Просмотр содержимого документа
«Обмен опытом. "Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе".»
Формирование читательской грамотности в контексте требований ФГОС на уроках литературного чтения в начальной школе
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
Мы живем в эпоху стремительного развития информационных технологий. На каждого (включая детей) ежечасно обрушивается бесконечный поток информации, и если раньше ее источником были газеты, журналы и ТВ, то сегодня - глобальная всемирная сеть.
И потому важнейшим умением становится умение понимать, анализировать и использовать любую поступающую информацию. Таким образом, акцент в образовании смещается со сбора и запоминания информации на овладение навыком ее правильного применения.
Функционально грамотная личность - это личность, свободно ориентирующаяся в окружающем его мире, действующая в соответствии с ценностями, интересами, ожиданиями общества. Такой человек самостоятелен, инициативен, готов обучаться всю свою жизнь, способен принимать нестандартные решения, уверенно выбирает свой профессиональный путь. Именно эти качества сегодня должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.
Главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность.
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие учащиеся уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов. Мы должны стремиться к такому результату.
У ребят младшего школьного возраста возникает большая трудность при выполнении ряда заданий, связанных с чтением и пониманием текста, выделением главной мысли, составлением плана, умением работать с таблицами, схемами, выделять информацию представленную в явном и неявном виде. Это сразу бросается в глаза при проверке и анализе ВПР в 4 классе.
Основы читательской грамотности формируются в начальной школе.
Какие же это умения?
-потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития;
-готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации;
-способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей;
-ориентироваться в жизненных ситуациях на основе или с помощью различной текстовой информации
При высоком уровне сформированности читательской грамотности школьники владеют умением выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях - т.е. овладевают метапредметным умением – функциональной читательской грамотностью.
• использовать текст для доказательства своего мнения;
• понимать иносказательный смысл сообщения;
• выделять главное, определять основную мысль и тему высказывания;
• использовать информацию из текста для размышления о других
ситуациях, в том числе связанных с личным опытом.
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у детей должны быть сформированы специальные читательские умения. Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе:
1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.
2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.
3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.
Хочу привести некоторые примеры заданий, которые я использую на уроках литературного чтения в начальной школе.
1 класс: не более 3-5 минут на уроке, используя доску или экран. Период обучения грамоте:
Найти строке букв слова, которые начинаются на Н, попробуй объяснить значение данных слов: НИТКАИСТРОНОРА
Найди знакомые буквы и составь слово, составь предложение с данным словом:DRПNASПLWAи т.д.
При работе с учебником «Литературное чтение»:
В какой книге можно узнать интересные факты об окружающем мире? Цель данного задания – заинтересовать детей разными книгами.
Назови соседей слова: в тексте предлагается найти определенное слово и определить его «соседей» в данном предложении. И т.д. Цель задания – развивать умения ориентироваться в тексте, с которым уже проведена определенная работа на уроке – прочтение, первичный анализ, подробный анализ.
2- 3 класс :
Групповая форма работы:
Игра «Ромашка Блума», очень интересный вид работы на обобщающем уроке литературного чтения, занимает небольшую часть урока, но дает прекрасные результаты по формированию читательской грамотности - класс делится на 6 групп и каждой группе выдается вопрос , поиск ответа на который проводится совместно всеми участниками группы.
1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Позволяет учить детей ориентироваться в тексте произведения.
Пример: Где ребята нашли кошку в произведении Л.Н.Толстого «Котенок» 2 класс
Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…
Пример: Объясните, решение учителя оставить Филиппка в произведении Л.Н.Толстого в школе? 2 класс
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей.. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
Пример: Почему Володя в произведении А.П.Чехова был грустным, постоянно плакал и ничего не ел? 4 класс
Ответ на данный вопрос необходимо подтвердить выдержками из текста.
Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….
Пример: Что изменилось бы , если бы лягушка из произведения В.Гаршина не стала бы хвастаться во время полета с утками на юг? 3 класс
Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи, предположи….
Пример: Как вы думаете, смогли бы главные герои из произведения А.П.Чехова добрать до Америки? 4 класс
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Как вы относитесь к поступку главного героя?" или сравни главных героев в конкретном произведении и т.д. Вопрос следует начать со слова – поделись…
Пример: Дайте подробные характеристики главных героев из произведения А.П.Чехова используя данные текста и свое мнение. 4 класс
Работа над синквейнами очень хорошо позволяет понять характеристику героев или событий.
Различные творческие работы: написание сочинения – эссе, составления сказки, загадки и т.д.
При чем такая работа должна быть системной, я стараюсь уделять внимание на каждом уроке таким заданиям.
1-2 классе уместно научить детей таким видам работы, составляя вопросы учителем, а вот в 3-4 класс постепенно прийти к тому, что вопросы уже делают сами дети.
Сочетание рассмотренных приёмов и заданий работы с текстом, используя коммуникативнодеятельностный подход, позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.
Курс «Литературное чтение» имеет большое значение для дальнейшего развития и для успешного обучения выпускника начальной школы. Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
Список используемой литературы:
- Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века» [Текст] / Н.Ф. Виноградова. – М., 2017. – 64 с.
- Лупан С. «Поверь в свое дитя» https://dom-knig.com/read_177830-1#
- Московец Н. С. Приёмы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=8266
- Бунеев, Р.Н. ФГОС и изменение подходов к обучению чтению // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №4. – с.50.
- Козлова, Н.Ю. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения через моделирование // Методист. – 2013. – №8.– с.50.
- Морозова, Г.А. Домашнее чтение как средство семейного духовнонравственного воспитания // Методист. – 2015.– №1. – с.40.
- Пильдес, М.Б., Тенютина, Е.Д., Загребельная, Е.Н. Инновационный метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования // Школьная библиотека. – 2013. – №2-3. – с.50.
- Пильдес, М.Б., Тенютина, Е.Д., Загребельная, Е.Н. Инновационный метапредметныйполипроект «Чтение с увлечением»: развитие читательской компетенции и информационной культуры школьников в процессе реализации программ основного и дополнительного образования (продолжение) // Школьная библиотека. – 2013. – №4. – с.9.
- Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя / Т.Д. Полозова. – М.: Просвещение, 2008. – 119 с. – (Библиотека учителя).
- Прохорова, С.Ю. Формирование читательской компетентности: читаем газеты вместе с младшими школьниками // Методист. – №8. – 2015. – с.50.
- Рябова, Н.И., Данильчук, Т.П. Школьная библиотека и внеурочная деятельность // Школьная библиотека. – 2013. – №1. – с.32.
- Сметанникова, Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека, 2005. – 512 с.
- Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – №8. – с.3.
- Чиндилова, О.В., Бунеева, Е.В. Подходы к контролю и оцениванию умений смыслового чтения в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №9. – С30.