Методические рекомендации по организации работы в технике пластилиновой живописи.
В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественно-эстетической направленности “Шебер колдар”– основной идей которой является обучение детей разным видам ДПИ.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях весьма актуальна, так как именно прикладное искусство способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук
Пластилиновая живопись – это сравнительно новый вид в изобразительной деятельности.
Этот вид ДПИ представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Основной материал – пластилин, а основным инструментом в рисовании пластилином являются обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего школьного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занятия лепкой способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. На занятиях у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ученик подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Но главное значение занятий по пластилиновой живописи состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности движений.
Этот вид ДПИ прост в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.
· Для основы картины в качестве основы следует использовать плотный картон или ДВП;
· предотвратить появление на картоне жирных пятен поможет нанесение фона на основу;
· устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если убрать слой пластилина и нанести его заново точно по контуру рисунка;
· покрытие пластилиновой картинки лаком для волос или бесцветным для дерева - продлит ее «жизнь».
При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.
В работе лучше всего использовать яркий, мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам школьника создавать свои первые рисунки.
Правила безопасной работы с пластилином:
- Нельзя брать пластилин в рот! (фруктовые запахи)
- Приступая к работе с другим цветом, необходимо вымыть руки или протереть влажной салфеткой!
- Нельзя тереть глаза грязными руками!
- Помни, что инструменты острые!
- Обязательно вымой руки после работы с пластилином!
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:
· Сначала важно научить: размазывать пластилин от центра к краям контура- заполнять фон
· катать жгутики для контура
· отщипывать и катать маленькие шарики надавливать на пластилин различными приспособлениями(авторучка, стеки различной формы
Обучать работе в этой технике нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок (животные, цветы и т.д.), а затем постепенно переходить к созданию более сложных (пейзажи, натюрморты).
Особенности работы с пластилином. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.
· Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.
Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами:
Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно.
Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике или жгутике и рисовать.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников.
Чтобы придать поверхности блеск - перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой - использовать различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Для изображения тонких пластилиновых нитей можно использовать пластмассовые шприцы без игл или чеснокодавку.
Основные приемы лепки:
· раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму, а затем превращается в тонкий жгут;
· скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
· заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
· сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
· использование медицинского шприца. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинные «нити». Нагреть шприц можно, погрузив его в емкость с горячей водой или положив на батарею отопления.
При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).
Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку стеком или придавливая его под углом к линии оформления.
ОБРАЗЦЫ ПРИЕМОВ РАБОТЫ ПЛАСТИЛИНОМ:
Приложение (рис. 1, 2. 3.)
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок (Приложение «Палитра »)
НЕЛЬЗЯ использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета.
Мраморное смешивание= валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цвета.
Смешивание в стиле «фэнтези» (получается путем пропускания кусочков пластилина различных цветов через чесночницу или шприц)
Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека, влажной салфетки или сухой тряпочки.
Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить в рамку без стекла, паспарту и покрыть лаком. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Из опыта работы педагога дополнительного образования
Руководителя кружка «Шебер колдар»
Г.Кокшетау ЦВР «Аулет»
Садретдинова Н.В.2016г.
Приложение