухой бассейн», «спрячь  и найди игрушку».

Слайд 13. Шнуровки.

Уже давно доказано, что шнуровка – идеальная игрушка для развития речи. Самое интересное, что дети сами инстинктивно тянуться к подобным играм. Шнурование отвечает их естественной потребности, потому оно – незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.

Слайд 14.  Рисование.

   В процессе рисования у детей формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.  В своей работе используем не только карандаши, но и рисование красками, пальчиками, ладонью, по трафарету.  Хочется отметить тот факт, что если в начале дети использовали темные тона, то сейчас все чаще в руках оказываются яркие краски. Лучше стали соблюдать контур.

Слайд 15.  Игры с бумагой.

        Можно много придумать игр с бумагой.  Складывание различных фигур, вырезание ножницами линий, рисунков, трафаретов. Создание  аппликаций, мозаики.

Слайд 16Игры со скрепками.

Скрепки: здесь предлагается детям нацепить их на  какую-нибудь фигуру по длине или окружности. А еще ребятам очень нравится соединять скрепки в цепочки. Здесь тоже есть поле деятельности для составления цепочки по образцу – одного цвета, чередуя цвета в разных количествах скрепок.

Слайд 17.

 Еще один вид работы с рваной бумагой и скрепками  – ученик по цвету собирает кусочки в стопочку и скрепляет  их скрепкой похожего цвета.
Слайд 18.          Игры с пипеткой.

   Для  упражнения с пипеткой понадобится пипетка и небольшие емкости для переливания  жидкости.  Дети учатся надавливать на пипетку, чтобы набрать и вылить  воду.

 Слайд 19. Игры с зубочисткой.

    Игры с зубочисткой. В этой игре рисунок на бумаге кладется на коврик, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по его контуру. Когда работа  закончена, предлагаю ребенку посмотреть рисунок на просвет, погладить рукой. Затем усложняю работу, прошу вырезать рисунок по контуру, т.к. не все умеют соблюдать контур.

Слайд 20.  Пальчиковые игры.

Включаю  в ежедневные занятия с детьми задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук:

1. Пальчиковая гимнастика

2. Пальчиковые игры

3. Массаж пальцев и рук

Например: «Капуста».

Мы капусту рубим, рубим.   \ладошками рубим\

Мы морковку трем,трем.       \кулачки трут друг  друга\

Мы капусту солим, солим.     \солим щепоткой\

Мы капусту мнем, мнем.        \ пальчики сжимаем и разжимаем/

«Гуси – гуси»

- Гуси – гуси !     \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Га – га – га!  \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\

- Есть хотите?  \прямые пальцы собраны, рука вращается вокруг своей оси\

- Да – да – да!   \большой палец опускается – поднимается относительно остальных\.

      В заключение хотелось бы отметить, развитие мелкой моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями развития, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет им:

 - овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;

 -  лучше адаптироваться в практической жизни;

 -  научиться понимать многие явления окружающего мира.

Слайд 21.

На начало и конец года я провела диагностику развития мелкой моторики и по диаграмме  можно увидеть результаты: положительная динамика наблюдается  у каждого учащегося.

        Сравнивая  тетради учащихся на начало и конец учебного года, можно определить, что данные занятия помогают ребенку лучше держать ручку в руках и виден прогресс в написании букв.

Слайд 22.      Кожевников Женя, у ребенка ДЦП

Слайд 23.      Космаров Максим, у мальчика тоже ДЦП.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании  придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приемы развития мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях специальной(коррекционной) школы VIII вида. »

Тоцкая Светлана Александровна, учитель – дефектолог ОГСКОУ С(К) Ш-И VIII вида № 33

Тоцкая Светлана Александровна, учитель – дефектолог ОГСКОУ С(К) Ш-И VIII вида № 33

Группы упражнений и игровых занятий: 1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов 2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений 3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев 4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

Группы упражнений и игровых занятий:

1. Группа упражнений связана с распознаванием предметов

2. Группа упражнений направлена на развитие координации движений

3. Группа упражнений развивает ловкость пальцев

4. Группа упражнений направлена на общее развитие мелкой моторики.

Средства  развития мелкой моторики

Средства развития мелкой моторики

  • Игры с пластилином
  • Игры с конструктором, мозаикой
  • Игры с пуговицами – пуговичный массаж
  • Игры с крупами
  • Шнуровки
  • Рисование
  • Игры с бумагой
  • Игры со скрепками
  • Упражнения с пипеткой
  • Игры с зубочисткой
  • Пальчиковые игры
Игры с пластилином

Игры с пластилином

  • Скатать шарик, раскатать колбаску
  • Разрезать на кусочки
  • Лепим картинки
  • Мнем и отщипываем
Игры  с конструктором, мозаикой

Игры с конструктором, мозаикой

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

Игры с пуговицами – пуговичный массаж:

  • Заполнить просторную коробку пуговицами.
  • Перетереть пуговицы между ладонями.
  • Пересыпать их из ладошки в ладошки.
  • Найти самую большую пуговицу, самую маленькую, квадратную, гладкую и пр.
Игры с крупами:

Игры с крупами:

  • Пересыпать крупу
  • «Отгадай, какая крупа в мешочке»
  • Найти игрушку
  • «Сухой бассейн» из гороха и фасоли
Шнуровки

Шнуровки

Рисование

Рисование

  • Карандашом, кистью
  • Рисование пальцем, ладонью, палочкой.
  • Рисование по трафарету
Игры с бумагой:

Игры с бумагой:

  • Складывание различных фигур;
  • Вырезание ножницами
  • Изготовление аппликаций
Игры со скрепками

Игры со скрепками

Игры с пипеткой

Игры с пипеткой

Игры  с  зубочисткой

Игры с зубочисткой

Пальчиковые  игры

Пальчиковые игры

  • Пальчиковая гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Массаж пальцев и рук
Результаты  работы

Результаты работы

Кожевников  Женя

Кожевников Женя

Космаров  Максим

Космаров Максим


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Тоцкая Светлана Александровна

Дата: 12.06.2014

Номер свидетельства: 103179


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства