Просмотр содержимого документа
«Развитие критического мышления на уроках.»
Развитие критического мышления на уроках.
Аннотация: В статье полностью раскрыта тема о критическом мышлении детей на уроках.
Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к
познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и
коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают
серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным
предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития
мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в
современном мире, который входит в новый век с новым обликом
познавательной культуры. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.
«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» (Стандарты второго поколения).
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Задачи технологии:
1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны
открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых
решений.
2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3. Развитие аналитического, критического мышления:
деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Образовательные результаты:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся
информационным потоком в разных областях знаний;
- пользоваться различными способами интегрирования информации;
- задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- решать проблемы;
- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
- брать на себя ответственность;
- участвовать в совместном принятии решения;
- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.
Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных
приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской,
творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.
Первая стадия — «вызова», во время которой у учащихся
активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме,
определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа
направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается
которые позволяют отслеживать собственное понимание.
Третья стадия — стадия «рефлексии» — размышления. На этом этапе
ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с
помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно
здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с
учётом вновь приобретённых знаний.
Предложенные далее приёмы отражают лишь небольшую часть
имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее
ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески
относиться к учебе.
Приём «Шесть шляп»
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и
предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
Пример: Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».
1 группа. Белая шляпа (факты).
- С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа(позитивное мышление).
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа (проблема).
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр.76-78.
4 группа. Красная шляпа (эмоции).
- Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа (творчество).
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа (философия).
- Обобщите высказывания других групп.
Опыт показывает, что моделировать урок в технологии критического мышления не просто (особенно в 1 классе). Поэтому я ограничилась только элементами.
Приём «Синквейн»
Пример:
Изучаем стихотворение «Лес, точно терем расписной… » (стр. 45, «Азбука») и составляем синквейн.
Вопросы на доске - дети называют ответы, либо печатают.
1. Время года, наступившее после лета.
ОСЕНЬ
2. Пространство, заросшее множеством деревьев.
ЛЕС
3. Описание леса (Какой он?)
ЛИЛОВЫЙ
ЗОЛОТОЙ
БАГРЯНЫЙ
4. Каким словом назван лес?
ТЕРЕМ
СТЕНА
Список использованной литературы:
1. Байбородова Л. В. Особенности проектной деятельности сельских школьников / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 1. – С. 54-59.
2. Бичерова Е. Н. Особенности проектной и исследовательской деятельности у младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ / Е. Н. Бичерова // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. - № 1. – С. 8-16.
3. Бичерова Е. Н. Развитие исследовательской инициативности младших школьников в условиях проектной деятельности / Е. Н. Бичерова, Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 112 с.
4. Бледнова Е. В. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся начальной школы / Е. В. Бледнова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
5. Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л. Ю. Бритвина // Начальная школа. – 2005. - № 6. – С. 25-27.
6. Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - № 9. – С. 55-59.
7. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н. В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 34-36.
8. Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296 с.
9. Коробова О. В. Проектная деятельность как средство социализации младших школьников / О. В. Коробова // Социально-экономические явления и процессы. –2011. - № 12. – С. 236-239.