kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оптимальное чтение в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников, 

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.

Я предлагаю текст для диктантов по произведениям А.С.Пушкина.

Эти зрительные диктанты можно использовать во втором полугодии второго класса или в первой четверти третьего класса.

Совершенствование техники чтения в начальных классах (доклад)

Я работаю над проблемой “Совершенствование техники чтения в начальных классах”. Использую опыты других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского,  И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцева и  Н.А. Лошкарёвой.     

Научить детей быстро читать можно путем решения промежуточных задач:

  • увеличить объем слуховых и зрительных восприятий  и угла зрения;
  • отработать навык антиципации;
  • сформировать устойчивое внимание;
  • предупредить регрессии при чтении;
  • пополнять словарный запас;

развивать  артикуляционный аппарат.

упражнения: Многократное чтение, Чтение в темпе скороговорки, Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста, Упражнения для развития угла зрения, Упражнение “Губы”, Упражнение “Буксир”, Упражнение “Бросок – засечка”, Упражнение “Молния”, 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«оптимальное чтение в начальных классах »

Формирование оптимальной скорости чтения у младших школьников

Большая ответственность за будущие успехи ученика ложится на плечи учителя. Перед ним стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи к концу 4 класса. Плохое чтение, заниженная по отношению к оптимальной скорости, влекут за собой почти все беды школьной системы, т. е скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость, удовольствие от чтения книг.

Многолетний опыт показывает, что дети продолжают хорошо учиться в старших классах, если 4 класс они закончили, имея навык чтения от 100 до 170 слов в минуту. Немаловажное значение имеет знание учителем психологической основы скорости чтения. Флегматики и меланхолики медленно набирают темп чтения; здесь нужно терпение, бережное отношение к успехам ребенка, постоянное подбадривание и фиксация его внимания на успехах, т.е. необходимо расковать ученика, подарить ему надежду на успех.

Как добиться оптимальной скорости чтения?

Я предлагаю использовать эффективные резервы обучения чтению.

1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой.

2. Жужжащее чтение.

Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения.

Любой урок начинается с того, что учащиеся открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.

4. Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

5. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

В самом деле, если учащийся не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать и поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это такой режим, когда учащийся прочитает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку... Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти.

Что это означает? Часто можно наблюдать такую картину. Учащийся читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае проработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

В каждом из 18 наборов, предложенных профессором И.Т.Федоренко, имеется 6 предложений. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной, две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что учащийся уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.

Теперь учащийся легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Я предлагаю текст для диктантов по произведениям А.С.Пушкина.

Эти зрительные диктанты можно использовать во втором полугодии второго класса или в первой четверти третьего класса.

Главное в достижении цели – это вера в ученика и ежедневные тренировки!

п/п

Предложения

Число букв




Время экспозиции

Набор №1

1.

Пёс бежит

8

4

2.

Шлёт гонца

9

4

3.

Сел у берега

10

5

4.

Царь забылся

11

5

5.

Кашу заварит

11

5

6.

Подставил лоб

12

6

Набор № 2

1.

Хвать - поймала

12

6

2.

Ест за четверых

13

6

3.

Толоконный лоб

13

6

4.

Ждут, бывало с юга

14

7

5.

Чудо видят наяву

14

7

6.

И на терем набрела

15

8

Набор № 3

1.

А приданое готово

15

8

2.

Спит себе на соломе

16

8

3.

Королевич зарыдал

16

8

4.

Рать побитая лежит

16

8

5.

Ветер далее побежал

16

8

6.

Ветер по морю гуляет

17

8

Набор № 4

1

Ядра - чистый изумруд

17

8

2.

Ночью землю освещает

18

7

3.

Град на острове стоит

18

7

4.

Не спокойно синее море

19

7

5.

Горе! Смерть моя пришла

19

7

6.

В муху князь оборотился

20

7

Набор № 5

1.

Месяц под косой блестит

20

6

2.

Старуха пряла свою пряжу

21

6

3.

Из скорлупок льют монету

21

6

4.

Спит царевна вечным сном

21

6

5.

В синем небе звёзды блещут

22

6

6.

Бьётся лебедь средь зыбей

22

6

Набор № 6

1.

Шлёт за ним гонца с поклоном

23

5

2.

Царь ступил на двор широкий

23

5

3.

Добро! Будет старуха царицей

24

5

4.

С башни князь Гвидон сбегает

24

5

5.

Что, батька, так рано поднялся?

24

5

6.

Царь хватил его жезлом по лбу

24

5

Набор № 7















Набор №7

1.

Лишь хвостом по воде плеснула

25

4

2.

^_, .

А поп, завидя Балду, вскакивает

25

4

3.

Братья милую девицу полюбили

25

4

4.

Только поп один Балду не любит

25

4

5.

Видит - море слегка разыгралось

26

4

6.

А лебедь там уж гуляет по волнам

26

4

Набор № 8

1.

Вьётся вьюга

11

5

2.

Он горько плачет

14

7

3.

Видно, на море не тихо

17

8

4.

И в светлицу входит царь

20

10

5.

Видят холм в широком поле

21

10

6.

Князю прибыль, белке честь

22

10

Набор № 9

1.

Живёт Балда в поповом доме

22

7

2.

Долго у моря ждал он ответа

22

7

3.

Смотрит: коршун в море тонет

23

7

4.

Он за ним с мольбой погнался

23

7

5.

Сел Балда на кобылку верхом

23

7

6.

Поп ни ест, ни пьёт, ночи не спит

24

7

Набор № 10

1.

Стало на сердце у попа веселей

25

5

2.

Поклонись ей, выпроси уж избу

24

5

3.

Она бьёт их, за чупрун таскает

24

5

4.

Окажи своё усердье и проворье

25

5

5.

Пришёл невод с травой морскою

25

5

6.

Море вздуется бурливо, закипит

25

5

Набор № 11

1.

Вынырнул подосланный бесёнок

26

4

2.

Испугался старик, взмолился

24

4

3.

Хочу быть владычицей морскою

25

4

4.

Чёрт ли сладит с бабой гневной?

25

4

5.

Князь Гвидон зовёт их в гости

24

4

6.

Море вдруг всколыхалося вокруг

27

4

Набор № 12

1.

Попляши-ка ты под нашу балалайку

27

4

2.

Не гонялся бы ты поп за дешевизной

28

4

3.

Лошадь запряжёт, полосу вспашет

27

4

4.

Не дождался, к старухе воротился

27

4

5.

Да понадеялся он на русский авось

28

4

6.

Ступай к морю, говорят тебе честью

28

4

Набор № 13

1.

Хвостик поджал, совсем присмирел

28

4

2.

Чай, теперь твоя душенька довольна

29

4

3.

Глядит вокруг изумлёнными глазами

30

4

4.

И трубит уже молва: дочка царская жива

31

4

5.

Дядька впереди идёт и ко граду их ведёт

32

4

6.

Вдруг сердито под крыльцом пёс залаял

32

4

Набор № 14

1.

И соседям то и дело наносил обиды смело

32

4

2.

Воеводы не дремали, но никак не успевали

33

4

3.

Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая

33

4

4.

И кричит: «Кирикуку. Царствуй лёжа на боку»

33

4

5.

Ты гоняешь стаи туч, ты волнуешь сине море

34

4

6.

Да версту проскакал, так что пыль столбом

34

4

Набор № 15

1.

Вот идёт, и поднялась пред ним гора крутая

34

4

2.

Снег валится на поля, вся белёшенька земля

35

4

3.

Тут же на берег она бочку вынесла легонько

35

4

4.

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла

36

4

5.

Белка в нём живёт ручная да чудесница, какая!

36

4

6.

Засветила богу свечку, затопила жарко печку

37

4

Набор № 16

1.

И стоят в глазах царя тридцать три богатыря

36

5

2.

Семь торговых городов да сто сорок теремов

36

5

3.

Шмелем князь оборотился, полетел и зажужжал

37

5

4.

Коли красная девица, будь нам милая сестрица

37

5

5.

Дверь тихонько заперла, под окно за пряжу села

38

5

6.

Пёс бежит и ей в лицо жалко смотрит, грозно воет

38

5

Набор № 17

1.

Сказка - ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок

39

5

2

Вкруг шатра, в ущелье тесном рать побитая

лежит

39

6

3.

Царь Салтан сидит в палате, на престоле и в венце

39

6

4.

Царь к востоку войско шлёт, старший сын его ведет


40

6

5.

Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы

41

7

6.

И в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы

42

7

Набор № 18

1.

Пошёл он ко своей землянке, а землянки нет уж и следа


42

7

2.

Лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море

43

7

3.

Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились

44

7

4.

Снова восемь дней проходят, люди в страхе дни проводят

45

8

5.

Так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют

46

8

6.

Пошёл Балда в ближний лесок, поймал двух зайцев и в мешок

46

8







































Совершенствование техники чтения в начальных классах.

 Учатся у тех, кого любят.

 Педагогическая деятельность требует от человека целенаправленной, систематической работы над собой, над повышением уровня культуры и научно-теоретических знаний. Учителю необходимо постоянно совершенствовать своё педагогическое мастерство. По мере становления учителя как субъекта педагогического труда он начинает занимать всё более активную личностную позицию по отношению к своему труду, внося свой индивидуальный вклад не только в его осуществление, но и в его совершенствование и развитие. Без постоянного анализа и самоанализа учитель не в состоянии глубоко осознавать возникающие в практике обучения проблемы, правильно выбирать пути их решения, критически оценивать и корректировать полученные результаты.

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: ”Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них  складывалась структура малодеятельного мозга”. К сожалению, следуя примеру большинства родителей, дети предпочитают просмотр телепередач чтению книг.  По этой причине основная ноша, по воспитанию у ребёнка устойчивого интереса к чтению, ложится на учителя.

      Я работаю над проблемой “Совершенствование техники чтения в начальных классах”. Использую опыты других учителей и работы видных педагогов В.А. Сухомлинского,  И.Т. Федоренко, В.Н. Зайцева и  Н.А. Лошкарёвой.     

     Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет  неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что читать книги, при низкой техники чтения – это не столько удовольствие, сколько мука. Возникает вопрос: “С какой же скоростью  чтения  должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение”?  В Программе для начальных классов было определено, что скорость чтения к концу четвёртого класса должна составлять 80-90 слов в минуту. Вторая точка зрения принадлежит  Н.А. Лошкарёвой доценту МПГУ – 120 слов в минуту. Третья точка зрения – В.А.Сухомлинскому, он считает, что беглое чтение, нормальное чтение – это темп 150-300 слов в минуту. Следовательно, если учитель начальных классов хочет, чтобы все его питомцы занимались на  «5», он должен выполнять рекомендацию В.А.Сухомлинского. А если хочет, чтобы выпускники начальной школы были все троечниками, надо придерживаться определённым программным нормативам. Но всё же большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной. Какие резервы обучения можно здесь использовать?

      На родительских собраниях стараюсь убедить каждого родителя в том, что громкое чтение, как и чтение про себя, должно войти в ежедневную привычку ребёнка. Призываю необходимо создать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение; очень важно быть во время таких чтений предельно сдержанным, терпеливым и доброжелательным к ребёнку. В работе помогает магнитофон. Дети любят слушать, когда воспроизводятся  их голоса, и буквально каждый хочет права записи. А на родительских собраниях родители с удовольствием слушают голоса детей.

Родителям объясняю, что хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последнее событие дня фиксируется эмоциональной памятью, и те восемь часов. Когда человек спит, он находится  под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.    

    Если ребёнок не любит читать, то необходимо режим щадящего чтения. В самом деле: если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Щадящее чтение, это когда ребёнок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Этот вид чтения хорош при просмотре диафильма: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Можно вполне рекомендовать это родителям, дети которых читают неохотно, этот приём обучения. Этот приём можно использовать и перед сном. Для повышения результатов техники чтения даёт другой вид чтения – это жужжащее чтение. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью чтения. Этот вид использую в начале каждого урока по 3-5 минут. Читают все, когда чтение завершено (даю звонок маленьким колокольчиком), сразу делаю краткий опрос 5-6 учеников: “ О чём читали, какие непонятные слова встретились, понравилось ли вам содержание прочитанного?” Иногда даю установку: “Читаем на время, посчитайте количество прочитанных слов”. При таком чтении ни один ученик не остаётся без внимания, каждый старается улучшить качество чтения. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что постоянно мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.

       Чтение – это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. Над этим сейчас я веду свою работу. Я считаю, главное в моей работе – добиваться оптимальной мыслительной деятельности каждого ребёнка, хорошо знать индивидуальные особенности  всех учащихся. Надо всячески поддерживать все положительные усилия ребёнка. Только творческий, новаторский подход в этом вопросе даст желаемые результаты в обучении правильному беглому, сознательному и выразительному чтению.        

     В современных условиях развитие системы школьного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление. Решение стоящих перед школой задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой стороны – от внедрения в практику новейших технологий и достижений. К таким новшествам, отслеживающим состояние учебного процесса, относится школьная модель мониторинга.    

   Под   мониторингом   понимаем  форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности  класса, обеспечивающей непрерывное слежение за  состоянием  процесса обучения и прогнозированием его развития.

   Целью мониторинга  является обеспечение эффективного отражения состояния учебно-воспитательного процесса в классе, аналитическое обобщение деятельности класса, разработка прогноза её развития.

   Задачи мониторинга:

непрерывное наблюдение за  состоянием образовательного процесса;

своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, вызывающих их;

предупреждение негативных тенденций в организации образовательного процесса;

осуществление прогнозирования развития важнейших  процессов на уровне школы;

оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.                  

  Проблема, над которой работаю: Совершенствование техники чтения в начальных классах. Анализируя свою работу, подвожу итоги, опираясь на новые технологии в образовании. Один из видов анализа – это мониторинг.    

  Объектом мониторинга   является класс, учащийся, а также отдельные методы образовательного процесса.

   Мониторинг   проводим по этапам:

      На первом этапе – подготовительном - определяем цель, объект, направление исследования, критерии оценки.

     Второй этап, основной – практический - проводим сбор информации, используя следующие методы: наблюдение, анализ документов, контрольные срезы, анкетирование, тестирование, самооценка и т. д.

    Третий этап – аналитический. Информацию обрабатываем, анализируем, вырабатываем рекомендации, принимаем управленческие решения.

Классный мониторинг –  система, в которой можно выделить:

Первый уровень (индивидуальный, персональный) – осуществляет его учитель,   ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики  развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям).

Второй уровень (внутри школьный) осуществляет  администрация образовательного учреждения  по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения.

 Далее я раскрою содержание второго уровня  мониторинга. Содержание мониторинга в моём классе включает основные  показатели, по которым идет сбор анализ информации за прошедшие годы. В связи с особенностями, статусом и реализуемыми программами  для мониторинга   определили несколько направлений.

    Также в течение года необходимо провести мониторинг уровня сформированности обязательных результатов по технике чтения:

стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости  знаний учащихся, выяснить причины потери скорости чтения  за летний период и наметить меры по устранению  выявленных пробелов в процессе повторения ;

промежуточный (полугодовой контроль), целью которого является отслеживание  динамики роста или понижения скорости чтения учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;

итоговый (годовой контроль), цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс, отслеживании динамики роста или падения  скорости и техники чтения, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании внутри классного контроля на следующий учебный год по  классам, по которым получены неудовлетворительные результаты мониторинга. 

 В таблице должны показаны результаты  скорости чтения слов в минуту за годы учёбы в начальных классах каждого ученика. На основе  таблицы  составляются  диаграммы, из которого видно, что в классе идёт рост  скорости чтения.  На нём показаны средние показатели.   Для промежуточного, итогового контроля знаний проводятся традиционные формы: учащиеся всех классов читают соответствующий текст на время.

    Сейчас преждевременно говорить о полном совершенстве техники чтения у каждого из детей моего класса, но этот факт, что в коллективе создана читающая среда, что дети бегут в библиотеку, предвкушая радость встречи с книгой, приносит мне  чувство  удовлетворения.  































Организация эффективной работы по обучению учащихся оптимальному чтению



Научить детей быстро читать можно путем решения промежуточных задач:

  • увеличить объем слуховых и зрительных восприятий  и угла зрения;

  • отработать навык антиципации;

  • сформировать устойчивое внимание;

  • предупредить регрессии при чтении;

  • пополнять словарный запас;

  • развивать  артикуляционный аппарат.

Практика показала, что развитию навыка чтения способствуют, прежде всего, письменные упражнения: слуховые и зрительные диктанты, списывание текста  в младших классах, конспектирование учебника - в старших .

Ни в коем случае нельзя уменьшать объем домашних письменных заданий. Лучшие результаты будут достигнуты тогда, когда каждый учитель будет проводить ежедневно, чередуя зрительные и слуховые диктанты, составляя каждые предложения на одну букву больше предыдущего. При выполнении упражнений по списыванию ученики должны сначала несколько раз прочитать текст, а затем стараться как можно меньше заглядывать в него. И.Т.Пальченко рекомендует проводить упражнения следующим образом. Ученик читает отрывок (5-10 раз) из учебника по предмету, потом пересказывает его дословно с заглядыванием в текст. Затем учебник закрывается, а ученик пишет прочитанное по памяти, открывая учебник только в случае крайней необходимости. Каждый раз за последним, написанным до заглядывания словом, ставится вертикальная черта. Благодаря этому, учитель следит за тем, как увеличивается объем зрительных восприятий ученика.              

  Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений, если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, то необходимо  ежедневно, через определенные  промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Подключить к этой работе желательно всех учителей  и родителей. Для учителей я разработала памятку:

1. Начни урок с чтения: от 3 до 5 минут. (Выполняя единые требования:

  • Следи, чтобы ученики не допускали  регрессий (обратного  движения глаз.)

  • Вырабатывай навык  антиципации. (Умение угадывать 2-3 последующих слова на основе усвоенного содержания, по началу слова, угадать по контурам.) 

  • Используй разные виды чтения:

1.     жужжащие чтение;
2. чтение в темпе скороговорки;
3.  чтение про себя;
4.  многократное чтение;
5.  чтение за диктором;
6.  чтение в парах: быстро читающий и слабо.

2. Включи в урок: 1.зрительный диктант (5-6 предложений.);2слуховой диктант (3-5 предложений.) 3.словарный диктант-объем согласно норме или терминологический 7-10 терминов. 4.речевую зарядку, используя пословицы, поговорки, скороговорки, терминоговорки. 5 списывание текста или конспектирование.

3. Используй занимательно-развивающие упражнения: 1.чтение слов по карточкам с изменением одной буквы: точка-бочка-кочка...2.конструирование предложений по теме. 3.поиск пропущенного слова. 

4. Отдыхай с пользой, используя работу по таблице Шульте, следи, чтобы работали только глаза.

5. Развивай зрительную память:

  • чтением слов справа налево по памяти;

  • угадыванием слов, которые произносятся справа налево: нофелет, нимрет...

6.     Стимулируй учеников, подхваливай.

7.      Выполняй упражнения для развития бокового зрения, например, вытянуть руку вперед, взгляд фиксируется на указательном пальце. Одновременно другую руку приложите к виску и периодически отводите ее в сторону. При угле 90 градусов попробуйте увидеть обе руки. Упражнение повторить, меняя положение рук.

8. Не забудь упражнения для релаксации:

  • потрясите кистями рук;

  • потрите энергично руки;

  • потянитесь и сделайте вид, что сладко зеваете - это расслабит мышцы лица, вызовет состояние релаксации.

9. Произноси аффирмации с учениками: - Я люблю читать. - Я делаю это легко и быстро. -Темп моего чтения увеличивается с каждой          минутой .- Мне легко учиться читать. Я быстро справляюсь. 
- Читаю: 150 слов  - учусь на " 5";
     120 слов - учусь на "4";                               
      90 слов - учусь на  "3"

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Вот каких результатов можно добиться, выполняя эти рекомендации. Возьмем для примера  5 "В" класс:

Фамилия

16.09.03

11.12.03

05.03.04

18.05.04

Антонян В.

108

118

131

115

Воронович В.

78

110

125

119

Киселев А.

110

123

125

125

Гусев М.

108

139

145

113

Мурадова В.

104

146

127

119

В ходе проведенной работы, с применением памятки по обучению оптимальному чтению, с привлечением родителей (согласно приведенной ниже таблице) и самозамеров учеников мы достигли повышения темпа чтения.

Замеры родителей

Сентябрь

Подпись родителей

Октябрь

Подпись родителей

Ноябрь

Подпись родител.

Про себя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вслух

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Замеры учителя:

Про себя

 

Про себя

 

Про себя

 

Вслух:

Вслух:

Вслух:

Оценка :

 

 

Оценка:

 

Оценка:

 



Карта развития техники чтения

(самозамеры)

                                                                              Класс  4

         Ф.И. учащегося    Кнутов Вадим

180

 

170

                                                                                                           *

160

                                                                                   *

150

                                                  *

140

                                                                                                                               *

130

 

120

                         *

110

*

100

 

90

 

80

 

70

 

60

 

50

 

40

 

30

 

20

 

10

 

дата

10.12.03

14.01.04

11.02.04

11.03.04

11.04.04

11.05.04

 

От 10 до 180 - количество слов в минуту.

Подключили мы к этой работе всех: и учащихся, и родителей, и учителей-предметников и, конечно, учителей русского языка и литературы, так как  основная нагрузка ложится все-таки на них, но игра стоит свеч.

Кроме письменных упражнений и ежедневных тренировок по чтению и пересказу, И.Т.Федоренко рекомендует чтение в быстром темпе и чтение с убыстрением, проговариванием скороговорок. Это способствует выработке навыка антиципации, позволяет не допускать регрессии, развивает артикуляционный аппарат. У многих до 5-6 класса слабо развит артикуляционный аппарат, они говорят тихо и невыразительно, поэтому полезно все уроки,  без исключения, начинать  со скороговорок. Скороговорки, подобранные И.Т.Федоренко, позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе и заикание, и картавость, и шепелявость, и гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса. На уроках физической культуры учителя применяют при маршировке скороговорки, речевки, считалки, что тоже способствует развитию артикуляционного аппарата. Таким образом, каждый, кто понимает важность обучения оптимальному чтению, использует все рекомендации, добьется успехов и  сбережет здоровье и, конечно, повысит качество обучения. В нашей школе качество повысилось в 2003-2004 учебном году на 2,5% по сравнению с 2002-2003 уч.годом.

         Особое внимание необходимо уделить жужжащему чтению. (Жужжащее чтение - было одним из основных элементов обучения чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского)

       На каждом уроке ежедневно ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать одноклассникам, каждый со своей скоростью. 25 человек в классе, тренаж идет в течение 5 минут: 25*5=125(чел.*мин.) тренировочной работы. Ежеурочные пятиминутки чтения  заимствованы когда-то из школ МНР. Любой урок - будь то математика, химия, пение, изо   - начинается с того, что ученики читают в режиме жужжащего чтения. Результат ежеурочных пятиминуток уникален: 5*5*5=125 минут. То есть 5минут за урок , 5 уроков в день, 5 дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Несомненно будет положительный результат. Плюс родители выполняют ваши рекомендации: читают перед сном и по очереди, и по предложениям, и по абзацам.

         Отдельно рассмотрим  вопрос о начальной школе - это, на мой взгляд, пока самое слабое звено. Здесь мы теряем 70% учеников, т.к. они дальше не могут учиться на "5" и "4".Существует несколько точек зрения, но мне близка точка зрения Н.А.Лошкаревой: к концу третьего класса, желательно, чтобы ученики читали  120 слов   в минуту, конечно, идеальна точка зрения Сухомлинского В.А.: чтение в темпе 150-300 слов в минуту.

         Учителя начальной школы должны стремиться к тому, чтобы все их питомцы к концу  начальной школы или большая часть ее имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту, писали 80 букв в минуту, безошибочно знали таблицу умножения, автоматически вычисляли - и тогда начальное образование станет сильным звеном. А всему остальному научат учителя среднего и старшего звена.

         Достигнуть результатов можно только всем вместе на каждом уроке, т.е систематичностью.

         Для улучшения темпа чтения на уроках применять различные таблицы:

1 А

2 Б

3 В

4 Г

 

       8 Е

      19 А

        7 З

       26 Э

   5 Д

6 Е

7 Ё

8 Ж

 

       21 Ш

         1 Н

       14 Х

        5 О

9 З

10И/Й

11 К

12 Л

 

        6 Я

       27 И

       12 Б

      25 Ы

13 М

14 Н

15 О

16 П

 

       20 Д

       22 Ф

       32 П

        4 Л

17 Р

18 С

19 Т

20 У

 

       13 М

       31 Ю

      18 У

      24  Ь

21 Ф

22 Х

23 Ц

24 Ч

 

       9 Ъ

       15 Р

       28 К

       17 Т

25 Ш

26 Щ

27 Ъ

28 Ы

 

        3 Ж

        2 В

     30  Ц

       11 Ё

29 Ь

30 Э

31 Ю

32 Я

 

       16 Г

     23 Ч

      10 С

       29 Щ

Они хорошо развивают поле зрения, как таблицы Шульте, но это еще и отдых, и развитие мышления, и памяти, и познавательного интереса к предмету. По такому же принципу можно составить таблицы по разным предметам: по химии (таблица  Менделеева Д.И.), по физике (формулы), по иностранному языку.

         Указанные выше таблицы, я использую на уроках русского языка и литературы, например:
         Силуэт -  18, 10, 12, 20, 30, 19.
         3, 19, 1, 15 - жанр.
         Зашифровываю словарные слова, термины или тему урока.
      

   В работе с таблицами использую памятку для ученика:

  • помни: глаза смотрят в центр таблицы, видят ее всю целиком.

  • как можно быстрее составь слово, назови все буквы и т.д.

  • старайся запомнить порядок зашифрованных букв или цифр.

Каждый учитель заботится о качестве обучения, а первый шаг к улучшению качества обучения состоит как раз
в обучении оптимальному чтению. И тогда дети будут читать быстро, осмысленно и будут успевать. Так что, уважаемые коллеги, все зависит от нас, от профессионализма, от нашей любви к детям и веры в конечный успех обучения.





































Работа над совершенствованием техники чтения в начальных классах

Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

За последнее десятилетие произошли большие изменения в образовании. Появились вариативные системы обучения, организуются опытно–экспериментальные работы, касающиеся модернизации образовательного процесса в начальной школе, совершенствуются содержание и структура образования.

На современном этапе развития общества, работая по традиционной системе обучения, каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.

Тема моего доклада: “Упражнения для совершенствования техники чтения в начальных классах”

На вопрос “Почему занялась этой проблемой? ” отвечала бы так:

Во–первых, в наш век научно–технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Но не только дети не читают, не читают и взрослые. По данным ВЦИОМ, в 2000 году в городе Москве был проведен первый Всероссийский конгресс в поддержку чтения. На нем было принято обращение к гражданам России: “… необходимо объединение всех сил, чтобы остановить “дебилизацию” детей, ибо давно известно: когда человек перестает читать, он перестает думать”.

Во–вторых, в классах много так называемых “детей риска”.

Экологическая, социальная напряженность, характеризующая переходный период развития нашей страны, снижение показателей социальной защищенности и здоровья детей ведут к увеличению в составе детского населения доли детей риска. По данным исследователей, количество детей риска составляет сегодня 35–45 % от общего состава детей.

В–третьих, первые два моих выпуска читали неважно. В конце 3–го класса, когда проверяли технику чтения, было по 2–3 “двойки”.

Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи, опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.

С первого дня обучения чтению, читающие дети получали индивидуальные задания. С остальными учениками работала по традиционной системе.

Из своей практики заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15–25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1–го класса.

И чтобы не допустить предыдущие ошибки с этим выпуском, со второго полугодия на первый план вышла техническая сторона чтения.

На первой половине уроков чтения проводила упражнения, которые помогают совершенствованию техники чтения.

Применяла упражнения для совершенствования техники чтения из опыта работы Лагутиной Т.В., учителя начальных классов школы № 517 города Москвы.

Это такие упражнения, как:

Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией;

гласные: А, О, У, Ы, И, Э.

сочетания: А–У, А–О, Ы–И, Э – А, И–О.

согласные: Г–С–Ж, Ш–Ж–С;

согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;

скороговорки:Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением. “Фотоглаз”: за отведенное время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.

Например:

урок
перемена
школа
книга
ручка
учитель
обучение

город
лес
дорога
красивый
богатство
автомобиль
играть

“ Найди лишнее слово”.

береза
цветы
осина
опушка
трава
дерево
портфель

нож
вилка
ложка
тарелка
блюдце
чашка
корова

Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми словами.

Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.

Чтение “Спринт”.

На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы.

При этом нужно в процессе всего чтения плотно сжимать губы и зубы.

Цель упражнения – тренировка в скорочтении.

Также применяла упражнения по совершенствованию техники чтения системы И.Г. Пальченко.

Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1– й раз – медленное чтение с учителем , четкое проговаривание слогов;

2– й раз – повторное прочтение без учителя;

3 –й раз – плавное. Слитное чтение слов;

4– й раз – чтение в темпе разговорной речи;

5, 6, 7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8, 9, 10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

По методике профессора И.Т. Федоренко использовала зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.

На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое предложение, и ребята в течение определенного времени читают про себя, стараясь запомнить это предложение.

По истечении этого времени стирается предложение и предлагается записать его на листочках.

На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.

За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в обучении чтению.

Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.

Работа выполняется за 10 секунд.

У каждого ученика карточки , в каждую клеточку которой вписаны цифры от 1 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от 1 до 25 (2,3 кл.). В работе с таблицами используется памятка:

Как можно быстрее назови все числа по порядку , указывая их карандашом.

Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.

Также проводили ежеурочные пятиминутки чтения. Любой урок, начинаю с пяти минут чтения.

Все читают 1 минуту и подсчитывают количество прочитанных слов. Результат записывают в дневник.

Пользуясь на каждом уроке чтения, начиная с первого класса, перечисленными упражнениями, убедилась в том, что систематическое проведение дает неплохие результаты.

В конце первого полугодия 1– го класса результат проверки техники чтения был таким : из 18 человек на “4” прочитал один, остальные на “5”. (Норма 15–24 слов в минуту, процент качества 100%).

В конце учебного года прочитали так: (норма 35–40 слов в минуту) на “4” прочитал один, на “3”– один ученик, остальные на “5”. (Процент качества 94%).

2–й класс, 1–е полугодие: (норма 40–50 слов в минуту) на “4” – двое, остальные на “5”. (Процент качества 100%).

3–й класс, 1–е полугодие: (норма 60–70 слов в минуту) на “ 4”– трое, на “3”–один, остальные на “5”. (процент качества 94%).

Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.





























Развитие техники чтения

у школьников 1-й ступени

Содержание

I. Чтение – одно из важнейших средств формирования личности.

II. Понятие скорочтения.

III. Оптимальное чтение. Основные причины важности овладения им младшими школьниками.

IV. Резервы обучения чтению.

1. Жужжащее чтение.
2. Ежеурочные пятиминутки чтения.
3. Чтение перед сном.
4. Использование зрительных диктантов.
5. Упражнение для развития техники чтения.

а) многократное чтение,
б) чтение в темпе скороговорки
в) выразительное чтение с переходом на незнакомую часть
г) упражнение для развития угла чтения
д) “Губы”
е) “Буксир”
ж) “Бросок-засечка”
з) “Молния”

V. Приемы стимулирования.

VI. Причины получения отрицательных результатов по развитию техники чтения.

VII. Рекомендации для проверки домашних заданий по чтению.

VIII. Приложения.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.

Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.

Иногда можно услышать, что младшим школьникам нужно овладеть скорочтением. Но тогда давайте обратимся к терминологии.

Скорочтение – это чтение со скоростью более 300 слов в минуту, вслух оно невозможно. Скорочтение необходимо для руководящих работников, для научных сотрудников. В США и других развитых странах не возьмут на руководящую работу специалиста, если он читает меньше 400 слов в минуту. Расчет прост: выгоднее оплачивать труд быстро читающего, он не утонет в потоке бумаг! Финские специалисты считают, что если у вас скорость чтения до 200 слов в минуту, то надо заниматься не скорочтением, а учиться нормально читать! Словом за скорочтение в начальных классах ратовать не имеет смысла.

Чтение в темпе скороговорки – это от 180 до 300 слов. Этого тоже не нужно добиваться.

Дикторы телевидения широко варьируют свою скорость чтения в пределах от 90 до 170 слов в минуту, при среднем показателе 130 слов.

Это среднее значение попадает в зону оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Я сторонник того, что к концу начального обучения, ученики должны достигать оптимальной скорости чтения.

Представьте себе ученика 7 класса, который читает около 50 слов в минуту. В 7 классе домашнее задание составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 50. Получается примерно 130 минут, или около двух часов, необходимых ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения, естественно, что этот ученик за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо дважды прочитать тексты – это уже 4 часа; еще прибавим 6 часов занятий в школе – уже 10 часов. А еще письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, английскому языку, сочинения по литературе. Уходит целый день. Таким образом, этот ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали бы вы к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать.

Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо довести вначале до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

В последние годы резко возросла роль Японии, как экономически развитой страны. Почему? Потому, что многие рабочие имеют высшее образование. В их число входят не только служащие, не только руководящие работники, но и многие представители рабочего класса. Это не случайно: для японца образование – это средство выжить. Надо ли говорить, что высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.

Запишем дробь. В числителе 40000, в знаменателе 80. 40000 слов – это объем газеты “Труд” на шести страницах, а 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие наши десятиклассники, идущие в ПТУ, т.е. без пяти минут рабочие. Значит, будущий рабочий прочитает газету за 500 минут, или за восьмичасовой рабочий день.

Думается, что приведенных примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения.

Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.

В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть ее учеников /т.е. более 50%/ занимались на “4”. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Значит, сангвиники и холерики вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии Украины, более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень, какие резервы обучения использовать.

Я хочу рассмотреть наиболее эффективные, на мой взгляд, резервы обучения чтению.

Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.

Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение пяти минут.

Ежеурочные пятиминутки чтения представляют собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.

Проанализируем, что получается. Если учитель работает по обычной методике и в 3 классе, он имеет 5 уроков чтения, то при наполняемости классов 30 человек он за неделю опросит по одному разу каждого ученика. При этом ученик будет иметь для тренировки всего 3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне можно научить детей читать.

Хорошо, если ребенку повезло с семьей, и дома его научат хорошо читать. А если ребенку с семьей не повезло? Тогда весь тренаж его сводится к этим трем минутам, естественно , что такой ребенок читать не научится.

Давайте проследим, что делают ежеурочные пятиминутки. Запишем:

5*5*5=125

5 минут за урок, пять уроков в день, пять дней в неделю. Недельный тренаж получается в объеме 125 минут. Очевидно, если время увеличилось от 3 минут до 125 минут, то результат будет положительный.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Приведу общественные примеры этой закономерности.

Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.

Второй пример. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко /см.приложение/. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики. В свое время, это было четверть века назад, была издана брошюра профессора об обучении чтению. К сожалению, тираж ее был очень ограниченным – всего 2000 экземпляров, и поэтому сейчас она стала букинистической редкостью. Поэтому далее я расскажу о методике профессора И.Т. Федоренко, в том числе и о зрительных диктантах.

В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени /время указано для каждого предложения/ читают молча это предложение и стараются запомнить. По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, кто-то из учеников не запомнит, пусть перепишет у соседа. В следующий раз он постарается запомнить.

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как оно стерто, снова следует записать его в ученических тетрадях.

На шесть предложений обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, набор следует повторить снова. Если на следующий день картина повторяется, надо повторить в третий раз, а может быть, и в четыре дня подряд. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на один набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов – 54 дня, около двух месяцев. За два месяца можно развить оперативную память, но при условии, что зрительные диктанты должны писаться ежедневно, если писать с перерывами – это уже ничего не дает. И еще одна деталь: если тексты не будут соответствовать по содержанию теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

А теперь расскажу о тех упражнениях из системы И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко, которые я использую в своей работе.

1. Многократное чтение. При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки. Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4. Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

а) чтение первого и последнего слогов на строке.







Например,

Барсучий нос

(отрывок)

К. Паустовский

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от
жадности

б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

Таблица Шульте

10

4

28

9

14

20

24

18

1

5

13

8

30

25

11

2

22

15

27

17

26

6

12

3

21

16

23

19

29

7

5. В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.

При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.

По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.

6. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

7. Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

8. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Учителя начальных классов имеют на своем вооружении много приемов стимулирования. Однако я бы хотела остановиться на двух из них.

В конце урока чтения я оставляю 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст /каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам/, замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ученику и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. это благотворительно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Следует сказать, что детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае я применяю упражнение “Спринт”. К доске выходят несколько учеников /3-5/, им предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде учителя они начинают читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. При этом упражнении дети учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

У некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.

1. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.

2. Учитель не проводит периодических замеров скорости чтения, ученики не могу судить, каковы их успехи.

3. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память.

А сейчас я хочу поделиться опытом проверки домашних заданий. Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.

1. Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.































Многократное чтение.

При многократном чтении следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Проводится это так. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. После этого каждый из учеников отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат.





Чтение в темпе скороговорки.

Здесь следует сказать, что каждый урок начинается с чтения скороговорки. Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.

При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учениками, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.













Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Детям объясняем так: “Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ребята прочитывают текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

















Упражнения для развития угла зрения.

Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:

а) чтение первого и последнего слогов на строке.

б) использование таблицы Шульте. Учитель засекает время (30 секунд), а дети ведут счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применеии этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1, можно обмениваться таблицами, т.к. дети выучивают расположение цифр.

















Упражнение “Губы”.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводилось упражнение “Губы”.

При команде “Губы” к плотно сжатым губам дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” дети убирали палец и читали вслух текст.

По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подавалась все реже и, наконец, отменялась совсем.

















Упражнение “Буксир”.

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”.

Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читали тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух учителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения слабых учеников, побуждая их тем самым к стремлению не отстать от учителя.

Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны остановить на этом месте, указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Дети должны отметить это искажение текста поднятием рук и внести поправку.

Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в чтении в парах. Более сильный ученик читает “про себя” и пальцем следит по книге. А его партнер читает вслух, но по пальцу своего соседа. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Третий вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ученика вслух. Учитель читает в пределах скорости учеников, дети должны подстроиться под его темп. Затем учитель замолкает и продолжает читать “про себя”, дети следуют его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И те дети, которые правильно “уловили” темп чтения, должны “встретиться” с ним на одном слове.

Упражнение “Бросок – засечка”.

Дети кладут руки на колени и начинают читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда учителя “Засечка” дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” дети должны отыскать глазами то место в книге, на котором они остановились и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

Упражнение “Молния”.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом уроке, чтения, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.























Проверка домашних заданий.

Чтобы проверка домашнего задания не состояла из скучных пересказов и прочтений текстов, ее можно разнообразить.

Учитель читает домашний текст /при этом у учащихся книги закрыты/ и специально делает замены слов, дети должны на слух уловить эту замену и исправить учителя.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
оптимальное чтение в начальных классах

Автор: Столярова Татьяна Александровна

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139188

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Доклад "Использование инновационных технологий на уроках начальных классов""
    ["seo_title"] => string(73) "dokladispolzovaniieinnovatsionnykhtiekhnologhiinaurokakhnachalnykhklassov"
    ["file_id"] => string(6) "298456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456328420"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Совершенствование читательской активности обучающихся начальных классов "
    ["seo_title"] => string(86) "soviershienstvovaniie-chitatiel-skoi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "243293"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445690416"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Анализ работы ШМО начальных классов. "
    ["seo_title"] => string(38) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "244452"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445944099"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Статья на тему: "Обучение младших школьников оптимальному чтению в условиях ФГОС"."
    ["seo_title"] => string(80) "statia_na_temu_obuchenie_mladshikh_shkolnikov_optimalnomu_chteniiu_v_usloviiakh_"
    ["file_id"] => string(6) "556643"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1598680984"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Доклад тема: Оптимальное чтение в начальных классах "
    ["seo_title"] => string(58) "doklad-tiema-optimal-noie-chtieniie-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "132193"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416306671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства