kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие креативных способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Наше время-это время существенных изменений в науке, технике, информационной среде, образовании. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В этом смысле начальное образование занимает приоритетную позицию, является основой формирования одаренной и талантливой молодежи, креативность и творчество которой будет способствовать развитию общества и государства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие креативных способностей младших школьников»

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наше время-это время существенных изменений в науке, технике, информационной среде, образовании. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В этом смысле начальное образование занимает приоритетную позицию, является основой формирования одаренной и талантливой молодежи, креативность и творчество которой будет способствовать развитию общества и государства.

Креативное мышление ребенка является благоприятным интегрирующим фактором его социализации, поскольку социальная деятельность ребенка, которая является решающе-определяющей во время его социального взросления, в своей основе имеет творческий характер. Во время усвоения опыта общественной жизни ребенок переживает каждый этап этого процесса как субъективное открытие и создание собственного социального пространства. Креативное мышление как когнитивный аспект творческой деятельности являются постоянным спутником и предпосылкой гармоничного развития человека на протяжении всей его жизни, обеспечивая умение личности анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, делать предложения прогнозирующего характера .

Креативность младшего школьника – это общее свойство личности ученика, которая проявляется, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности и обуславливает творческую направленность ребенка, его способность к самостоятельному выбору оптимального и оригинального пути решения учебных задач, создания новых идей, новизна которых может быть как объективной, так и субъективной .

Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития детей, их творческих способностей. Именно в этот период активно развиваются воображение, дар фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность.

Во время работы с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, во время развития творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен .

Креативные способности можно развивать на любом уроке, главное, чтобы это не было стихийным явлением, а от урока к уроку набирало своей сложности. Чтобы научиться креативно мыслить не существует определенных правил и объяснений, но существуют условия, которые следует создать учителю для развития креативных способностей учеников. Поэтому в своей деятельности учителю необходимо:

- найти время на уроке для применения технологий творческого развития личности;

- предоставить возможность ученикам свободно рассуждать, высказывая собственное мнение;

- принимать без осуждений разнообразные идеи и мнения учащихся;

- создать ситуации успеха для каждого ученика.

В то же время ученики должны быть активными участниками учебно-воспитательного процесса, прислушиваться к рассуждениям своих товарищей, относиться с уважением к мнениям других. Именно это дает возможность ребенку совершенствовать свои способности, уметь применять их, вызывает стремление к поиску нового, что является необходимостью для творческой самореализации личности.

Чтобы сформировать креативную личность, нужно развить структурные компоненты. Главными компонентами креативной личности являются: мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный. Для их развития необходимо расширить ролевой пространство каждого ученика и вовлекать его в различные виды деятельности, которые обеспечивают ему творческую самореализацию и создают опыт социальных отношений.

Формируя креативность нужно развивать следующие характеристики креативного мышления:

- производительность – богатство идей, ассоциаций, вариантов решения проблем;

- гибкость-способность быстро изменять способы действий, переходить от одного класса объектов к другому;

- оригинальность – редкость, необычность, уникальность способа решения определенной проблемы .

Эффективными методами работы являются методы креативного обучения. К ним относятся методы, которые в традиционном понимании являются интуитивными: "мозговой штурм". Следующий вид креативных методов – метод эвристики. Это приемы, которые позволяют учащимся решать вопросы путем "наведения" на возможные правильные решения и сокращения вариантов таких решений. К креативным методам относятся также: метод придумывания, образной картины, гиперболизации, агглютинации и тому подобное.

Чтобы сформировать креативные способности у учеников учитель в своей деятельности должен использовать:

· инновационные технологии (игровые технологии, критическое мышление, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – компьютер, интернет, программное обеспечение, мультимедийные презентации);

· интерактивные методы и приемы: технологии кооперативного обучения (работа в парах, работа в малых группах, «Аквариум», «Карусель»); коллективно-групповой деятельности (обсуждение проблемы в общем кругу, «Микрофон», «Обучая – учусь», «Мозговой штурм»); ситуативного моделирования (имитационные игры); обработки дискуссионных вопросов (метод «ПРЕСС», «Займи позицию);

· метод проектов;

* проблемное преподавание;

* задачи практического содержания;

* нестандартные уроки (урок-соревнования, урок-сказка, интегрированные уроки, урок-путешествие);

· логические задачи, кроссворды, ребусы и т. п .

Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности, особенности микросреды, а именно: характер общения учителя с детьми, стиль семейного воспитания, статусная структура группы и ряд других .

Младший школьный возраст имеет большое значение для развития креативности, ведь начало системной учебно-воспитательной деятельности является оптимальным периодом для целенаправленного развития креативных личностных качеств. Поскольку для учащихся начальной школы шаблонные, стереотипные формы мышления и действий еще не стали доминантными, становится возможным интенсивное усвоение ими креативных способов деятельности, сложных операций мышления и форм поведения, которые требуют креативной деятельности.

Развития креативности личности в процессе обучения способствуют присущие младшим школьникам свойства: открытость ко всему новому, любознательность, эмоциональность, целостность восприятия, яркое воображение, образность мышления, активное отношение к действительности, что их окружает.

Следовательно, креативность является характерным признаком творческой личности, способной реализовывать свой творческий потенциал по собственной инициативе и выбору соответствующих средств. Ее можно рассматривать и как предпосылку для любой творческой деятельности, мотивированной стремлением индивидуума к самовыражению и самоутверждению.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Развитие креативных способностей младших школьников

Автор: Шмойлова Наталья Викторовна

Дата: 08.12.2025

Номер свидетельства: 678510

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Роль уроков математики в развитии творческих способностей  младших школьников."
    ["seo_title"] => string(83) "rol-urokov-matiematiki-v-razvitii-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "287258"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454441660"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Образовательная программа курса «Говорим по-английски» для младших школьников "
    ["seo_title"] => string(83) "obrazovatiel-naia-proghramma-kursa-govorim-po-anghliiski-dlia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "227005"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440572138"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Мастер-класс "Использование творческих заданий в образовательном процессе,способствующих  развитию креативного мышления младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(159) "mastier-klass-ispol-zovaniie-tvorchieskikh-zadanii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie-sposobstvuiushchikh-razvitiiu-krieativnogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125080"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414902936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "«Развитие творческих способностей у младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(61) "razvitiie_tvorchieskikh_sposobnostiei_u_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "372207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482337394"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "«Развитие творческих способностей у младших школьников»"
    ["seo_title"] => string(57) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_u_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "642421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702649290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства