kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются тренировочные упражнения для развития навыков оптимального чтения учащихся начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы»

Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы



Учитель начальных классов

Теплых Г. А.



Задачами обучения чтению являются совершенствование навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности; формирование полноценного восприятия детьми художественного произведения; развитие у них нравственно–этических чувств и художественного вкуса; овладение умением работать с текстом; активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащения их знаниями об окружающем мире.
Для того, чтобы выполнить эти задачи, ученики должны бегло читать.

Овладение детьми навыком оптимального чтения – это залог успеха дальнейшего обучения. Всем известно, что чтение – это труд и труд тяжелый, что чтение без мышления – это не чтение. Наши ученики должны чувствовать удовлетворение от чтения, осознавать, что чтение это «приятное действие». Поэтому основная задача современного учителя – сделать чтение более производительным, продуктивным, кроме того, воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью.

Часто приходится задумываться над такими вопросами: почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста? Почему читают медленно? Почему они с трудом понимают и запоминают условие задачи, грамматическое правило, а некоторые даже после неоднократного чтения с трудом вычленяют главное? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными? Причиной может стать следующее:

а) неправильное дыхание при чтении;
б) плохая артикуляция звуков (неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков);
в) плохая память;
г) малое поле зрения;
д) неразвитая антиципация (догадка);
е) неустойчивое внимание;
ж) невысокий интеллект;
з) отсутствие культуры чтения в семье.

Для решения этой задачи следует использовать следующие тренировочные упражнения:

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса

Задуй свечку. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Сделайте глубокий вдох и на выдох задуйте порциями три свечки. Задуйте все свечки на именинном пироге, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).

В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в цветочный магазин и почувствовали восхитительный аромат цветов. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).

В лифте. Представьте, что едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

Чтение блоков

Данный этап направлен на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими же сочетаниями, трёхбуквенные сочетания, буквосочетания нескольких согласных в начале и в конце слова.



БА БЫ БЕ-Е-Е! ВО! ВЫ-Ы? ГА ДА-А-А! ЖЕ

БУ-БУ-БУ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! МЫ? КО-КО-КО! Я?

АР – МАР – РАМ - МАК – РАК – КАК – ТАК - СЯК

УЖ – МУЖ – КОЖ - ЛУЖ – ЛЫЖ – ПЫЖ – ПАЖ

БРАК – ВРАГ – ВРЕД – БРЕД – БРОД

ГЛУП – ГРАФ – ГРАЧ – ГРЕК – ГРАД



Отработка дикции

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками. Методика работы со скороговорками следующая: от медленного, отчетливого проговаривания до максимально быстрого, четкого и выразительно.

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили
про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили,
что у осы не усы, не усищи, а усики, что
из- под Костромы, из-под Костромищи вез Сенька
Саньку с Сонькой на санках.
О пустяках спорить – дело упустить.

Развитие оперативной памяти и поля зрения

Установлено, что развитие техники чтения часто тормозится из-за слабо развитой оперативной памяти. Работу над ее развитием можно проводить с помощью зрительных диктантов по текстам И. Т. Федоренко.

Для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое поле зрения. Цифровые таблицы Шульте значительно расширяют поле ясного видения и решают задачу вертикального движения глаз по центру страницы при чтении.

Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения

Они являются очень эффективным методом в наращивании скорости чтения.

Стимулирование

Без стимулирования невозможна любая деятельность. В данной технологии стимулирование достигается с помощью ежедневных самозамеров скорости чтения, записи результатов в дневнике и проверки чтения учителем каждые две недели.

Чтение перед сном.

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Вся эта система работы позволяет сформировать у детей активный интерес к процессу чтения и приобрести навыки быстрого, сознательного и выразительного чтения. Лишь при непрерывных и регулярных занятиях, при полноте и систематичности выполнения всех видов упражнений можно добиться желаемых результатов.

Заканчивая, хочется сказать: «Давайте читать, читать с каждым днем все быстрее и быстрее, совершенствуя навыки быстрого чтения. Сознательное и быстрое чтение – мощное и современное оружие в познании окружающего нас мира».



Источники http://открытыйурок.рф




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков оптимального чтения у учащихся начальной школы

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 16.02.2019

Номер свидетельства: 500061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Статья на тему: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС"."
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_obuchenie_mladshikh_shkolnikov_optimalnomu_chteniiu_v_usloviiakh_"
    ["file_id"] => string(6) "556643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1598680984"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Эффективность использования  развитие функциональной грамотности на пути повышения качества обучения обучающихся "
    ["seo_title"] => string(130) "effiektivnost-ispol-zovaniia-razvitiie-funktsional-noi-ghramotnosti-na-puti-povyshieniia-kachiestva-obuchieniia-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "129096"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415635136"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Обобщение опыта по теме "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(130) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-riealizatsiia-tiekhnologhii-dieiatiel-nostnogho-mietoda-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193391"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427633605"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства