Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторики у младших школьников" из опыта работы»
Развитие мелкой моторики у младших школьников
Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение, так как это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь, самоконтроль. Учащийся готов к обучению в школе.
К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё несколько лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления?
Раньше «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. А сейчас на каждое занятие есть по машине. Современные родители предпочитают подменить занятия с ребёнком - вручив ему современный гаджет с «игрой».
Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.
Поступая в 1-ый класс, у детей возникают серьезные трудности в формировании навыков письма: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры, недостаточный темп работы. Причина – слабо развитая моторика. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Таким образом, мелкую моторику не только важно, но и необходимо развивать.
Поэтому, на уроках технологии, изо, окружающего мира, обучения грамоте, математики, русского языка, а также на занятиях внеурочной деятельности я использую различные приёмы и средства, которые направлены на развитие мелкой моторики детей. С ними я вас познакомлю.
1)Особое место в моей работе в добукварный и букварный периоды занимают графические упражнения, которые
учат ориентироваться на ограниченной плоскости,
развивают мыслительную деятельность,
внимание,
память ребенка,
приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.
Это такие как:
а) штриховка. Это упражнение способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам и планировать свои действия, развитию таких важных для школьника качеств, как внимание, аккуратность, способность доводить начатое дело до конца.
б) обведение контуров;
в)рисование узоров по клеточкам и в строке (есть начало узора, необходимо его
продолжить).
г) графические диктанты;
д) рисование по точкам, пунктирным линиям;
е) раскрашивание картинок.
2) На минутках отдыха, а также перед работой в прописях или тетрадях проводиммассаж рук, пальчиковые игры. Онистимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
3) Очень нравятся детямсюжетно-тематические занятия по
- аппликации,
- конструированию,
- рисованию,
- лепке, которые проводим науроках технологии, ИЗО, во внеурочное время.
Такие занятияоказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Вызывают большой интерес у детей.
В нашем быту много необычных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговицы, «киндеры», пластмассовые бутылочки…. Дети с удовольствием с ними играют. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я решила попробовать применить в работе один из этих предметов, прищепку.
Прищепки– это благодатный материал для развития мелкой моторики рук. Они позволяют скоординировать движения пальцев, помогают вразвитии точности иловкости. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Их можно использовать на любом уроке, а также на занятиях внеурочной деятельности.
Рассмотрим некоторые задания, которые я использую в работе с детьми.
На уроках математики использую прищепки
как счётный материал, н-р,«Солнышко»
1)счёт до 10 в прямом и обратном порядке, прикрепляя(снимая) прищепки;
2) Прикрепи столько прищепок - лучиков:
- сколько соответствует данному числу 5; 3; 6... (показываю числа);
- сколько раз я хлопну;
- сколько в классе окон, ламп, указок и т. д.
на математических диктантах (два варианта: 1. прищепки прикрепляют на картонную полоску, 2. Раздаю карточки с числами)
- 5 увеличить на 2;
- 7 уменьшить на 3;
- к 3 прибавить 6;
-от 9 отнять 4;
Задания с названиями компонентов:
- первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, найди сумму?
- уменьшаемое 8, вычитаемое 2, разность?
- найдите сумму чисел 5 и 2;
- найдите разность чисел 8 и 7 и т. д.
в работе над составом чисел
- 5 – это 2 и сколько? 4 и сколько?...
- 7 – это 6 и сколько? 4 и сколько? и т. д.
для сравнения чисел (раздаю таблицу с числами)
- сравните 5 и 3, 4 и 7, 3 и 6.
при решении примеров
игра «Молчанка» (на доске примеры, показываю на один из них, дети прикрепляют нужное количество прищепок- ответ)
в работе с «числовой линейкой»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1) найти «Соседей числа»;
2) решение примеров.
На уроках обучения грамоте:
при изучении звуков и букв :
1) «Какой звук первый?» (рассмотрев картинки, ребёнок должен с
помощью прищепок красного и синего цвета (гласный-согласный)показать
первый звук в слове).
2) «Твёрдый -мягкий» (используем прищепки зелёного и синего цвета, н-р, при
изучении звуков[р] и [р*], если в слове твёрдый звук [р]-дети прикрепляют
синюю прищепку, если мягкий -зелёную)
3) «Сколько слогов в слове?» (учитель произносит любое слово, а ребенок в это
время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством произнесенных
слогов.)
4 ) Звуковой анализ слова
Н-р, загадка 1
Разноцветное коромысло
Над рекою повисло.
(РАДУГА)
- Сколько слогов в этом слове? (3)
- Назовите 1 слог; 2 слог; 3 слог.
- На какой слог падает ударение? (1)
- Произнесём ещё раз слово «радуга».
- Какой звук слышится в начале слова? [р]
- Дайте ему характеристику(работа с прищепками)
Загадка 2.
Течёт, течёт — не вытечет, Бежит,бежит — не выбежит. (РЕКА)
(работа - аналогично)
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Многие виды заданий я применяю не только в 1 классе, но и на уроках во втором классе.
Таким образом, чтобызаинтересовать ребенка и помочь ему, нужно превратить обучение в игру, и не отступать, если задания покажутся трудными. Только систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем, позволяет младшим школьникам овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем в обучении.