Развитие креативных способностей младших школьников
Развитие креативных способностей младших школьников
Наше время-это время существенных изменений в науке, технике, информационной среде, образовании. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В этом смысле начальное образование занимает приоритетную позицию, является основой формирования одаренной и талантливой молодежи, креативность и творчество которой будет способствовать развитию общества и государства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие креативных способностей младших школьников»
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Наше время-это время существенных изменений в науке, технике, информационной среде, образовании. Обществу нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В этом смысле начальное образование занимает приоритетную позицию, является основой формирования одаренной и талантливой молодежи, креативность и творчество которой будет способствовать развитию общества и государства.
Креативное мышление ребенка является благоприятным интегрирующим фактором его социализации, поскольку социальная деятельность ребенка, которая является решающе-определяющей во время его социального взросления, в своей основе имеет творческий характер. Во время усвоения опыта общественной жизни ребенок переживает каждый этап этого процесса как субъективное открытие и создание собственного социального пространства. Креативное мышление как когнитивный аспект творческой деятельности являются постоянным спутником и предпосылкой гармоничного развития человека на протяжении всей его жизни, обеспечивая умение личности анализировать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи, делать предложения прогнозирующего характера .
Креативность младшего школьника – это общее свойство личности ученика, которая проявляется, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности и обуславливает творческую направленность ребенка, его способность к самостоятельному выбору оптимального и оригинального пути решения учебных задач, создания новых идей, новизна которых может быть как объективной, так и субъективной .
Младший школьный возраст является благоприятным для творческого развития детей, их творческих способностей. Именно в этот период активно развиваются воображение, дар фантазировать, творчески мыслить, заметно проявляется любознательность, формируется умение наблюдать, сравнивать, критически оценивать деятельность.
Во время работы с детьми важно развивать не только интеллект, но и творческие способности, и, наоборот, во время развития творческих способностей не следует забывать об интеллекте. Ведь когда высокий интеллект сочетается с высоким уровнем креативности, творческий человек чаще хорошо адаптирован к среде, активен .
Креативные способности можно развивать на любом уроке, главное, чтобы это не было стихийным явлением, а от урока к уроку набирало своей сложности. Чтобы научиться креативно мыслить не существует определенных правил и объяснений, но существуют условия, которые следует создать учителю для развития креативных способностей учеников. Поэтому в своей деятельности учителю необходимо:
- найти время на уроке для применения технологий творческого развития личности;
- предоставить возможность ученикам свободно рассуждать, высказывая собственное мнение;
- принимать без осуждений разнообразные идеи и мнения учащихся;
- создать ситуации успеха для каждого ученика.
В то же время ученики должны быть активными участниками учебно-воспитательного процесса, прислушиваться к рассуждениям своих товарищей, относиться с уважением к мнениям других. Именно это дает возможность ребенку совершенствовать свои способности, уметь применять их, вызывает стремление к поиску нового, что является необходимостью для творческой самореализации личности.
Чтобы сформировать креативную личность, нужно развить структурные компоненты. Главными компонентами креативной личности являются: мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный и коммуникативный. Для их развития необходимо расширить ролевой пространство каждого ученика и вовлекать его в различные виды деятельности, которые обеспечивают ему творческую самореализацию и создают опыт социальных отношений.
Формируя креативность нужно развивать следующие характеристики креативного мышления:
- производительность – богатство идей, ассоциаций, вариантов решения проблем;
- гибкость-способность быстро изменять способы действий, переходить от одного класса объектов к другому;
- оригинальность – редкость, необычность, уникальность способа решения определенной проблемы .
Эффективными методами работы являются методы креативного обучения. К ним относятся методы, которые в традиционном понимании являются интуитивными: "мозговой штурм". Следующий вид креативных методов – метод эвристики. Это приемы, которые позволяют учащимся решать вопросы путем "наведения" на возможные правильные решения и сокращения вариантов таких решений. К креативным методам относятся также: метод придумывания, образной картины, гиперболизации, агглютинации и тому подобное.
Чтобы сформировать креативные способности у учеников учитель в своей деятельности должен использовать:
· инновационные технологии (игровые технологии, критическое мышление, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – компьютер, интернет, программное обеспечение, мультимедийные презентации);
· интерактивные методы и приемы: технологии кооперативного обучения (работа в парах, работа в малых группах, «Аквариум», «Карусель»); коллективно-групповой деятельности (обсуждение проблемы в общем кругу, «Микрофон», «Обучая – учусь», «Мозговой штурм»); ситуативного моделирования (имитационные игры); обработки дискуссионных вопросов (метод «ПРЕСС», «Займи позицию);
Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. В младшем школьном возрасте определяющими являются факторы организации учебно-познавательной деятельности, особенности микросреды, а именно: характер общения учителя с детьми, стиль семейного воспитания, статусная структура группы и ряд других .
Младший школьный возраст имеет большое значение для развития креативности, ведь начало системной учебно-воспитательной деятельности является оптимальным периодом для целенаправленного развития креативных личностных качеств. Поскольку для учащихся начальной школы шаблонные, стереотипные формы мышления и действий еще не стали доминантными, становится возможным интенсивное усвоение ими креативных способов деятельности, сложных операций мышления и форм поведения, которые требуют креативной деятельности.
Развития креативности личности в процессе обучения способствуют присущие младшим школьникам свойства: открытость ко всему новому, любознательность, эмоциональность, целостность восприятия, яркое воображение, образность мышления, активное отношение к действительности, что их окружает.
Следовательно, креативность является характерным признаком творческой личности, способной реализовывать свой творческий потенциал по собственной инициативе и выбору соответствующих средств. Ее можно рассматривать и как предпосылку для любой творческой деятельности, мотивированной стремлением индивидуума к самовыражению и самоутверждению.