Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы»
Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы
Учитель начальных классов
Теплых Г. А.
Задачами обучения чтению являются совершенствование навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно–этических чувств и художественного вкуса; овладение умением работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащения их знаниями об окружающем мире. Для того, чтобы выполнить эти задачи, ученики должны бегло читать.
Овладение детьми навыком оптимального чтения – это залог успеха дальнейшего обучения. Всем известно, что чтение – это труд и труд тяжелый, что чтение без мышления – это не чтение. Наши ученики должны чувствовать удовлетворение от чтения, осознавать, что чтение это «приятное действие». Поэтому основная задача современного учителя – сделать чтение более производительным, продуктивным, кроме того, воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью.
Часто приходится задумываться над такими вопросами: почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие задачи, грамматическое правило, а некоторые даже после неоднократного чтения с трудом вычленяют главное? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными? Причиной может стать следующее:
а) неправильное дыхание при чтении; б) плохая артикуляция звуков (неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков); в) плохая память; г) малое поле зрения; д) неразвитая антиципация (догадка); е) неустойчивое внимание; ж) невысокий интеллект; з) отсутствие культуры чтения в семье.
Для решения этой задачи следует использовать следующие тренировочные упражнения:
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса
Задуй свечку. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Сделайте глубокий вдох и на выдох задуйте порциями три свечки. Задуйте все свечки на именинном пироге, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
В лифте. Представьте, что едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Чтение блоков
Данный этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими же сочетаниями, трёхбуквенные сочетания, буквосочетания нескольких согласных в начале и в конце слова.
БА БЫ БЕ-Е-Е! ВО! ВЫ-Ы? ГА ДА-А-А! ЖЕ
БУ-БУ-БУ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! МЫ? КО-КО-КО! Я?
АР – МАР – РАМ - МАК – РАК – КАК – ТАК - СЯК
УЖ – МУЖ – КОЖ - ЛУЖ – ЛЫЖ – ПЫЖ – ПАЖ
БРАК – ВРАГ – ВРЕД – БРЕД – БРОД
ГЛУП – ГРАФ – ГРАЧ – ГРЕК – ГРАД
Отработка дикции
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками следующая: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально быстрого, четкого и выразительно.
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что из- под Костромы, из-под Костромищи вез Сенька Саньку с Сонькой на санках. О пустяках спорить – дело упустить.
Развитие оперативной памяти и поля зрения
Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над ее развитием можно проводить с помощью зрительных диктантов по текстам И. Т. Федоренко.
Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое поле зрения. Цифровые таблицы Шульте значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения
Они являются очень эффективным методом в наращивании скорости чтения.
Стимулирование
Без стимулирования невозможна любая деятельность. В данной технологии стимулирование достигается с помощью ежедневных самозамеров скорости чтения, записи результатов в дневнике и проверки чтения учителем каждые две недели.
Чтение перед сном.
Хорошие результаты дает чтение перед сном.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения. Лишь при непрерывных и регулярных занятиях, при полноте и систематичности выполнения всех видов упражнений можно добиться желаемых результатов.
Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение – мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».