Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе.
.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. ( Дени Дидро )
Чтение – это основной и ничем не заменимый источник
социального опыта прошлого и настоящего, важнейший
способ освоения базовой социально значимой
информации.
Чтение и работа с текстом, а не слово учителя –
основа современных образовательных технологий.
Грамотно читать – это значит понимать текст,
размышлять над его содержанием, оценивать его
смысл и значение , фиксировать и использовать
полученную информацию, излагать свои мысли о
прочитанном.
Навык чтения
Техническая
сторона
Смысловая
сторона
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения .
1 . Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения. .
1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
3. Беседа по содержанию в целом . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3 . Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся.
Упражнения для развития навыка быстрого чтения.
Упражнения для развития навыка быстрого чтения.
1 . «Шторка» 2. «Чтение наоборот» 3. «Текст-вертушка» 4. «Текст с наложением» 5. «Текст с картинками» и др.
Переставь буквы местами так, чтобы получились слова. Прочитай текст. Муравьишка.
Солнышко уже за лес спускалось. Муравей есл на сухой токлис . Дунул терве . Упал листок с кивет . Несет ветер токлис через лес в ревденю . Муравей чуть виж от страха. Листок упал на гул за деревней. Он упал на менька . Муравей шибу лапку. Вот беда.
Сплошной текст. Текст набран без пробелов. Задача ученика прочитать правильно.
Приём работы с пословицами . Логическо–поисковое задание
Цель:
развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Игра «По двум словам отгадай пословицу»
- «Нашла коса на камень».
- Дело«мастера боится».
- «Труд человека кормит, а лень портит».
- «Чем дальше в лес, тем больше дров».
- Коса- камень
- Дело мастер
- Труд- лень
Уроки чтения
Уроки чтения
Рассмотренные приёмы работы на уроках литературного чтения позволяют вовлечь обучающихся в процесс развития читательского интереса, культуры чтения и, как следствие, читательской грамотности.
«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно».
А. Н. Толстой