Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах
Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах
Методическая разработка для уроков русского языка по развитию зрительного восприятия “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах»
Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах
В своих трудах И.М.Сеченов говорил: “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.
В исследованиях А.И.Каплан показано, что развитие зрительного восприятия предполагает:
формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов, коррекцию движений глаз и руки;
активизацию мыслительных операций, которые способствуют формированию и развитию мышления в процессе опознавания и действий с предметами.
Таким образом, развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в сочетании с развитием всех сторон познавательной деятельности.
Восприятие – основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся[ 3 ] , т.е. основной из трёх познавательных процессов (восприятие,мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, будет так же неполно осмыслено, а значит, и неполно запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться очень серьёзно. Работа предполагает многоплановость,системность, последовательность действий.
конкретность (видение изменений, произошедших в результате убавления, перестановки, добавления деталей);
точность (соответствие возникшего образа и воспринимаемого объекта).
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удалённости.
Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.
К основным функциям зрения относятся:
острота зрения,
цветоразличение,
поле зрения,
характер зрения и глазодвигательных функций.
Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечёт за собой нарушения, как в ходе самого процесса восприятия, так и в результате зрительного восприятия.
Оказание специальной коррекционно-развивающей поддержки детей с нарушением зрения не только позволяет в значительной степени сгладить возникающие у них трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и в соответствии с современными научными данными поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость зрительных функций от зрительного дефекта
Начиная работать в классе охраны зрения, я познакомилась с сопроводительными документами детей: характеристиками, протоколами ПМПК, медицинскими картами. Но, у меня возникли вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса:
1) чем отличается результат зрительного восприятия при нарушении зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы?
2) как влияет нарушение зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста?
3) какие методы и приёмы выбрать для коррекционно-педагогического процесса, направленного на развитие зрительного восприятия детей, имеющих различную степень и характер зрительного дефекта?
Учитывая выше сказанное, я подбирала упражнения, которые можно использовать уже с первых уроков обучения грамоте и продолжить на уроках русского языка.
Проведение коррекционно-развивающих упражнений требует соблюдения некоторых правил:
темп и скорость работы ребёнок должен выбирать сам, в ходе коррекционных занятий не следует спешить и торопить его;
никогда не начинайте с трудных заданий, усложнение должно быть постепенным;
в ходе работы очень важно подкреплять каждый правильный шаг, т.к. уверенность в правильном выполнении даёт ребёнку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу;
любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, толко после того, как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения;
перед выполнением каждого задания ребёнок должен уметь объяснить, что он должен сделать и как, а так же прокомментировать свои ошибки;
задания могут предлагаться на индивидуальных карточках или могут быть вынесены на классную доску,
В зависимости от того, какое из свойств восприятия можно развивать на данном приёме, все приёмы можно разделить на группы:
приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия,
приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия,
приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.
Приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия.
Цель: учить точно воспринимать буквы и их элементы, слова; сравнивать их, находить общие элементы, находить отличия, сопоставлять, письменное и печатное написание букв.
Задание №1. Посмотрите на рисунок. Напечатайте (напишите) те буквы, которые вы в нём нашли.
Задание №2.. Найдите на рисунке все буквы М (Н, Р,…). Сосчитайте количество букв М (Н, Р, …),запишите число.
Задание № 3. Найдите общий элемент в буквах (буквы печатные).
Б, В, Г, Ж, М
Задание № 4. Среди букв найдите лишнюю и напечатайте её .
Я, Б, Л, Р
Задание № 5. Внимательно посмотрите на буквы . Добавьте к ним по одному элементу, чтобы получились другие буквы(печатные или письменные).
З, Г, Р, Ч
Задание №6. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов.
крокодил, ласточки, глина
Задание № 7. Найдите среди слов“чужое”:
вот, вол, вон, вор, воп
Задание № 8. Выберите и запишите те буквосочетания (слоги) и слова, которые напечатаны слева от черты.
Приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.
Цель:развивать умение видеть изменения в предметах (словах), произошедших в результате добавления, удавления или перестановки его элементов.
Задание №1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, запишите их правильно.
Лёша ел яблоко. На поляне касивая ел. Столяр сделал польку для кник. Маленькая наташа горко плачет. Дети катаись с горьки. Мама редько покупает редку.
Корабль сель на мел . На зорке пропел петух.Пограничики зорко осматривали берек. У нас есть кот васка. У больной силный жарь. Мой брать не разрешает мне брат его книги.
Задание №2. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Запишите слово,пропущенное во второй строчке.
поле (лес) сор стадо (... ) мак (Ответ: дом.)
пил (пол) сон лук (... ) май (Ответ: лак.)
Задание №3. Подумайте, какую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова (используем кассу букв):
шар, вол, стол, слон
Задание №4. Проследите, что произойдёт со словом, если из него убирать поочерёдно по одной букве.
Сорока, молоко, огурец
Задание № 5. Подумайте, какую букву следует исключить, чтобы получить слова с новым значением (используем кассу букв)
клад –
крот –
кров –
укол –
Задание № 6. Проследите, что произойдёт со словом если буквы в нём переставлять каждый раз по-новому.
корова
Задание №8.
В каждом буквосочетании добавьте гласные буквы, чтобы получились новые слова:.
брбн, крндш, врн
Задание № 9
В каждом буквосочетании уберите лишнюю букву, чтобы получились слова.
сдалат,петпух, учетник.
Задание № 10Составьте слова из рассыпанных букв:
савмок (Москва), таорба(работа).
Задание № 11. Изограф словарных слов. Расшифруй эти слова и запиши их.
Список литературы:
И.М.Сеченов. Элементы мысли// Избранные произведения. – Москва. 1958г.
А.И.Каплан. Если ребёнок плохо видит – М.1969г.
В.Д.Шадриков. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.П. 1990г.