«Развитие познавательного интереса на основе ИКТ у младших школьников»
«Развитие познавательного интереса на основе ИКТ у младших школьников»
Развитие познавательного интереса– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития познавательного интереса у младших школьников, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательного интереса на основе ИКТ у младших школьников»»
«Развитие познавательного интереса на основе ИКТ у младших школьников»
Развитие познавательного интереса– важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития познавательного интереса у младших школьников, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Развивать познавательный интерес необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире.
Передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая информационно – коммуникационные.
Возможности ИКТ: 1) Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся. 2) Использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала. 3) Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация). 4) Расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности. 5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. В работе педагогу необходимо помнить, что организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать развитию познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Считаю, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень познавательного интереса к учебе.
Фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям учащиеся, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Использования презентаций на уроках в начальных классах. На уроках математики с помощью слайдов, осуществляется работа над задачами, проводится устный счет, разгадываются математические кроссворды. На уроках русского языка я стараюсь заинтересовать ребят, используя разнообразные дидактические приёмы, грамматические сказки, интересные рисунки, шарады и ребусы. Ведь не секрет, что для многих учащихся уроки русского языка неинтересны, скучны. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы («Исправь ошибки», «Проверь себя»), наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам, познакомить с новым материалом, закрепить изученный материал.
Особенно интересными с помощью презентации можно сделать уроки литературного чтения. Портреты писателей и поэтов, знакомство и сих биографией и творчеством, составление плана, словарная работа, скороговорки и чистоговорки - всё становится интересным. Использую аудио средства, предлагая записи выразительного чтения мастерами слова небольших по объёму литературных произведений. Этот прием обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.
Уроки окружающего мира практически не обходятся без презентаций, видеороликов, фильмов. Картины окружающей нас природы, животного мира, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. Для проверки знаний также есть достаточно материала: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а значит, запоминающимся.
Использование ИКТ на уроках ИЗО и технологии упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели;
- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).
Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «Не навреди!». ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье.
Заключение.
Таким образом, труд, затраченный на развитие познавательного интереса с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания
учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
А значит, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательный интерес и активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.