kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Методическая разработка для уроков русского языка по развитию зрительного восприятия “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах»

Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах

В своих трудах И.М.Сеченов говорил: “Мыслить можно только знакомыми предметами и знакомыми свойствами: значит, для мысли должно быть дано наперёд умение различать предметы друг от друга, узнавать их и затем различать в предметах их свойства, а всё это даётся первично чувством”.

В исследованиях А.И.Каплан показано, что развитие зрительного восприятия предполагает:

  • формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов, коррекцию движений глаз и руки;

  • активизацию мыслительных операций, которые способствуют формированию и развитию мышления в процессе опознавания и действий с предметами.

Таким образом, развитие зрительного восприятия проводится не изолированно, а в сочетании с развитием всех сторон познавательной деятельности.

Восприятие – основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся[ 3 ] , т.е. основной из трёх познавательных процессов (восприятие,мышление, память). В самом деле, то, что неверно или неполно воспринято, будет так же неполно осмыслено, а значит, и неполно запомнено. Поэтому к развитию восприятия надо относиться очень серьёзно. Работа предполагает многоплановость,системность, последовательность действий.

Основные качества зрительного восприятия:

  • дифференцированность (различительная чувствительность);

  • аналитичность (способность к анализу);

  • конкретность (видение изменений, произошедших в результате убавления, перестановки, добавления деталей);

  • точность (соответствие возникшего образа и воспринимаемого объекта).

В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения мы узнаём о форме, величине, цвете предметов, их пространственном расположении и степени удалённости.

Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

К основным функциям зрения относятся:

  • острота зрения,

  • цветоразличение,

  • поле зрения,

  • характер зрения и глазодвигательных функций.

Снижение любой из перечисленных функций неизбежно влечёт за собой нарушения, как в ходе самого процесса восприятия, так и в результате зрительного восприятия.

Оказание специальной коррекционно-развивающей поддержки детей с нарушением зрения не только позволяет в значительной степени сгладить возникающие у них трудности в практической и учебно-познавательной деятельности, но и в соответствии с современными научными данными поможет оказать положительное воздействие на кору головного мозга и тем самым ослабить зависимость зрительных функций от зрительного дефекта

Начиная работать в классе охраны зрения, я познакомилась с сопроводительными документами детей: характеристиками, протоколами ПМПК, медицинскими картами. Но, у меня возникли вопросы, касающиеся учебно-воспитательного процесса:

1) чем отличается результат зрительного восприятия при нарушении зрения от результата зрительного восприятия в условиях нормального функционирования зрительной системы?

2) как влияет нарушение зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младшего школьного возраста?

3) какие методы и приёмы выбрать для коррекционно-педагогического процесса, направленного на развитие зрительного восприятия детей, имеющих различную степень и характер зрительного дефекта?

Учитывая выше сказанное, я подбирала упражнения, которые можно использовать уже с первых уроков обучения грамоте и продолжить на уроках русского языка.

Проведение коррекционно-развивающих упражнений требует соблюдения некоторых правил:

  • темп и скорость работы ребёнок должен выбирать сам, в ходе коррекционных занятий не следует спешить и торопить его;

  • никогда не начинайте с трудных заданий, усложнение должно быть постепенным;

  • в ходе работы очень важно подкреплять каждый правильный шаг, т.к. уверенность в правильном выполнении даёт ребёнку свободу действия, стимулирует дальнейшую работу;

  • любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, толко после того, как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно переходить к отработке следующего нарушения;

  • перед выполнением каждого задания ребёнок должен уметь объяснить, что он должен сделать и как, а так же прокомментировать свои ошибки;

  • задания могут предлагаться на индивидуальных карточках или могут быть вынесены на классную доску,

В зависимости от того, какое из свойств восприятия можно развивать на данном приёме, все приёмы можно разделить на группы:

  • приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия,

  • приёмы, направленные на развитие аналитичности восприятия,

  • приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.

Приёмы, направленные на развитие дифференцированности и точности восприятия.

Цель: учить точно воспринимать буквы и их элементы, слова; сравнивать их, находить общие элементы, находить отличия, сопоставлять, письменное и печатное написание букв.

Задание №1. Посмотрите на рисунок. Напечатайте (напишите) те буквы, которые вы в нём нашли.


Задание №2.. Найдите на рисунке все буквы М (Н, Р,…). Сосчитайте количество букв М (Н, Р, …),запишите число.


Задание № 3. Найдите общий элемент в буквах (буквы печатные).

Б, В, Г, Ж, М

Задание № 4. Среди букв найдите лишнюю и напечатайте её .

Я, Б, Л, Р

Задание № 5. Внимательно посмотрите на буквы . Добавьте к ним по одному элементу, чтобы получились другие буквы(печатные или письменные).

З, Г, Р, Ч

Задание №6. Найдите буквы, которые являются общими для всех слов.

крокодил, ласточки, глина

Задание № 7. Найдите среди слов“чужое”:


вот, вол, вон, вор, воп

Задание № 8. Выберите и запишите те буквосочетания (слоги) и слова, которые напечатаны слева от черты.


се

се, ес, со, ео, се, ес, со, се, се, ос, ес

ша

ша, аш, ам, ащ, ша, ща, ап, ца, ша, аш, ащ, аш

об

бо, би, об, ов, ба, бо, ба, об, во, об, бо, бо

где

дег, гед, гдс, гед, егд, где, гдо, дог, гед, где

пух

нух, пуж, нху, пух, хул, пху, пух, пхи, нух, хуп

мак

кма, мок, кам, каш, лак, нак, кам, мак, Жак, мак

вода

одав, вадо, вада, даво, вода, бада, дова, вода, воад

ключ

лючк, клоч, кмюч, кюлч ключ, ксюч, члюк, ключ, чюлк

часы

уасы, часи, ачеы, чаеы, чосы, часы, сыча, часы, саыч

часто

часот, тосач, чаето, чоста, часто, остач,часто, часот

какой

кокой, кокай, какои, каойк, какой, кокой, каокй, какои

чашка

чащка, качаш, чакаш, чашка, шкача, чашка, шашка, чащка



Приёмы, направленные на развитие конкретности восприятия.

Цель:развивать умение видеть изменения в предметах (словах), произошедших в результате добавления, удавления или перестановки его элементов.

Задание №1. Выберите из текста слова, в которых допущена ошибка, запишите их правильно.


Лёша ел яблоко. На поляне касивая ел. Столяр сделал польку для кник. Маленькая наташа горко плачет. Дети катаись с горьки. Мама редько покупает редку.

Корабль сель на мел . На зорке пропел петух.Пограничики зорко осматривали берек. У нас есть кот васка. У больной силный жарь. Мой брать не разрешает мне брат его книги.


Задание №2. Подумайте, как образовано слово в скобках в первой строчке. Запишите слово,пропущенное во второй строчке.

поле (лес) сор
стадо (... ) мак
(Ответ: дом.)

пил (пол) сон
лук (... ) май
(Ответ: лак.)

Задание №3. Подумайте, какую букву следует добавить к каждому слову, чтобы получились новые слова (используем кассу букв):

шар, вол, стол, слон

Задание №4. Проследите, что произойдёт со словом, если из него убирать поочерёдно по одной букве.

Сорока, молоко, огурец


Задание № 5. Подумайте, какую букву следует исключить, чтобы получить слова с новым значением (используем кассу букв)

клад –

крот –

кров –

укол –

Задание № 6. Проследите, что произойдёт со словом если буквы в нём переставлять каждый раз по-новому.

корова

Задание №8.

В каждом буквосочетании добавьте гласные буквы, чтобы получились новые слова:.

брбн, крндш, врн

Задание № 9

В каждом буквосочетании уберите лишнюю букву, чтобы получились слова.


сдалат,петпух, учетник.

Задание № 10Составьте слова из рассыпанных букв:

савмок (Москва), таорба(работа).

Задание № 11. Изограф словарных слов. Расшифруй эти слова и запиши их.


Список литературы:

  1. И.М. Сеченов. Элементы мысли// Избранные произведения. – Москва. 1958г.

  2. А.И.Каплан. Если ребёнок плохо видит – М.1969г.

  3. В.Д.Шадриков. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.П. 1990г.

  4. Г.В.Никулина. Охраняем и развиваем зрение. – Ст-П. Детство – Пресс. 2002г.

  5. М.Дадро. Зарядка для ума / г. Начальная школа. №29, 2003г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Развитие зрительного восприятия на уроках русского языка в 1-м и 2-м классах

Автор: Колмыкова Альбина Александровна

Дата: 31.05.2023

Номер свидетельства: 632892

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-prilaghatiel-noie-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "104523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402727201"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(81) "informatsionnokommunikatsionnyietiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "285444"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454171483"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Формирование и развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_i_razvitie_orfograficheskoi_zorkosti_u_mladshikh_shkolnikov_na_urok"
    ["file_id"] => string(6) "611198"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1658293163"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока русского языка в 6 классе Комплексный анализ текста "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "219102"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434009981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства