Развите творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Развите творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Проблема развития креативных способностей актуальна. Не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться там, где он может принести максимальную пользу. Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Методические приёмы, развивающие креативное мышление: мозговой штурм, игры, минутки творчества, синквейн.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развите творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»
Ханнанова Венера Данифовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево» РТ
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Перед современной школой стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа должна быть сориентирована на развитие творческой (креативной) личности. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание». Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
Актуальность проблемы: проблема развития креативных способностей актуальна. Не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии творческих способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться там, где он может принести максимальную пользу.
Задачи:
- создать условия для развития личности ребенка. Источниками развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе;
- способствовать проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». (М. Монтень).
Методические приёмы, развивающие креативное мышление. Мозговой штурм – оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать, возможно большее количество вариантов решения; перепутанные логические цепочки (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
Игровой метод. При отборе игры необходимо обратить внимание на наличие и чёткость её структурных компонентов: дидактическую цель (задачу), игровое правило, игровое действие. Игры и логические задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока. На уроках математики использую игры: «Зажги ёлку», «Круговые примеры», на уроках русского языка творческая игра: «Восстанови текст», «Найди лишнее слово». На уроках технологии «Аппликация из геометрических фигур». Каждый ребёнок придумывает свою поделку. Так же дети с огромным удовольствием работают с природным материалом, изготавливая из одинакового природного материала всевозможные разнообразные поделки, прилагая свою фантазию. На уроках изобразительного искусства дети так же развивают креативные способности. Так например, «Придумай рисунок из геометрических фигур», «Придумай новый национальный костюм».
«Минутки» творчества». При изучении темы «Вода», «Воздух» предлагаю подвести итог урока от имени воды и воздуха. Итак, я – Вода, я могу рассказать о себе, что я… А я - Воздух, я расскажу о себе следующее». Тема сочинения может отражать и нравственные проблемы: «Хороший поступок», «Как мы с другом помогли малышу».
Уроки – сказки. Сказки – спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай сказочную историю о своем любимом животном».
Для создания опыта творческой деятельности учащимся давала следующие задания по преобразованию, объектов, ситуаций, явлений; созданию нового: «Вездеход на Луне» (ИЗО); «Задача об укладке кирпичей» (Математика); «Придумай сказку (историю) о …» (Русский язык, чтение).
На уроках используем готовые ребусы, но ещё дети сами пробуют зашифровать слова, создать свои ребусы. На уроках литературного чтения и окружающего мира составляем синквейны (это пятистрочный стих) по правилам: Алгоритм составления синквейна: На первой строчке – написать выбранное существительное. На второй строке - придумать к этому существительному два прилагательных. На третьей – придумать три глагола, в рамках темы. На четвертой – придумать фразу из нескольких слов, показывающую отношение к теме. На пятой строке – сделать обобщающий вывод. Например: Атмосфера. Холодная, грязная. Движется, защищает, меняется. Воздушная оболочка Земли. Пространство.
Система творчества, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных заданий, ориентирована на познание, создание, преобразование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.
Что дает развитие креативных способностей школьнику?
Приобретение разнообразных навыков.
Развитие творческого воображения.
Преодоление трудностей, что позволит раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.
Лучший способ преодолеть страх неудачи — попробовать и добиться успеха. Таким образом, основным условием творчества учащихся является создание «УСПЕХА».
Наша задача состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять внутреннее мотивированное творческое мышление и активность школьников.