kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опыт работы по использованию проектной технологии в познавательном развитии младших школьников в урочной и неурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность»

Филиппова Татьяна Эдуардовна

учитель начальных классов

МКОУ Аксенихинская ООШ

Краснозерского района Новосибирской области


Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность

Проблема познавательной активности актуальна на сегодняшний день, особенно для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения. Главная задача каждого учителя - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься этим предметом. Одна из задач образования, которая является доминирующей, заключается в том, чтобы всем без исключения дать возможность проявить свои таланты и творческий потенциал, а значит развивать познавательную активность. А это немыслимо без самопознания, которому способствуют внутренние усилия, основанные на знаниях, размышлениях, опыте и самопрактике.  Система образования должна обеспечить человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востребованным.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса. Использование широкого спектра педагогических технологий даёт возможность учителю продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов в обучении детей. В своей педагогической деятельности я использую различные образовательные технологии, такие как проблемное обучение (создание проблемных ситуаций), разноуровневое  обучение, обучение в сотрудничестве (в команде, в сотрудничестве) и т.д. Но особое предпочтение я отдаю проектной технологии. Именно проектная технология нацелена на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью.

Проектная методика основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий и проектов. Также проектная деятельность развивает логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, добывать самостоятельно нужную информацию, разрабатывать план решения, реализовывать этот план с поэтапным контролем своей деятельности. Процесс самостоятельной деятельности педагога и детей становится не только обучающим, полезным, но и более увлекательным.

При разработке занятий с использованием метода проектов для младших  школьников считаю, что всегда необходимо: использовать алгоритм создания проблемных ситуаций, определить тему проекта и его цель; составлять перспективный план продвижения к цели; формулировать задачи и обсудить их с участниками проекта; быть готовыми к внесению коррективы в план; предвидеть предстоящий результат; помогать детям в достижении их целей; придумать игры и другие виды деятельности.

Применяя проектную технологию, я реализую модель «обучение через открытие», ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.

 Работая над проектами, мы с ребятами выделяем пять основных этапов:

 1). Определение потребности и краткая формулировка задачи.

 На этом этапе определяется практически значимая цель.

 2) Набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели.

 3) Проработка идей. Дети решают, как будет реализовываться проект, что конкретно они будут выполнять.

 4) Изготовление одного или нескольких изделий.

 5) Обсуждение результатов и оценка проделанной работы.

 Все пять этапов помогают нам реализовать проекты.

       Результатом этой деятельности является повышение творческой активности у обучающихся (уровень интеллекта, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.); возникает интерес к изучению школьных предметов; повышается успеваемость; возникает потребность в планировании своей деятельности; формируется адекватная  самооценка, взаимооценка; формируется ряд коммуникативных умений.

Применение этого метода помогает и мне педагогу развиваться как творческой личности. Ведь свободный творческий труд – эта такая форма деятельности, в которой мы проживаем каждый этап всем своим существом.

В своей педагогической деятельности применяю проектную деятельность, как в урочное, так и во внеурочное время. Во время работы над проектом реализуется план и намеченные внеурочные занятия. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. Мои ученики часто участвуют в работе районной площадки по защите познавательно - исследовательских проектов, где занимают и призовые места. Особенно хочется отметить то, что участие в исследовательской деятельности повышает уровень самооценки и позволяет успешнее учиться. Можно с уверенностью утверждать, что проектная деятельность и на уроках, и во внеурочное время оказывает колоссальное влияние на развитие познавательной активности школьников.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность

Автор: Филиппова Татьяна Эдуардовна

Дата: 03.07.2024

Номер свидетельства: 653911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Доклад «Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_razvitiie_poznavatiel_noi_aktivnosti_mladshikh_shkol_nikov_chieriez_proie"
    ["file_id"] => string(6) "352724"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477578273"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Реализация процесса развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности"
    ["seo_title"] => string(80) "realizatsiia_protsessa_razvitiia_poznavatelnykh_interesov_mladshikh_shkolnikov_s"
    ["file_id"] => string(6) "556818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1598951156"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»"
    ["seo_title"] => string(99) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-mladshikh-shkol-nikov-chieriez-proiektnuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "260185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448902331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(88) "formirovaniie-uud-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "222297"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436127370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства