Развитие навыков оптимального чтения у младших школьников
Развитие навыков оптимального чтения у младших школьников
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков оптимального чтения у младших школьников»
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Изменившийся социальный заказ в области образования привёл к модернизации, которая в психолого-педагогическом плане означает ориентацию образования на развитие личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей. Наступило время, когда успех должен быть достигнут каждым ребёнком. Эффективное решение этой задачи возможно при применении новых технологий при обучении учащихся. В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении, что неразрывно связано с совершенствованием урока, его содержания и структуры.
Главной задачей начальной школы является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова. Вопрос о том, как научить детей читать быстро, рационально и эффективно, интересует каждого учителя начальной школы. Процесс этот чрезвычайно трудный. И если в прошлом школа функционировала в режиме единоначалия, единообразия, то сегодня, с переходом обучения на учебники нового поколения, реформирование образования осуществляется на основе принципов демократизации, вариативности, открытости. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из важнейших задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
В отличие от традиционной системы обучения, в основе построения урока по новым технологиям лежит активная самостоятельная деятельность ученика на каждом этапе урока, полное вовлечение его в учебный процесс – в соответствии со способностями и возможностями. Изменившиеся социальные условия предъявляются иные, чем в прошлом. Слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, будет если не тонуть, то «захлёбываться» в потоке информации.
Младшие школьники находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться оптимальной скорости чтения. Если будет упущено время, то некоторые дети не достигнут необходимого минимума слов. И как всякому учителю, мне хочется, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, развивали интерес у детей к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда есть слабо читающие дети. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать, и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе. Это натолкнуло на поиск новых технологий, методик, нестандартных приёмов, которые помогают развивать интерес к чтению.
Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.
Исследования в области педагогики и физиологии ребёнка показали, что только скорость чтения 120 слов в минуту позволяет идти параллельно процессам чтения и мышления. Эти выводы педагогов и учёных и легли в основу поиска новых технологий проведения уроков чтения.
Считаю эффективной технологию обучения навыкам оптимального чтения, основанную на теории профессора И.Т.Федоренко и его последователей. Оптимальное чтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание текста. И скорость чтения является самым важным фактором из чисел, влияющих на успеваемость. Овладение детьми навыком оптимального чтения – это залог успеха дальнейшего обучения. Наши ученики должны чувствовать удовлетворение от чтения, осознавать, что чтение «приятное действие». Поэтому основная задача современного учителя – сделать чтение более производительным, продуктивным, кроме того, воспитать талантливого читателя, а не просто научить читать с высокой скоростью.
В работе использую ряд технологических приёмов, которые помогают овладеть навыком беглого чтения. Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. Существует методика профессора И.П.Федоренко, которая гласит, что при работе с книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны эти упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребёнка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по пять минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один приём. Эффективны самозамеры, упражнения на постановку дыхания при чтении, упражнения на развитие артикуляции и речевого аппарата: чистоговорки и скороговорки, упражнения на развитие памяти: зрительные диктанты. В начале каждого урока проводятся «пятиминутки» - жужжащее чтение по методике Н.А.Зайцева. Немаловажную роль играет проведение педагогического отслеживания техники чтения ежемесячно. Это даёт возможность судить о результативности своей работы по формированию качества чтения учащихся, вооружает наглядным материалом для работы с родителями, помогает наметить план коррекции. Систематическое фиксирование результатов, коррекционная и индивидуальная работа с учеником всегда приносят положительные результаты.
Изучив ряд известных работ педагогов-новаторов, выделивших основные причины, которые мешают учащимся овладеть приёмами оптимального чтения и основные резервы, которые нужно использовать при обучении чтению. А именно:
а) неправильное дыхание при чтении;
б) плохая артикуляция звуков (неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков);
в) плохая память;
г) малое поле зрения;
д) неразвитая антиципация (догадка);
е) неустойчивое внимание;
ж) невысокий интеллект;
з) отсутствие культуры чтения в семье.
Для решения этой задачи веду работу в следующих направлениях: отработка навыка чтения целыми словами, сведение к минимуму ошибок при чтении, осознанность и выразительность чтения. Для реализации поставленных целей использую систему тренировочных упражнений, которые проводятся как обязательный этап каждого урока. В книге М.Р. Львова «Школа творческого мышления» в памятке «Что нужно уметь, чтобы говорить или читать выразительно» на первое место ставится «умение ровно и глубоко дышать, владеть своим дыханием» и «умение говорить звонко, громко, но без крика». Для формирования навыка владения дыханием и голосом предлагаю детям следующие упражнения:
Задуй свечу – сделать глубокийвдох и разом выдохнуть весь воздух. Задуть одну большую свечку. Сделать глубокий вдох и на выдох задуйте порциями три свечки. Задуйте все свечки на именинном пироге, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Чтение блоков – это упражнение направлено на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими же сочетаниями.
Ба бы бе-е-е! Во! Вы-ы? Га да-а-а! Же
На ны но-о-о! Ма-ма-а-а! Па-па-а-а!
Лю ля ми му-у-у! Мы мэ-э-э! Бэ-э-э!
Та те ту тр-р-р!Бр-р-р!Тсс…кшш…Ох!
Ой-ой-ой! Во-во!Га-га-га! Да-да-да-а!
Упражнения для развития чёткости произношения:
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся в стекло:з-з-з-з.
Чтение чистоговорок шёпотом и медленно:
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – бью рукою по шару.
Чтение тихо и умеренно:
Арка арца
Арта арда
Арса аржа
Чтение громко и быстро:
Гарь – парь – жарь
Дверь – зверь – червь
Чтение скороговорок, пословиц, поговорок:
Водовоз вёз воду из-под водопада.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Каково волокно, таково и полотно.
Чтение согласных:
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда.
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
Использование таблицы Шульте
(для расширения малого поля зрения)
Жужжащее чтение
(все учащиеся читают одновременно вслух, вполголоса)
Чтение перед сном
Зрительные диктанты (по И.Т.Федоренко)
Надо стремиться достигнуть скорости 80-90 слов в минуту уже к концу 2 класса, к середине 3 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту. Надо, чтобы ребёнок постоянно видел своё приближение к цели. Поэтому необходимо делать замеры скорости чтения и результаты записывать в таблицу:
Дата
Скорость чтения
Количество ошибок
Ребёнок должен видеть свои достижения!
Несмотря на господство в нашем мире телевидения, радио и компьютерной техники, необходимо сделать всё возможное, чтобы ребёнок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление. Учителю современной школы необходимо владеть разными приёмами работы над содержанием текста, чтобы не только поддержать интерес к чтению, но и развивать его. Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение. Использование различных приёмов работы на уроках литературного чтения даёт возможность активизировать работу по осознанию учащимися читаемого материала, превращает сам процесс чтения из скучного и рутинного в занимательное и интересное занятие, открытие на каждом уроке чего-нибудь нового, познавательного и интересного для младших школьников.
Литература:
Алексеева А.В. Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению по учебникам нового поколения. // Начальная школа. 1990, №8.
Важенина Е.В. Эффективные формы и виды работы с текстом для формирования навыков беглого чтения у младших школьников. // Начальная школа. 2010, №3.
Неверова Е.В. Применение технологии обучения при оптимальном чтении. // Начальная школа. 2010, №2.
Сабирбаева Г.И. Пути совершенствования техники чтения в начальной школе. // 2012, №2.
Сухима С.В. Эффективные формы работы на уроке литературного чтения. // Начальная школа. 2008, №1