Просмотр содержимого документа
«Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»
Развитие функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
Задача современного учителя - включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность каждого ученика, сформировать «функционально грамотную личность». Ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Это залог успешной адаптации в обществе.
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.
Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.
Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности. Мы предлагаем это сделать на примере русской народной сказки «Лиса и заяц», которую изучаем в 1 классе по УМК «Перспектива».
I этап. Работа с текстом до чтения
На данном этапе можно использовать приём антиципация- предугадывание предстоящего чтения.
Учитель читает название произведения, дети должны определить о чём пойдет речь.
«Лиса и Заяц»
Следующий приём работы – «Глоссарий».
На экране появляются слова: избушка, лубяная избушка, поди, клочки по заулочкам, косу на плече несёт, гребешок, на плечи, посечи, терем, расчёска, зеркальце, сказка, рассказ, сказочные герои, сказка о животных.
Ребята читают и самостоятельно предполагают, какие слова могут подойти к данному тексту. В каждом классе найдутся дети, которым знакома эта сказка. Выслушиваются предположения детей.
Основная цель работы с текстом до чтения- развитие такого важного читательского умения, как предполагать, предвосхищать содержание текста.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Теперь переходим к следующему этапу - работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста возможно учителем или хорошо читающим учеником, в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. С помощью беседы выявляем первичное восприятие текста: понравилось ли произведение, о чём оно?
Затем снова возвращаемся к глоссарию. Анализируем слова, сортируем, какие подходят к произведению, а какие оказались лишними. Объясняем значение незнакомых слов, возможно использование толкового словаря.
Далее перечитываем текст. Медленное, вдумчивое чтение всего текста, или по частям. Постановка уточняющего смыслового вопроса к каждой части. Например:
-С какими героями мы познакомились в первой части сказки?
- Что о них узнали?
Во второй части можно спросить:
- Какой герой пришёл на помощь зайчику?
-Помог ли он ему и почему?
К третьей части:
- Как петуху удалось выгнать лису?
В зависимости от возраста детей, возможно использование таких приёмов как чтение про себя с вопросами Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
Например, читают первый абзац и задают вопросы всему классу.
Возможна работа в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает.
«Чтение с остановками»
Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания ( почему у лисы растаяла избушка?), а другие — на прогноз содержания последующего отрывка( а у зайчика расстаит избушка, почему?)
Если текст сложный, научный , то возможно использование такого приёма как
«Чтение про себя с пометками»
Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
III этап. Работа с текстом после чтения
Смысловая беседа по тексту.
Например: - Назови главных героев этой сказки.
-Какие ещё герои в ней действуют?
- Как лиса попала в избушку зайца?
-Как проявили себя заяц и лиса?
Приём «Логическая цепочка».
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Это могут быть картинки, разрезной план, или записывают сами. Данный приём помогает при пересказе текстов. Его можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Мозговой штурм»
позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
На примере этой сказки можно поработать с пословицами. Выбрать из предложенных или подобрать самим те, которые подходят к этому произведению.
«Без беды друга не найдёшь»
«За правое дело –стой смело»
«Заяц лисе не товарищ»
Приём «Синквейн».
Характеристика героев на основе приёма «Синквейн»
- Попробуйте охарактеризовать лису и зайца , используя приём «Синквейн». Работу будете выполнять в парах. На партах у вас лежат таблички, которые нужно заполнить. Вы можете использовать карточку- помощник, а можете заполнить таблицу самостоятельно.
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Написание творческих работ»
хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Предложенные приёмы способствуют
формированию познавательного интереса, развивают речь, улучшают запоминание материала, активизируют воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Такая работа на уроках позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет ребенку стать думающим читателем. Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности.
При использовании на уроках литературного чтения указанных приёмов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.