Позитивная динамика активного участия учащихся и коллектива на мероприятиях…………………………………………………………………...34
Диагностическая работа………………………………………………………..38
Литература……………………………………………………………………...46
Паспорт программы развития классного коллектива «Вместе»
Наименование программы
Программа развития классного коллектива «Вместе» МБОУ «ОШ № 11» на 2019-2023 учебный год
Основания для разработки программы
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
Устав МБОУ «ОШ № 11» с.п.Ильино
Заказчик программы
Администрация МБОУ «ОШ № 11» » с.п.Ильино
Участники программы
Коллектив обучающихся
Цели программы
Создание условий для формирования активной, инициативной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самосовершенствованию.
Задачи программы
1.Создать:
максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений желаний;
благоприятный психологический климат в классе для детей и родителей.
2. Воспитывать и развивать в детях:
любовь к Родине, своему селу, родному дому;
гражданскую ответственность;
способность к объективной самооценке, чувства собственного достоинства и уважения к окружающим людям;
эстетическое, нравственное и практическое отношения к окружающей среде;
потребность в здоровом образе жизни.
потребность в творческом труде, воспитание трудолюбия как высокой ценности в жизни;
стремление к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
потребность в высоких культурных и духовных ценностях;
развивать творческие способности школьников.
3. Связать в единое целое коллектив детей, учителя и родителей.
Сроки реализации программы
2019-2023 учебные годы.
Место реализации проекта
МБОУ «ОШ № 11» » с.п.Ильино
Основные направления программы
Данная программа должна осуществляться по шести направлениям: «Интеллект», «Здоровье»(ПДД,ПТБ), «Досуг», «Семья» , «Нравственность (краеведение и экология, гражданско – патриотическая работа)», «Взаимодействие»
Исполнители программы
В реализации данной программы участвуют три действующих лица: классный руководитель, родители и ученик, где ученик занимает центральную позицию.
Принципы реализации программы
1. Принцип открытости.
2. Принцип деятельности.
3. Принцип обратной связи.
4. Принцип успешности.
5. Принцип сотворчества.
6. Принцип свободы участия.
Механизмы реализации
программы
тематические классные часы по представленным направлениям;
выстраивание индивидуальной образовательной и воспитательной траектории;
участие в школьных и районных мероприятиях, творческих конкурсах, соревнованиях;
участие в интернет-олимпиадах;
участие в научно-исследовательской и практической деятельности, олимпиадах.
Ожидаемые конечные результаты программы
формирование детского коллектива;
устойчивые положительные результаты обучения;
готовность и стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и самообразованию;
качественный “прорыв” в достижениях результативности отдельных учащихся;
проявление самостоятельной творческой активности;
стремление к здоровому образу жизни;
призовые места в школьных и других мероприятиях.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы «Все вместе», предназначена для учащихся 1-4 классов Ильинской основной школы Володарского района, рассчитана на 4 года. Программа открывает широкие возможности для разностороннего совершенствования учащихся, так как в ней в единстве решаются разнообразные оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Работа по ней оказывает большое влияние на развитие личности, на процесс обучения и воспитания учащихся, формирование их социальной активности, привитие бережного отношения к природе, чувства любви к Родине. У школьников, занимающихся по данной программе, формируются новые навыки получения знаний, возрастает интерес к общественно-полезной работе, заметно растет их познавательная активность.
Цель программы – выявление и развитие способности каждого ученика, формирование физически, психически, нравственно здоровой личности, обладающей базовыми знаниями начальной школы, способной адаптироваться в среднем звене школы при переходе из начального звена.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
Активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся через различные формы работы.
Развитие творческих способностей учащихся.
Формирование у учащихся чувства любви к своей малой Родине.
Физическое развитие учащихся.
Формирование у учащихся чувства коллективизма и сплоченности, развитие у них коммуникативных способностей.
II. ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЕДУЩИЕ ИДЕИ
Современные ученые-педагоги отмечают, что первоочередной задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся познавательных потребностей, что обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью. К сожалению, в процессе школьного обучения и воспитания учащиеся порой лишены самого необходимого - активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельности, обречены на ее пассивное созерцание и зазубривание готовых истин.
Отсутствие умений самоконтроля и самооценки приводит к неразвитости чувства личной независимости, самозащиты, способности к самореализации. Это приводит к наличию и проявлению симптомов негативного свойства, преодолевать которые помогает и призвана помогать хорошо организованная, продуманная работа классного руководителя.
О каких симптомах идет речь?
Очень раннее и быстрое физическое развитие ребенка, которое подчас опережает его психическое взросление.
Разлад между внутренним состоянием ребенка и общепринятыми нормами поведения.
Отсутствие навыков рефлексивных действий.
Отсутствие чувства сопереживания (эмпатии) не только чужим, но и своим родным, близким людям, инфантильность, неразвитость волевых качеств.
Пресыщенность информацией параллельно с обнищанием души.
Своеобразием данной программы является то, что она, выходя за рамки школьного образования, предоставляет учащимся возможность активного приложения сил, тем самым формируя у них познавательные потребности. Программа "Все вместе», предусматривая потребностно - мотивационный подход в работе классного руководителя, использует следующие приемы и способы мотивации учения:
Отсутствие отметок. При изучении мотивации учебной деятельности в школе выяснилось, что ведущим мотивом у 58 % опрошенных является страх получить плохую отметку, страх не оправдать родительских надежд и т.д. Отсутствие же отметок помогает формировать у учащихся собственно познавательный мотив, связанный с самореализацией личности.
Возможность и необходимость применения на практике тех знаний, которые учащиеся получили во время занятий. Разнообразие тематики направлений вызывает интерес со стороны детей и позволяет расширять их кругозор.
Насыщенность программы творческими, практическими и исследовательскими заданиями.
Стиль общения учителя с учениками, который предполагает сотрудничество, а не диктат или опеку.
Использование всех выше перечисленных способов мотивации приводит к тому, что у учащихся формируются устойчивые познавательные потребности.
Решение основных задач программы основывается на возрастных особенностях контингента учащихся. Стремление младших школьников к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес, испытания, двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
К возрастным особенностям характера младших школьников относятся: импульсивность - склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, любознательность, непосредственность, отзывчивость, доверчивость, подражательность. У младших школьников усиливается познавательный интерес сначала к отдельным фактам и явлениям (1-е - 2-е классы), затем к связям и взаимосвязям между явлениями (3-й и 4-й классы). С третьего класса начинают дифференцироваться и учебные интересы.
Игровая деятельность является ведущей формой деятельности как наиболее соответствующая возрасту младшего школьника. Увлеченные живой, эмоциональной игрой, дети легче усваивают различные полезные навыки и знания. Под влиянием ведущего в этот период вида деятельности – учение - игра приобретает все более познавательный характер, когда в ней ставится цель познать новое, что-то творчески преобразовать, исходя из накопленных уже знаний, умений, навыков. В играх все большее значение приобретает их коллективный характер и соревновательность.
III.СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Основные направления программы:
Здоровье (ПДД. ПТБ)
Взаимодействие
Нравственность (краеведение и экология, гражданско – патриотическая работа)
Интеллект
Досуг
Семья
1. Направление «Здоровье»
Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье.
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления.
2. Направление «Взаимодействие».
На втором месте стоит работа по организации общения и взаимоотношений в системах «учитель-ученик». «ученик-ученик», «учитель-ученик-родитель».
Цель- передача детям опыта (знаний, умений и навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
3. Направление «Нравственность»
Помимо развития у ребенка его знаний о своих физических качествах, умения общаться огромное значение имеет работа по развитию его нравственных качеств. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования; ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
Поскольку краеведение представляет собой синтез наук о родном крае, при составлении программы выбор пал на наиболее интересные и основополагающие разделы этого направления: экология, природа и этнография, гражданско – патриотическая работа.\
\
4. Направление «Интеллект»
Очень значимым направлением является работа по развитию интеллектуальных умений учащихся класса. Что же такое интеллект? Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека. Он считал, что наличие у человека интеллекта характеризует его поведение. Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. Развитие интеллекта должно пониматься в широком смысле слова.
Целью работы классного руководителя в этом направлении может стать помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное— определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
5. Направление «Досуг»
… Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для некоторых ребят — это основной мотив прихода в школу, возможность реабилитации после непризнанности в классе из-за отсутствия учебных умений. И педагог должен не пропустить этот момент, прочесть его в детских глазах. Ведь для ребенка участие в жизни класса после уроков — это шанс сбросить «лягушечью кожу», своего рода ярлык неумелого, найти свое место в среде сверстников. В работе классного руководителя в этом направлении есть важное звено, которое он не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбораучениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Значит, главные качества, которые должен развить у своих воспитанников классный руководитель, это инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность.
6. Направление «Семья»
Классный руководитель не сможет успешно осуществлять работу в этом направлении, если школа не будет сотрудничать с семьей. Очень часто процесс воспитания-ребенка в школе идет вне такого сотрудничества, и это приводит к печальным результатам.
Уже доказано временем, что воспитание будет иметь успех тогда, когда просвещение семьиопережает просвещение ребенка, когда классный руководитель в работе с родителями использует так называемую предваряющую реакцию. В сегодняшних условиях хорошо построить работу с классом без предварительной постоянной работы человека с семьей нельзя. Ведь семьи, из которых приходят в школу наши ученики, неоднородны. В них различный материальный достаток, разное отношение к детям, разные условия для развития, разные нравственные устои. А это влияет и на здоровье ребёнка, и на его психику, и на отношение к учению, и на его состоятельность как человека.
Принципы построения программы
Гуманистический принцип
В центре внимания классного руководителя личность каждого воспитанника, принимаемая за наивысшую ценность (личностно-ориентированный подход к воспитанию).
Принцип открытости.
Классный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.
Принцип деятельности.
Желание учащихся участвовать во всех мероприятиях, проводимых в классе и в школе. Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.
Принцип обратной связи.
Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса.
Принцип успешности.
Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.
Принцип сотворчества.
В этом принципе объединяются сотрудничество и творчество.
Принцип свободы участия.
Представление возможности выбора заданий с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.
Этапы реализации программы
Программа реализуется через систему классных часов, урочные и внеклассные формы работы; коллективную, групповую, индивидуальную работу.
Срок реализации: 4 года
1 этап - изучение классного коллектива – 2019 – 2020 уч. г.
а) Анкетирование.
1. Социометрия.
2. Экспресс – методика по изучению социально – психологического климата в коллективе.
б) Исследование.
Диагностика
Знание особенностей ребенка, понимание мотивов его поведения дают возможность предвидеть его реакции в различных ситуациях, что в свою очередь делает воспитательную работу более рациональной.
Направления диагностики:
Изучение индивидуальных особенностей личности ученика:
- общие сведения;
- способности;
- темперамент;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
Изучение межличностных отношений:
- социометрия;
- социально-психологический климат в классе.
Формы диагностики:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдения;
- беседы.
2 этап - формирование, углубление и развития учащихся, переход в режим функционирования – 2020 – 2021 уч. г.
3 этап – обобщение опыта – 2021 – 2023 уч. г.
На этом этапе проводится итог деятельности педагога и классного коллектива по реализации программы
Механизмы реализации программы
Успешность воспитательной работы во многом зависит от того, как организована работа в начальной школе. Важным фактором, влияющим на развитие классного коллектива и выявление скрытых творческих способностей, является система воспитательной работы в школе.
С семи лет ребёнок живёт и растет в социальной среде называемой школой. Эта среда бывает разной по отношению к этому подрастающему человечку. Ребёнок растёт, развивается, несмотря ни на что. И класс как ячейка этой среды становится вторым домом, где должны быть созданы все условия для полноценного всестороннего развития ребёнка, а самое главное, созданы такие условия, при которых он мог бы раскрыть свои способности, удовлетворить свои познавательные и образовательные потребности, условия, при которых его бы обязательно заметили и оценили. Только при таких условиях из ребёнка может вырасти свободная творческая, социально адаптированная личность.
Воспитание - процесс комплексный. Это единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Комплексный подход требует соблюдения целого ряда педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
Как процесс педагогически управляемый, воспитание призвано помочь личности не быть поглощенной в море социальных влияний (зачастую негативных), найти в мире себя, свое лицо, свое отношение с миром, людьми и самим собой.
Задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Группу основных средств воспитательной работы составляют:
коллективно-творческие дела,
коллективная организаторская деятельность,
творческие игры, праздники,
школьные традиции.
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной работе школы.
В течение учебного года классный руководитель является творцом интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывает повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.
Классное руководство - это многообразие и многоёмкость деятельности.
Классное руководство- это широкий круг обязанностей.
Классное руководство - это радость общения, это круг своих детей.
Классное руководство - это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.
Был проведен социологический анализ деятельности классных руководителей. На основе данных выделили четыре типа задач.
Первая группа задач - социальные задачи. Это защита ребенка, помощь ему, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания в целях создания оптимальных условий для развития личности и формирования её индивидуальности.
Вторая группа задач - это диагностическо- этические. Для того , чтобы правильно организовать систему воспитательной работы с классом, классный руководитель должен знать своих учеников, их особенности, личностные качества и индивидуальные характеристики.
Третья группа задач - это нравственные задачи. Они связаны с ориентацией ребенка на критерии добра и зла, постановку детей в ситуацию нравственного выбора, конкретизацию нравственных критериев в реальных жизненных обстоятельствах.
Четвертая группа задач обозначена как задачи индивидуально - практического характера. К ним можно отнести выбор эффективных педагогических средств работы с учащимися, планирование своей работы, контроль и коррекцию деятельности, педагогику рефлексии.
Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.
Самоуправление в классе.
Самоуправление в классе – способ организации его жизни, путь к преобразованию группы учащихся в коллектив. Самоуправление ставит учеников в совсем особые отношения: ведущий других сегодня становится ведомым завтра, тем самым каждый учащийся учится руководить и подчиняться. Предъявляя требования друг другу, ребята начинают болеть душой за общее дело, принимать интересы коллектива как свои собственные. Самоуправление позволяет стимулировать гражданскую активность каждого ученика, ставить его в активную позицию творца общей жизни, вооружает навыками ее организации.
Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, самостоятельной, активной личности.
Работа самоуправления ведётся в рамках четырёх советов, возглавляемых старостой класса.
Староста и зам. старосты класса отвечают за успеваемость, самоподготовку учащихся, контролирует выполнение домашнего задания. Принимает участие в подготовке тематических классных часов, предметных недель, конкурсов, викторин, олимпиад, интеллектуальных игр.
Медик еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Ведет в классе профилактическую работу по предотвращению инфекционных заболеваний. Контролирует мытье рук перед посещением столовой. Следит за внешним видом учащихся: прической, сменной обувью, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверок.
Цветовод ежедневно поливает цветы. Следит за возникновением заболеваний или появлением вредителей. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивания, рыхление, удаление больных растений. Организует пересадку цветов и смену грунта. Раздает цветы на хранение на лето и собирает их перед началом учебного года.
Художник составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника. Участвует по мере необходимости в оформлении поздравительных открыток, спортивных плакатов и атрибутов к другим внеклассным мероприятиям.
Библиотекарь раздает учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке и приобретенных родителями учащихся. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц, прочность переплета. Сообщает классу итоги проверок. Поддерживает связь с библиотекарем школы. В конце учебного года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.
Трудовик следит за сохранностью мебели в классе , выполняет мелкий ремонт.
Страж порядка следит за порядком в классе , следит за выполнением правил для обучающихся , на переменах организовывает игры.
Принципы деятельности органов самоуправления:
добровольность;
демократизм;
гуманизм;
творческая деятельность;
самостоятельность.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Повышение эмоционального уровня учащихся, который включает в себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия.
Изменения уровня развития самосознания, преображение у них определённых мнений, установок, стереотипов, представлений о школе, ориентирование на успех; проявление позиций: «я нравлюсь», «я способна», «я значу».
Появление умения подчинять своё поведение целому ряду поставленных перед ним целей и задач, независимо от их желаний и притязаний родителей, мнения окружения в соответствии с требованиями педагогов.
Развитие личности учащихся во всех предполагаемых сферах деятельности: творческой, мотивационной, поведенческой, эмоциональной, личностной, в сфере общения и взаимоотношений.
Кодекс чести классного руководителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании Конституции РФ, Закона РФ "Об образовании" и принятых в соответствии с ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами:
г уманность;
законность;
демократичность;
взаимное уважение;
справедливость;
профессионализм;
Личность учителя
Учитель должен стремиться стать положительным примером для своих учеников.
Учитель не должен заниматься аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит своей репутацией.
Учитель должен быть требователен к себе, стремиться к самосовершенствованию.
Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
Учитель является честным человеком, соблюдающим законодательство.
Взаимоотношения учителя с учениками
Учитель выбирает подходящий стиль общения с учениками, основанный на взаимном уважении.
Учитель в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в т. ч. по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
Учитель беспристрастен, одинаково доброжелателен и благосклонен ко всем своим ученикам.
Требовательность учителя по отношению к ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
Учитель выбирает методы работы с учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
Учитель справедливо и объективно оценивает работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Учитель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
Учителя должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников.
Учитель консультирует родителей по вопросам образования учеников.
Учитель не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
Отношения учителей с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
На отношения учителей с учениками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному учреждению.
Функции классного руководителя в начальной школе.
Забота о развитии каждого ребёнка.
Помощь в решении возникающих проблем.
Организация разнообразной деятельности в классе.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя можно разделить на группы:
1 группа – Организация деятельности классного коллектива.
2 группа – Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
3 группа – Организация жизни класса во внеурочное время.
4 группа – Изучение личности и коррекция в воспитании.
5 группа – Работа с родителями.
Формирование традиций в детском коллективе.
Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радости и горести каждого ученика переживаются учащимися совместно. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных мероприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы общения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.
Принципы формирования традиций в детском коллективе.
Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
Принцип второй - беспристрастность и оценке поступков учащихся.
Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.
Принцип четвертый - диалогичиость и полилогичность о общении с учащимися.
Принцип пятый - отсутствие боязни у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.
Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
Принцип седьмой - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.
Рассказ классного руководителя младших школьников своим ученикам о бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе, способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример.
Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения склады вались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.
Позитивная динамика активного участия учащихся и коллектива на мероприятиях
Переченьличных и коллективных достижений
за 2019 – 2020 учебный год
На Всероссийском уровне :
1.
Осенняя олимпиада «Заврики» по математике 2019 для 1-го класса (сентябрь 2019г.)
1ч.- сертификат участника
2ч.-похвальная грамота
5ч.- диплом победителя
2.
Олимпиада «Заврики» по русскому языку 2019 г. для 1-го класса (октябрь 2019)
1ч.- диплом победителя
2ч.- похвальная грамота
3.
Олимпиада BRICSMATH.COM для 1-го класса
(ноябрь2019)
1ч.- сертификат участника
1ч.-похвальная грамота
1 ч.- диплом победителя
4.
Осенняя олимпиада «Юный предприниматель» 2019 для 1-го класса ( ноябрь219г.)
1ч.-похвальная грамота
5.
Олимпиада BRICSMATH.COM для 1-го класса
3ч.-похвальная грамота
6.
Весенняя олимпиада «Заврики» по английскому языку 2020 г. для 1-го класса (март 2020)
1ч.- сертификат участника
1ч.- диплом победителя
7.
Зимняя олимпиада «Заврики» по окружающему миру 2020 г. для 1-го класса (март 2020)
2ч.- сертификат участника
8.
Весенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку 2020 г. для 1-го класса (апрель 2020)
2ч.- сертификат участника
1ч.-похвальная грамота
2ч.- диплом победителя
9.
Весенняя олимпиада «Заврики» по математике для 1-го класса (май 2020)
2ч.-похвальная грамота
10.
Межпредметная Дино Олимпиаде для 1-го класса ( июль 2020)
1ч.-похвальная грамота
На муниципальном уровне :
1.
Конкурс чтецов «Читая пушкинские строки»
Шестерикова Виктория
призёр
2.
«Во славу Отечества»
Конкурс чтецов, посвященный к 75-летию Победы
Шестерикова Виктория
призёр
На уровне школы и класса:
1.
Праздник Первого звонка.
Участие
2.
Праздничный концерт , посвященный Дню учителя
Участие
3.
Школьная олимпиада по русскому языку
1 место –АрхиповаАлиса
2 место – Корепанова Мария 3 место –Шестерикова Виктория
4
Школьная олимпиада по математике
1 место – Корепанова Мария
2 место – Архипова Алиса, Карасева Варвара
3 место- Аушева Алина
5
Школьная олимпиада по окружающему миру
1 место - Шестерикова В.
2 место –Архипова Алиса
3 место- Карасева Варвара
6
Исследовательская работа
«Почему скрипит снег»
Шестерикова Виктория
(Итоги не подведены)
7
Исследовательская работа «Польза лука»
Зиняткина Ульяна
(Итоги не подведены)
8
Исследовательская работа «Откуда дует ветер»
Архипова Алиса (Итоги не подведены)
9
Праздничный концерт , посвященный 8 Марта
участие
10
Праздник «Посвящение в первый класс»
участие
Переченьличных и коллективных достижений
за 2020 – 2021 учебный год
На Всероссийском уровне :
1.
2.
3.
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
На Муниципальном уровне :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
На уровне школы :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Переченьличных и коллективных достижений
за 2021 – 2022 учебный год
На Всероссийском уровне :
1.
2.
3.
4
5
6
7
На Муниципальном уровне :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
На уровне школы :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Переченьличных и коллективных достижений
за 2022 – 2023 учебный год
На Всероссийском уровне :
1.
2.
3.
4
5
6
7
На Муниципальном уровне :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
На уровне школы :
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Диагностическая работа
Цель:
выявление особенностей для последующего учёта при планировании и проведения образовательного процесса (работа с группами, подгруппами) – это предполагает составление инд. программы развития, или, как минимум, рекомендаций.
выявление негативных тенденции в развитии для определения необходимости последовательного углубленного изучения.
диагностика с этой целью носит профилактический характер и предполагает, что в рекомендациях будет определено, кто и что нуждается в углубленном обследовании или консультации у специалиста. Например, трудности в обучении.
выявление изменений в развитии для определения эффективности пед. деятельности. Например, учебные навыки, развитие игровых умений и т.д.
Уровень воспитанности
Изучение преобладающих мотивов получения образования у учащихся
Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для учащихся приоритетными. Это позволяет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.
Выводы:
Мотив долг – у 50% обучающихся
Мотив совершенствование – у 30% обучающихся
Мотив благополучие – у 10 % обучающихся
Карта интересов классного коллектива «Радуга»
В оспользовавшись данной методикой, можно получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это в свою очередь, даёт возможность более объективно судить о способностях и о характере одарённости ребёнка.
Выводы:
Математика и техника - 15%
Гуманитарная сфера – 34%
Художественная - 10%
Физкультура и спорт – 6 %
Коммуникативные интересы -5%
Природа и естествознание – 3%
Уровень активности учащихся во внеклассных мероприятиях
Вывод:
- во внеклассных мероприятиях принимают участие100% учащихся класса;
- высокий уровень – 62%
- средний уровень – 23%
- низкий уровень - 15 %
Схема наблюдения «Поведение детей на уроках»
Цель: отследить различные поведенческие проявления учащихся на уроках.
Время проведения: 1, 2, 3,4 четверти.
Регистрация данных: каждый параметр заносится в соответствующую главу, если наблюдаются проявления, не вошедшие в список наблюдаемых, то данные заносятся в дополнительные комментарии.
Критерии оценивания: признак выражен слабо – наблюдаемый признак отсутствует или наблюдается 1-2 раза в течение всего времени; признак выражен сильно – данный признак наблюдается более чем 3 раза.
Обработка: анализируется особенности учащихся
Вывод:на основе зарегистрированных данных делается вывод об особенностях проявления поведения учащихся, об их состояниях.
*- признак выражен слабо, ** - признак выражен значительно
признаки, выраженные значительно: низкая включенность в урок, повышенная эмоциональная чувствительность, отвлекаемость, разговоры не по теме.
Схема наблюдения «Особенности поведения детей во внеурочной деятельности (на переменах, прогулках, в столовой)»
Цель: зафиксировать особенности и различные поведенческие проявления учащихся в ходе общения и совместной деятельности, не связанной с уроком.
Время проведения: 1, 2, 3,4 четверти.
Регистрация данных: каждый параметр заносится в соответствующую главу, если наблюдаются проявления, не вошедшие в список наблюдаемых, то данные заносятся в дополнительные комментарии.
Критерии оценивания: признак выражен слабо – наблюдаемый признак отсутствует или наблюдается 1-2 раза в течение всего времени; признак выражен сильно – данный признак наблюдается более чем 3 раза
Обработка: анализируется особенности учащихся
Вывод: на основе зарегистрированных данных делается вывод об особенностях проявления поведения учащихся, о наличии сотрудничества.
- признак выражен слабо, ** - признак выражен значительно
Конфликтность
Признаки утомляемости
Старается быть в одиночестве
Признаки тревожности
Проявление эгоизма
Признаки несамостоятельности
Навязчивость
Демонстративность
Повышенная эмоциональная чувствительность
Примечания
**
*
*
**
**
*
*
*
**
Результат:
признаки, выраженные слабо: навязчивость, демонстративность, признак утомляемости, желание быть в одиночестве; признак несамостоятельности;
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Помни, перед тобой человек, который доверился тебе.
Старайся понимать своих воспитанников и сопереживать вместе с ними – это вселяет веру в доброту и веру в людей.
Создавай комфорт детям - важное условие воспитания.
Будь терпеливой к недостаткам детей, ибо сами не без них.
Защити их – не поселится в них страх и агрессия.
Формируй в детях интерес – движущую силу познавательного процесса
Литература
Конвенция ООН «О правах ребенка»;
Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Законы РС(Я) «Об образовании», «Об учителе», «О правах ребенка» и т.д.
Антропова, М.В. Режим дня младшего школьника / М. В. Антропова, Л. М., Кузнецова, Т. М. Параничева. - М.: Вентана-Граф, 2006.
Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман.- М.: Владос-Пресс, 2007.
Дереклеева, Н. И. Родительские собрания 1-11 классы / Н. И. Дереклеева. - М.: Вер-бум-М, 2009.
Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы / Н. И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2003.
Дробинина, Н. Н. Классные часы / Н. Н. Дробынина. - М : ВАКО, 2008.
Решетников, П. Е. Организация педагогической практики в начальных классах / П. Е. Решетников. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
Рожков, М. И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / М. И. Рожков. - М.: ГИЦ Владос, 2008.
Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М.: ГИЦ Владос, 2008.
Скегина, Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе (начальные классы) / Н. Г. Скегина, Н. Н., Аврамеико, Н. К. Барковец. - М.: ПедОбщество, 2005.
Узорова, О.В. Праздники в начальной школе. Осень - Зима. 1 - 4 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ, 2003.
Программа развития МБОУ «ОШ № 11» » с.п.Ильино
Калейдоскоп родительских собраний под редакцией Е.Н.Степанова ,Москва ,2002г
Классные классные дела в начальной школе под редакцией С.О.Домбек, Н.В.Лебедевой , Москва,2017г.
И.В.Цветкова «Экология для начальной школы» Ярославль «Академия развития»,2017
Классные часы по новому образовательному стандарту.1-4
Классные часы по новому образовательному стандарту,1-4 классы, издательство «Экзамен»,Москва,2011
Л.И.Саляхова Настольная книга классного руководителя, 1-4 классы,Москва «Глобус»,2007
Л.И.Саляхова Родительские собрания 1-4 классы, Москва «Глобус», 2007