Реализация процесса развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности
Реализация процесса развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности
В последнее время педагоги всё чаще отмечают у младших школьников рассеянность, невнимательность и низкий уровень наблюдательности. Как же пробудить интерес ребенка к учебной деятельности?
Как показывает нам практика, учить нужно в игровой форме и совместно с основной обучающей задачей развивать интерес и желание детей познавать новое. Основная цель развивающей работы: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Реализация процесса развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности»
Реализация процесса развития познавательных интересов младших школьников средствами проектной деятельности
Авторы: Е.А.Егорова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36, Л.А.Бухарина, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36
В последнее время педагоги всё чаще отмечают у младших школьников рассеянность, невнимательность и низкий уровень наблюдательности. Как же пробудить интерес ребенка к учебной деятельности?
Как показывает нам практика, учить нужно в игровой форме и совместно с основной обучающей задачей развивать интерес и желание детей познавать новое. Основная цель развивающей работы: развитие творческих способностей, логического мышления и познавательной активности младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи, которые мы поставили перед собой:
изучить методическую литературу на тему влияния проектного метода на развитие познавательной деятельности учеников;
выявить комфортную и эффективную форму внедрения проектной работы, разработать методическую базу;
познакомить учащихся с новым инновационным методом через создание учебных проектов;
использовать метод проектов в классно-урочной и внеурочной деятельности;
проанализировать и обобщить полученные результаты применения проектной деятельности;
распространить полученный опыт в педагогических сообществах разного уровня.
Представим технологию работы в урочной деятельности с детьми из кадетских классов.
В сентябре-октябре 2019 года велась подготовка к проектной деятельности. Она заключалась в применении групповой формы организации учебного процесса.
Работа в группах стимулирует детей, учит выстраивать партнерские взаимоотношения между одноклассниками, развивает речь, а также коммуникативные свойства личности, пошагово планировать свою деятельность; искать и корректировать информацию, делать выводы; договариваться с одноклассниками,
Изучив опыт работы Козиной Е.В. «Интерактивные формы и методы организации учебного процесса» [2, С. 9], мы стали систематически использовать на уроках различные интерактивные задания. К примеру, групповые формы организации учебного процесса заключались в следующем.
Цель задания: развитие умения общаться, обучение взаимодействию и сотрудничеству, умение договариваться.
Организация работы: задание выполняется в микрогруппах (3-4 человека), каждая из которых садится вокруг стола.
Задания повышенного уровня, требуют сплочённой и совместной работы, и коллективного обсуждения всевозможных вариантов. В группе выбирается «часовщик», который будет следить за временем выполнения работы и капитан, отвечающий за правильный ответ команды.
Предмет: русский язык, задания-карточки «Звуко-буквенный разбор». Игра:
«Шифровщик» 1 разведчик должен собрать «донесение» о звуках в слове, 2 разведчик – о буквах в слове. Класс делится на две группы. Каждая команда коллективно собирает «донесение». Совместное принятие решения очень важно на этом этапе выполнения работы. Коллективная деятельность повлияет на окончательный результат работы.
Если команда будет работать не сплочённо, то есть вероятность возникновения ошибки. И наоборот, если ребята дружно выполняют задание, то сам процесс идёт быстро и верно.
Итак, работая в группах, ребята стали давать больше ответов за определенный отрезок времени, быстро переключаться от одной категории ответов к другой, действовать самостоятельно и осмысленно давать своеобразные, оригинальные ответы, необычно подходить к решаемой проблеме.
Далее в ноябре были первые пробы учащихся в проектной деятельности на уровне класса. В ноябре 2019 года был реализован проект «Моя семья», который носил творческий характер и был презентован на уроках окружающего мира. Учащиеся должны были написать и презентовать рассказ о своей семье в свободной форме.
Целями проекта мы поставили: включение детей в деятельный познавательный процесс; участие родителей в реализации и подготовке презентации школьного семейного задания; формирование умения работать самостоятельно.
Задачами проекта выступили:
вырабатывать внимание к родной семье, к родным,
развивать любовь к малой родине, бережное отношение к людям.
Время работы над проектом: 3 недели
Режим работы: дома вместе с родителями
Этапы работы над проектом включали в себя: составление рассказа «Моя семья» по плану, презентация.
На уроке окружающего мира дети представляли о своей семье сообщения, которые приготовили совместно с родителями.
Работа над данным проектом должна была привлечь родителей учащихся к выполнению школьного семейного задания. В данном проекте выразили желание участвовать небольшое количество детей и их родителей – 30%.
Несмотря на это, первые шаги в проектной деятельности учащихся имели большие положительные результаты:
дети реализовывали работу вместе с родителями;
действовали с основной литературой;
показали себя в оформлении конечного продукта (сообщение, презентация, брошюра);
приобрели основной опыт публичного выступления с личной работой.
В процессе работы над данной темой стало ясно, что детям из кадетских классов важно поддерживать исторические корни, и тогда они более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление. Была предложена тема: «Мой Челябинск».
В данном проекте увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение ноября приняли участие 60% учащихся из вторых кадетских классов. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных детей: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем ребятам. Мы поставили перед собой и обучающимися следующие цели: учить добывать и систематизировать полученную информацию, преподносить её; воспитывать чувство гордости за свою малую родину, чувство сопричастности к истории и судьбе России; привлечь к работе над проектом родителей, способствовать сплочению детского коллектива и родительской общественности, формированию чувства сопереживания за общее дело.
В процессе работы над проектом «Мой Челябинск» осуществляется расширение представлений обучающихся о малой родине, воспитание у детей любви к родному краю. Это первые шаги учащихся из кадетских классов по созданию проектов. Материал, собранный с двух мы объединили в один общий коллективный проект. При помощи родителей были напечатаны фотографии. Приятно было видеть, как проходила работа по созданию проекта: дети с большим интересом делились впечатлениями о том, что нового они узнали. Ребята выступали с подготовленными сообщениями, иллюстрировали их наглядными фотоматериалами, рассказывали об истории родного края.
Далее детям было предложено участие в городском конкурсе исследовательских и проектных работ учащихся 1- 8-х классов «Интеллектуалы XXI века».
Из вторых кадетских классов приняли участие 6 человек. Темы были разносторонние, участники поделились на работу в следующих секциях: естествознание, культурология, психолого-педагогические проблемы, эколого-биологическая секция. Работа над проектами велась несколько недель, дети кропотливо собирали сведения, касающиеся темы их работ. Совместно с родителями участники подготовили доклады и презентации. Конечным продуктом исследования у ребят стали: спроектированный ветрогенератор, инструкция о раздельном сборе мусора, конструкции «Лего», видеофильм «Виды облаков», брошюра «Гиперактивный ребенок», брошюра «Значение техногенности в мире».
Первый этап (защита проектов) проходил в классе. В результате были отобраны лучшие работы и выдвинуты на участие в школьном этапе. Далее защита проектов проходила в стенах школы. Ребят поделили по кабинетам в соответствии с секциями. В каждой секции было по 6-7 участников, присутствовали педагоги в качестве экспертов, родители учеников, а также одноклассники. Чувство волнения испытывали все: и дети, и родители, и учителя.
На защите проектов ребята очень волновались. Все участники проекта проявили активность, получили эмоциональный заряд от проделанной работы. Материал для проекта собран в соответствии с требованиями и заслуживает высокой оценки.
Три работы из шести второклассников кадетских классов были отправлены для участия в городском этапе конкурса исследовательских и проектных работ учащихся 1- 8-х классов «Интеллектуалы XXI века».
Первоначальный опыт учеников интересен и актуален. Через использование активных форм обучения в начальной школе в нём прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, ценностно-смысловых, коммуникативных, информационных.
В своей работе мы используем поисковую, исследовательскую деятельность, ученики расширяют знания о родном крае, учатся добывать информацию, презентовать её.
По нашим наблюдениям, отзывам детей и родителей проект нашёл эмоционально-познавательный ответ у учащихся из кадетских классов, а работа над ним содействовала благополучному решению целого спектра дидактически-развивающих задач.
После окончания работы над данным видом деятельности уровень осведомленностей учащихся повысился. Обозначилась тенденция роста уровня компетенции, решения проблем и работы с сообщением, однако критерии коммуникации остались без изменения. На наш взгляд, для повышения уровня коммуникативной компетентности и познавательной активности нужно неоднократное участие детей в проектной деятельности.
С этой целью нами был разработан календарный план на 2020-2021 учебный год по реализации проектной деятельности, который представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Календарный план по реализации проектной деятельности младших школьников из кадетских классов
Месяц
Примерная тема проекта
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников
Сентябрь-октябрь
«Все флаги в гости к нам»
Серия иллюстраций
Ноябрь- январь
«Мой край на карте
России»
Макет
Февраль-март
«Театральный фестиваль»
Фотоальбом
Апрель-май
Праздники в России
Книжка-раскладушка, сценарий праздника
Также в ходе исследования осуществлялась технология работы во внеурочной деятельности.
Проектная деятельность во внеурочном процессе подразделена на работу с родителями и работу детей в микрогруппах.
Работа с родителями (родительские собрания, круглые столы).
Прежде, чем начать работу над проектной деятельностью, для родителей было проведено тематическое собрание на тему: «Роль проектной деятельности в современном образовательном пространстве». Разработана памятка для родителей по подготовке проектов совместно с детьми.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию «семья».
Работа детей в микрогруппах.
Очень ценным является опыт, который приобретают дети при работе в группах. Каждая группа создает и реализует свой микропроект в соответствии с планом воспитательной работы. Это форма чередования творческих дел. Класс делится на группы по направлениям:
а) краеведческое: «Моя малая родина»
Цель: воспитание культурного, исторически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды родного края, бережно относящегося к его богатствам.
б) интеллектуально-исследовательское: «Я – исследователь»
Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем развития исследовательского мышления и исследовательских способностей.
в) творческое направление: «Творческие идеи».
Цель: разностороннее развитие детей, их познавательных процессов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, способных к самореализации личности.
Использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся из семей мигрантов совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности, как средства познавательной активности.
Список литературы:
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах:
пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников.
– М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - № 2. – С. 94-117
Бородкина, Э. Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форм соуправления образовательным учреждением на основе партнерства и сотрудничества // Наука и практика воспитания и дополнительного образования. – 2013. - № 3. – С. 50-57
Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Гурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.:
Константинова В.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-4. – С. 783-786