Я работаю в школе учителем младших классов двадцать лет, и за этот промежуток времени выпустила дружные коллективы. Каждый класс отличался друг от друга своими интересами, ценностями, психологическим климатом, успеваемостью, желанием узнать что-то новое, но самое главное мои ученики приобретают важное качество – это уважение друг другу. Ведь мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в коллективе, поэтому важно с начальных классов учить детей жить в коллективе, учить жить в ладу не только с самим собой, но и с другими.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.
Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых ещё недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени вместе, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
Цель воспитательной деятельности – моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на раскрытие и развитие индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Исходя из основной цели, поставлены следующие задачи:
изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
развивать умение общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими учащимися школы;
развивать способности адекватного оценивания своих и чужих достижений, радоваться своим успехам и одноклассников успехам и огорчаться за чужие неудачи;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Внеклассная деятельность строится по следующим принципам:
принцип привлекательности будущего дела,
принцип деятельности,
принцип обратной связи,
принцип успешности.
При организации воспитательной работы среди младших школьников всегда нужно помнить то, что эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, и поэтому нужно придерживаться следующих правил:
не бояться выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок;
не стараться за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы;
в общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
всегда быть предусмотрительным и справедливым в оценке поступков учащихся;
учить радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
учить учащихся не бояться выражать положительные эмоции.
Эффективность системной работы над созданием сплоченного коллектива будет измеряться тем, насколько прочно поняты и осознаны такие понятия как: коллектив, дружба, товарищ, друг. Учащиеся должны показать свою способность строить отношения в коллективе.
Работу по созданию сплоченного коллектива предполагается вести по трем направлениям, взаимосвязанным, соблюдающим целостность целенаправленного воспитания учащихся.
Первое направление: сплочение коллектива на уроках:
Второе направление - сплочение коллектива на классных часах: Считаю, что такая продуманная система классных часов даст свои результаты по воспитанию коллективизма. И, конечно, невозможно сплотить коллектив без совместных творческих дел, без совместных событий, без общих традиций и праздников.
Третье направление - коллективно-творческие дела
Коллективно-творческие дела, которые надо традиционно проводить:
1. Радость встречи с одноклассниками - день рождения коллектива (1 сентября);
2. Утренник «Золотая волшебница - осень»;
3. Мы за чаем не скучаем -день именинника;
4. Праздник «Новый год»;
5. Мамин праздник;
6. Праздники в течения года;
7. Походы с детьми и родительским коллективом классом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие детского коллектива »
Романова Татьяна Александровна
Учитель начальных классов КГУ «СОШ № 40» ГУ «Отдел образования г. Семей ВКО»
Развитие детского коллектива
Я работаю в школе учителем младших классов двадцать лет, и за этот промежуток времени выпустила дружные коллективы. Каждый класс отличался друг от друга своими интересами, ценностями, психологическим климатом, успеваемостью, желанием узнать что-то новое, но самое главное мои ученики приобретают важное качество – это уважение друг другу. Ведь мы растим личность, которая будет жить в обществе, работать в коллективе, поэтому важно с начальных классов учить детей жить в коллективе, учить жить в ладу не только с самим собой, но и с другими.
Детский коллектив, существующий в современной общеобразовательной школе, представляет собой многоплановую систему, внутри которой дети могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования. Как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Наиболее благополучно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит. Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается - мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых ещё недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания.
Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени вместе, причем почти всегда одного с ними пола. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство. Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы.
Цель воспитательной деятельности – моделирование и построение воспитательной системы класса, направленной на раскрытие и развитие индивидуальности ребёнка, ведущего здоровый образ жизни, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Исходя из основной цели, поставлены следующие задачи:
изучать личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе;
развивать умение общаться и сотрудничать со своими одноклассниками и другими учащимися школы;
развивать способности адекватного оценивания своих и чужих достижений, радоваться своим успехам и одноклассников успехам и огорчаться за чужие неудачи;
содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся;
формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Внеклассная деятельность строится по следующим принципам:
принцип привлекательности будущего дела,
принцип деятельности,
принцип обратной связи,
принцип успешности.
При организации воспитательной работы среди младших школьников всегда нужно помнить то, что эмоциональные проявления зависят от их мироощущения волевой сферы, и поэтому нужно придерживаться следующих правил:
не бояться выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок;
не стараться за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы;
в общении с детьми чаще использовать просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
всегда быть предусмотрительным и справедливым в оценке поступков учащихся;
учить радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
учить учащихся не бояться выражать положительные эмоции.
Эффективность системной работы над созданием сплоченного коллектива будет измеряться тем, насколько прочно поняты и осознаны такие понятия как: коллектив, дружба, товарищ, друг. Учащиеся должны показать свою способность строить отношения в коллективе.
Работу по созданию сплоченного коллектива предполагается вести по трем направлениям, взаимосвязанным, соблюдающим целостность целенаправленного воспитания учащихся.
Первое направление: сплочение коллектива на уроках:
Второе направление - сплочение коллектива на классных часах: Считаю, что такая продуманная система классных часов даст свои результаты по воспитанию коллективизма. И, конечно, невозможно сплотить коллектив без совместных творческих дел, без совместных событий, без общих традиций и праздников.
Третье направление - коллективно-творческие дела
Коллективно-творческие дела, которые надо традиционно проводить:
Радость встречи с одноклассниками - день рождения коллектива (1 сентября);
Утренник «Золотая волшебница - осень»;
Мы за чаем не скучаем -день именинника;
Праздник «Новый год»;
Мамин праздник;
Праздники в течения года;
Походы с детьми и родительским коллективом классом.