kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие мелкой моторики у младших школьников" из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение, так как это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие мелкой моторики у младших школьников" из опыта работы»

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение, так как это один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Как правило, ребёнок, имеющий хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь, самоконтроль. Учащийся готов к обучению в школе.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Ещё несколько лет назад процент таких детей был гораздо меньше! Какова причина этого явления?

Раньше «бытовых» занятий, которые развивали пальцы руки, было великое множество. А сейчас на каждое занятие есть по машине. Современные родители предпочитают подменить занятия с ребёнком - вручив ему современный гаджет с «игрой».

Даже в детских садах просят приносить обувь на «липучках», куртки и другую одежду на «молниях» или кнопках. Все это облегчает работу воспитателя, экономит время и силы, но замедляет развитие движений пальцев ребенка.

Поступая в 1-ый класс, у детей возникают серьезные трудности в формировании навыков письма: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается провести достаточно прямые и четкие линии, вызывает сложность написание цифр, букв, ребёнку не просто вырезать из бумаги фигуры, недостаточный темп работы. Причина – слабо развитая моторика. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев…Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Таким образом, мелкую моторику не только важно, но и необходимо развивать.

Поэтому, на уроках технологии, изо, окружающего мира, обучения грамоте, математики, русского языка, а также на занятиях внеурочной деятельности я использую различные приёмы и средства, которые направлены на развитие мелкой моторики детей. С ними я вас познакомлю.

1) Особое место в моей работе в добукварный и букварный периоды занимают графические упражнения, которые

  • учат ориентироваться на ограниченной плоскости,

  • развивают мыслительную деятельность,

  • внимание,

  • память ребенка,

  • приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Это такие как:

а) штриховка. Это упражнение способствуют укреплению мышц руки, выработке умения действовать по заданным правилам и планировать свои действия, развитию таких важных для школьника качеств, как внимание, аккуратность, способность доводить начатое дело до конца.

б) обведение контуров;

в) рисование узоров по клеточкам и в строке (есть начало узора, необходимо его

продолжить).

г) графические диктанты;

д) рисование по точкам, пунктирным линиям;

е) раскрашивание картинок.

2) На минутках отдыха, а также перед работой в прописях или тетрадях проводим массаж рук, пальчиковые игры. Они стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь. 








3) Очень нравятся детям сюжетно-тематические занятия по

- аппликации,

- конструированию,

- рисованию,

- лепке, которые проводим на уроках технологии, ИЗО, во внеурочное время.

Такие занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Вызывают большой интерес у детей.

В нашем быту много необычных предметов, которые привлекают внимание детей: пробки, прищепки, крышки, пуговицы, «киндеры», пластмассовые бутылочки…. Дети с удовольствием с ними играют. Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, я решила попробовать применить в работе один из этих предметов, прищепку.

Прищепки – это благодатный материал для развития мелкой моторики рук.  Они позволяют скоординировать движения пальцевпомогают в развитии точности и ловкости.  Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Их можно использовать на любом уроке, а также на занятиях внеурочной деятельности.

Рассмотрим некоторые задания, которые я использую в работе с детьми.

На уроках математики использую прищепки

  • как счётный материал, н-р, «Солнышко»

1) счёт до 10 в прямом и обратном порядке, прикрепляя(снимая) прищепки;

2) Прикрепи столько прищепок - лучиков:

- сколько соответствует данному числу 5; 3; 6... (показываю числа);

- сколько раз я хлопну;

- сколько в классе окон, ламп, указок и т. д.

  • на математических диктантах (два варианта: 1. прищепки прикрепляют на картонную полоску, 2. Раздаю карточки с числами)

- 5 увеличить на 2;

- 7 уменьшить на 3;

- к 3 прибавить 6;

-от 9 отнять 4;

Задания с названиями компонентов:

- первое слагаемое 3, второе слагаемое 1, найди сумму?

- уменьшаемое 8, вычитаемое 2, разность?

- найдите сумму чисел 5 и 2;

- найдите разность чисел 8 и 7 и т. д.

  • в работе над составом чисел

- 5 – это 2 и сколько? 4 и сколько?...

- 7 – это 6 и сколько? 4 и сколько? и т. д.

  • для сравнения чисел (раздаю таблицу с числами)

- сравните 5 и 3, 4 и 7, 3 и 6.

  • при решении примеров


  • игра «Молчанка» (на доске примеры, показываю на один из них, дети прикрепляют нужное количество прищепок- ответ)


  • в работе с «числовой линейкой»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
















1) найти «Соседей числа»;

2) решение примеров.

На уроках обучения грамоте:

  • при изучении звуков и букв :


1) «Какой звук первый?» (рассмотрев картинки, ребёнок должен с

помощью прищепок красного и синего цвета (гласный-согласный) показать

первый звук в слове).

2) «Твёрдый -мягкий» (используем прищепки зелёного и синего цвета, н-р, при

изучении звуков [р] и [р*], если в слове твёрдый звук [р]-дети прикрепляют

синюю прищепку, если мягкий -зелёную )


3) «Сколько слогов в слове?» (учитель произносит любое слово, а ребенок в это

время прикрепляет прищепки, соотнося их с количеством произнесенных

слогов.)


4 ) Звуковой анализ слова

Н-р, загадка 1

Разноцветное коромысло

Над рекою повисло.

(РАДУГА)

- Сколько слогов в этом слове? (3)

- Назовите 1 слог; 2 слог; 3 слог.

- На какой слог падает ударение? (1)

- Произнесём ещё раз слово «радуга».

- Какой звук слышится в начале слова? [р]

- Дайте ему характеристику (работа с прищепками)

Загадка 2.

Течёт, течёт — не вытечет, Бежит,бежит — не выбежит. (РЕКА)

(работа - аналогично)


Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Многие виды заданий я применяю не только в 1 классе, но и на уроках во втором классе.

Таким образом, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему, нужно превратить обучение в игру, и не отступать, если задания покажутся трудными. Только систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем, позволяет младшим школьникам овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем в обучении.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие мелкой моторики у младших школьников" из опыта работы

Автор: Гартвих Елена Алексеевна

Дата: 07.05.2023

Номер свидетельства: 630948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "«Здоровьсберегающие  технологии в урочной и внеурочной деятельности младших школьников как обязательное условие реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(151) "zdorov-sbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-urochnoi-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452775"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Методические рекомендации  по организации работы в технике пластилиновой живописи"
    ["seo_title"] => string(85) "mietodichieskiieriekomiendatsiipoorghanizatsiirabotyvtiekhnikieplastilinovoizhivopisi"
    ["file_id"] => string(6) "278056"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453032639"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Игровые формы работы на уроке сольфеджио"
    ["seo_title"] => string(40) "igrovye_formy_raboty_na_uroke_solfedzhio"
    ["file_id"] => string(6) "496195"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1547965813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по в/д в 1 классе "Весёлый английский""
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia_programma_po_v_d_v_1_klasse_vesiolyi_angliiskii"
    ["file_id"] => string(6) "621794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1672162410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Программа дополнительного образования       «Мир вокруг нас»"
    ["seo_title"] => string(51) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiamirvokrughnas"
    ["file_id"] => string(6) "281319"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453495443"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства