«Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня»
«Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня»
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня»»
«Развитие творческих способностей младших школьников в группе продленного дня»
Учебно-воспитательная работа в группе продленного дня представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
- эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению), развивается чувство прекрасного;
- физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
- трудовое воспитание – акцент делается на практическое применение школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
- экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность;
- нравственное воспитание – формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения;
- умственное воспитание.
Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии. Занятия воспитателями ГПД разрабатываются с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях.
Развитие творческих способностей учащихся на клубных часах. Средняя продолжительность занятия на клубных часах 25-30 минут. Такой временной регламент связан с местом занятия в режиме дня (чаще всего между обедом и самоподготовкой) и его основным функциональным назначением — стать формой полезного активного отдыха, подготовить организм к дальнейшей учебной нагрузке. Клубные часы в рамках ГПД создают благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствуют формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, в той или иной мере присуще всем людям.
Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности принимают участие ум (знание, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) – эти стороны личности мы должны воспитывать у ребенка. При определенных условиях все здоровые дети обладают способностью к развитию. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
Школа – это мир юности, надежд и радости, где почва для творческой деятельности, несмотря на продолжающееся обнищание, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Для творчества нужны воля, умение, преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. Творчество – как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника. Формировать творческую личность – задача трудная. Воспитатель бережно формирует внутренний мир каждого ученика, дает толчок мысли, чувству, а не набивает его жизнь, как пустой мешок, мероприятиями, которые ничего не составляет у детей, кроме скуки. Детское художественное творчество — деятельность ребёнка, проявляющаяся в виде импровизаций и создания рисунков, вышивок, лепных поделок, художественных композиций, аппликаций, литературных произведений и пр. На этих занятиях дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники:
-лепка
-аппликация
-мозаика
-коллаж
-художественное вырезывание
-художественное складывание
-плетение
-шитье и вышивание
- объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани.
На занятиях по изобразительному искусству дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Изобразительное детское творчество является самым массовым среди детей младшего возраста. В 4-5 года ребёнок начинает изображать узнаваемые предметы, в 9-10 лет рисунок представляет собой осмысленный рассказ с игровым сюжетом. По мнению В. С. Щербакова, изобразительное детское творчество в подростковом возрасте достигает пика развития и формирует полноценное восприятие подростка мирового художественного наследия и профессионального искусства. Ещё Аристотель отмечал положительное влияние рисования на развитие личности ребёнка. Эта идея нашла подтверждение в работах Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци и Ф. Фрёбеля: изобразительное детское творчество создает основу полноценного и содержательного общения ребёнка со взрослыми, положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, отвлекая их от грусти, страхов и печальных событий. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы. Основными задачами этого направления вижу: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников. Известный исследователь психологии чувств П.М. Якобсон, считает, что когда человек осуществляет деятельность, выполнение которой не имеет преимущественно автоматизированного характера и наоборот предполагает сознательное новизны, приводящие к повышению ценности создаваемого продукта деятельности, то это порождает эмоциональный отклик в виде творческих чувств. Это положение позволяет думать о том, что приемы педагога, направленные на активизацию творческой фантазии детей и позволяющие им достичь более интересного и выразительного изображения, вызывают у детей положительного отношения к изобразительной деятельности.
Заключение
Клубные часы, как и другие проводимые мною мероприятия развивают у детей творческие способности. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти творческая личность, готовая к жизни в современном обществе.
Таким образом, творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.
Воспитатели ГПД имеют очень широкие возможности (это прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки) для создания условий, необходимых для организации в начальной школе систематической работы по развитию творческих способностей. Такие условия трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Следовательно, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.