Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 102 часа, в неделю – 3 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Литературное чтение" »
Литературное чтение
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа рассчитана на 102 часа, в неделю – 3 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Былины, летописи, жития», «Из русской классической литературы», «Поэтическая тетрадь», «Сказки русских писателей», «Делу время - потехе час», «Страна далёкого детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в учебном плане
В федеральном учебном плане на изучение курса литературное чтение в 4 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов. В рабочей программе предусмотрен 1час в неделю из компонента образовательного учреждения – 34 часа. Итого – 102 часа, в том числе контрольные работы – 8 часов.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиесядолжны знать:
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиесядолжны уметь:
• осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
• понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
• передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
• использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
• составлять план к прочитанному;
• делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
• определять тему и главную мысль произведения;
• озаглавливать иллюстрации и тексты;
• вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
• ставить вопросы к прочитанному;
• самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиесядолжны
• освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
• принимать участие в конкурсах чтецов;
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно – тематическое планирование
№
Название разделов и тем
Часы учебного времени
Дата
Приме
чание
план
факт
Былины. Летописи. Жития (6 часов)
1.
«И повесил Олег щит на вратах Царьграда…» (из Летописи)
Вн. чтение русская народная сказка «Иван –царевич и Серый волк»
1
2.09
2.
«И вспомнил Олег коня своего…»
Вн. чтение русская народная сказка «Иван –царевич и Серый волк»
1
4.09
3.
«Ильины три поездочки» (Былина)
1
5.09
4.
«Ильины три поездочки»
Вн. чтение русская народная сказка «Иван –царевич и Серый волк»
1
9.09
5.
«Житие Сергия Радонежского» (отрывок)
1
11.09
6.
Контрольная работа «Былины. Летописи. Жития»
Вн. чтение Былина «Волх Всеславович»
1
12.09
Из русской классической литературы (20 часов)
7.
П.П.Ершов «Конек-горбунок» (отрывок)
Вн. чтение «Легенда о покорении Сибири Ермаком»
1
16.09
8.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Вн. чтение Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»
1
18.09
9.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
1
19.09
10.
П.П.Ершов «Конек-горбунок»
Вн. чтение Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»
1
24.09
11.
А.С.Пушкин «Няне»
Вн. чтение И.Хемницер «Друзья»
1
25.09
12.
А.С.Пушкин «Туча»,«Унылая пора! Очей очарованье»
1
26.09
13.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вн. чтение И.Крылов «Квартет»
1
1.10
14.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вн. чтение И.Крылов «Квартет»
1
2.10
15.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
1
3.10
16.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вн. чтение В.А.Жуковский «Спящая царевна»
1
8.10
17.
М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»
Вн. чтение В.А.Жуковский «Спящая царевна»
1
9.10
18.
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»
1
10.10
19.
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»
Вн. чтение В.А.Жуковский «Спящая царевна»
1
15.10
20.
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»
Вн. чтение Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
1
16.10
21.
Л.Н.Толстой «Детство»
1
17.10
22.
Л.Н.Толстой « Как мужик убрал камень» ( басня)
Вн. чтение Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
1
22.10
23.
А.П. Чехов « Мальчики»
Вн. чтение Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
1
23.10
24.
А.П. Чехов « Мальчики»
1
24.10
25.
А.П. Чехов « Мальчики»
Вн. чтение Х.К.Андерсен «Дикие лебеди»
1
29.10
26.
Контрольная работа по разделу «Из русской классической литературы»
Вн. чтение А.С.Пушкин «Осень»
1
30.10
Поэтическая тетрадь (8 часов)
27.
Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
1
31.10
28.
А.А. Фет « Весенний дождь», «Бабочка»
Вн. чтение А.С.Пушкин «Зимняя дорога»
1
12.11
29.
Е.А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…» Вн. чтение Мифы народов мира «Арион»
1
13.11
30.
А.Н.Плещеев « Дети и птичка»
1
14.11
31.
И. С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
Вн. чтение Мифы народов мира «Дедал и Икар»
1
19.11
32.
Н.А.Некрасов « Школьник», « В зимние сумерки нянины сказки»
Вн. чтение Мифы народов мира «Ярило-Солнце»
1
20.11
33.
И.А.Бунин « Листопад»
1
21.11
34.
Контрольная работа «Поэтическая тетрадь»
Вн. чтение Мифы народов мира «Творение»
1
26.11
Сказки русских писателей (12 часов)
35.
В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»
Вн. чтение С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
1
27.11
36.
В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»
1
28.11
37.
В.Д.Одоевский « Городок в табакерке»
Вн. чтение С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
1
3.12
38.
В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»
Вн. чтение С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
1
4.12
39.
В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»
1
5.12
40.
В.М.Гаршин « Сказка о жабе и розе»
Вн. чтение С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
10.12
41.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Вн. чтение С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев»
1
11.12
42.
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
1
12.12
43.
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»
Вн. чтение Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
17.12
44.
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»
Вн. чтение Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
18.12
45.
С.Т.Аксаков « Аленький цветочек»
1
19.12
46.
Контрольная работа по разделу «Сказки русских писателей»
Вн. чтение Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
24.12
Делу время – потехе час (8 часов )
47.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Вн. чтение Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
25.12
48.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
26.12
49.
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Вн. чтение Д.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»
1
14.01
50.
В.Ю.Драгунский « Главные реки»
Вн. чтение М.Ю.Лермонтов «Парус»
1
15.01
51.
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1
16.01
52.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Вн. чтение М.Ю.Лермонтов «Утёс»
1
21.01
53.
В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»
Вн. чтение Л.Н.Толстой «Мужик и водяной»
1
22.01
54.
Контрольная работа по разделу «Делу время – потехе час »
1
23.01
Страна далекого детства ( 8 часов )
55.
Б.С.Житков « Как я ловил человечков»
Вн. чтение А.И.Куприн «Скворцы»
1
28.01
56.
Б.С.Житков « Как я ловил человечков»
Вн. чтение А.И.Куприн «Скворцы»
1
29.01
57.
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
1
30.01
58.
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
Вн. чтение А.И.Куприн «Скворцы»
1
4.02
59.
К.Г.Паустовский « Корзина с еловыми шишками»
Вн. чтение Л.Н.Толстой «Черепаха»
1
5.02
60.
М.М.Зощенко «Ёлка»
1
6.02
61
М.М.Зощенко «Ёлка»
Вн. чтение Н.П.Вагнер «Берёза»
1
11.02
62.
Контрольная работа по разделу «Страна далекого детства»
Вн. чтение Н.П.Вагнер «Фея фантаста
12.02
Поэтическая тетрадь (4 часа)
63.
В.Я.Брюсов « Опять сон», «Детская»
1
13.02
64.
С.А.Есенин « Бабушкины сказки»
Вн. чтение Н.М .Рубцов «Берёзы»
1
18.02
65.
М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка», « Наши царства»
1
19.02
66.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
20.02
Природа и мы (14 часов )
67.
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»
Вн. чтение Н.М.Рубцов
1
25.02
68.
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»
Вн. чтение Н.А.Заболоцкий «Детство»
1
26.02
69.
Д.Н.Мамин- Сибиряк « Приемыш»
1
27.02
70.
А.И.Куприн « Барбос и Жулька»
Вн. чтение Н.А.Заболоцкий «Лебедь в зоопарке»
1
4.03
71.
А.И.Куприн « Барбос и Жулька»
Вн. чтение А.А.Блок «Россия»
1
5.03
72.
М.М.Пришвин «Выскочка»
1
6.03
73.
Е.И.Чарушин « Кабан»
Вн. чтение А.А.Блок «Рождество»
1
11.03
74.
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип»
1
12.03
75.
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип»
Вн. чтение И.С.Соколов-Микитов «Родина»
1
13.03
76.
В.П.Астафьев « Стрижонок Скрип»
Вн. чтение А.И.Куприн «Сказки Пушкина»
1
18.03
77.
К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»
1
19.03
78.
К.Г.Паустовский «Скрипучие половицы»
Вн. чтение Н.С.Шер «Картины -сказки»
1
20.03
79.
Обобщение по разделу «Природа и мы»
Вн. чтение С.В. Михалков «Школа»
1
1.04
80.
Контрольная работа по разделу «Природа и мы»
1
2.04
Поэтическая тетрадь (7 часов )
1
81.
Б.Л.Пастернак « Золотая осень»
Вн. чтение С.В. Михалков «Хижина дяди Тома»
1
3.04
82.
С.А.Клыков « Весна в лесу»
Вн. чтение С.В. Михалков «Зеркало»(басня)
1
8.04
83.
Д.Б.Кедрин « Бабье лето»
9.04
84.
Н.М.Рубцов « Сентябрь»
Вн. чтениеИ.А.Бунин«Гаснет вечер, даль синеет…»
1
10.04
85.
С.А.Есенин « Лебедушка»
Вн. чтениеИ.А.Бунин«Детство»
1
15.04
86.
С.А.Есенин « Лебедушка»
1
16.04
87.
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь»
Вн. чтение И.А.Бунин«Листопад»
1
17.04
Родина ( 5часов)
1
88.
И.С.Никитин « Русь»
1
22.04
89.
И.С.Никитин « Русь»
И.Дмитриев «Муха»
1
23.04
90.
С.Д.Дрожжин « Родине»
Вн. чтение М.Твен «Приключения Тома Сойера»
1
24.04
91.
А.В. Жигулин « О, Родина!»
Вн. чтение М.Твен «Приключения Тома Сойера»
1
29.04
92.
Б.А.Слуцкий « Лошади в океане»
1
30.04
Страна Фантазия (4 часа)
1
93.
Е.С.Велтистов « Приключения Электроника»
Вн. чтение Книги Древней Руси «О князе Владимире»
1
6.05
94.
Е.С.Велтистов « Приключения Электроника»
Вн. чтение Книги Древней Руси «Деятельность Ярослава»
1
7.05
95.
Кир Булычев « Путешествие Алисы»
1
8.05
96.
Кир Булычев « Путешествие Алисы»
Вн. чтение Книги Древней Руси «поучение Владимира Мономаха детям»
1
13.05
Зарубежная литература ( 6 часов)
1
97.
Д.Свифт « Путешествие Гулливера»
Вн. чтение Былина «Святогор - богатырь»
1
14.05
98.
Г.Х.Андерсен « Русалочка»
1
15.05
99.
Г.Х.Андерсен « Русалочка»
«Россия»
1
20.05
100.
М.Твен « Приключения Тома Сойера»
Вн. чтение К.Д. Бальмонт «Снежинка»
1
21.05
101.
С.Лагерлеф « Святая ночь»
1
22.05
102.
С.Лагерлеф « Святая ночь»
Вн. чтение К.Д. Бальмонт «К зиме», «Камыши»
1
25.05
Содержание программы
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и "Начальной русской летописи". Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Раздел "Былины. Летописи. Жития" (6 часов)
О былинах. "Ильины три поездочки".
Летописи. Жития.
"И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда..."
"И вспомнил Оле! копя своего..."
"Житие Сергия Радонежского".
Учащиеся должны знать: жанр "летопись", "былина", произведение "Житие Сергия Радонежского".
Учащиеся должны уметь:
проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина;
читать осознанно текст художественного произведения;
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении,
определять тему и главную мысль произведения,
пересказывать текст,
использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг,
анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев,
пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план.
Раздел "Из русской классической литературы" (20 часов)
П. П. Ершов. "Конек-горбунок" (отрывок);
А. С. Пушкин. "Няне", "Туча", "Унылая нора!..", "Птичка Божия не знает...", "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях";
М. Ю. Лермонтов. "Дары Терека" (отрывок), "Ашик-Кериб";
Л. Толстой "Как мужик убрал камень".
А. П. Чехов. "Мальчики".
Учащиеся должны знать:
творчество П. Ершова, А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова, Л.Толстого;
название и основное содержание изученного произведения
Учащиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения,
отвечать на вопросы по тексту,
читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами,
соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.
Раздел "Поэтическая тетрадь " (8часов)
Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...", "Как неожиданно и ярко...";
А. А. Фет. "Весенний дождь", "Бабочка";
Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист...", "Где сладкий шепот...";
А. II. Плещеев. "Дети и птичка";
И. С. Никитин. "В синем небе плывут над нолями...";
Н. А. Некрасов. "Школьник", "В зимние сумерки нянины сказки...";
И. А. Бунин. "Листопад".
Учащиеся должны знать:
произведения Ф. Тютчева, А. Фета, Е. Баратынского, Н.Некрасова, И.Никитина, И. Бунина;
названия, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать, участвовать в обсуждении текста;
выразительно читать стихотворение; использовать интонацию;
находить рифму в произведении; оценивать события, героев произведения;
определять тему и главную мысль произведения.
Раздел "Сказки русских писателей" (12 часов)
В. Ф. Одоевский. "Городок в табакерке";
В. М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе";
П. П. Бажов. "Серебряное копытце";
С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек";
Учащиеся должны знать:
творчество В.Одоевского, В. Гаршина, П.Бажова, С.Аксакова,
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно текст художественного произведения,
пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
делить текст на смысловые части;
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
выполнять словесное рисование картин природы;
различать элементы книги; различать жанры;
приводить примеры произведений фольклора;
различать сказки народные и авторские;
составлять простой план.
Раздел "Делу время - потехе час" (8 часов)
Е. Д. Шварц. "Сказка о потерянном времени";
В. Ю. Драгунский. "Главные |реки", "Что любит Мишка";
В. В. Голявкин. "Никакой горчицы я не ел".
Учащиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Учащиеся должны уметь:
различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы,
высказывать оценочные суждения о прочитанном, изученные литературные произведения и их авторов,
основное содержание изученных литературных произведений;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст,
оценивать события, героев произведения, создавать небольшой устный текст на заданную тему,
анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения,
отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, читать выра-зительно художественный текст;
определять тему и главную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст.
Раздел "Страна далёкого детства" (8 часов)
В. С. Житков: "Как я ловил человечков";
К. Г. Паустовский. "Корзина с еловыми шишками";
М. М. Зощенко. "Елка".
Учащиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов.
Учащиеся должны уметь:
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
оценивать события, героев произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
отвечать на вопросы по прочитанному;
пересказывать доступный по объему текст.
Раздел "Поэтическая тетрадь" (4 часа)
В. Я. Брюсов. "Опять сон", "Детская";
С. А. Есенин "Бабушкины сказки":
М. И. Цветаева. "Бежит тропинка с бугорка...", "Наши царства".
Учащиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов;
основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
изобразительные художественные средства.
Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопросы по содержанию произведения;
характеризовать выразительные средства;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов;
выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предвари-тельной самостоятельной подготовкой);
словесно передать явления природы, описываемые в произведении, находить эпитеты, сравнения, описание предметов;
сравнивать красоту природы в разное время года;
сравнивать произведения, написанные на одну и ту же тему разными поэтами;
чувствовать настроение героев, отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Раздел "Природа и мы" (14 часов)
Д. II. Мамин-Сибиряк. "Приемыш";
А. И. Куприн. "Барбос и Жулька";
М. Пришвин. "Выскочка";
Е. И. Чарушин. "Кабан";
В. П. Астафьев. "Стрижонок Скрип".
Учащиеся должны знать:
основное содержание текста, их авторов;
стили текстов, их различия.
Учащиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)
уметь пересказывать текст;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
создавать небольшой устный текст на заданную тему.
различать на слух произведение различных жанров, передавать образ и настроение в рисунках и словесном описании;
работать с текстом.
Раздел "Поэтическая тетрадь" (7 часов)
Б. Л. Пастернак. "Золотая осень";
С. А. Клычков. "Весна в лесу";
Д. Б. Кедрин. "Бабье лето";
Н. М. Рубцов. "Сентябрь";
С. А. Есенин. "Лебедушка".
Учащиеся должны знать:
названия, основное содержание изученных литературных произведений;
имена, фамилии их авторов;
основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;
изобразительные художественные средства.
Учащиеся должны уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе-дневной жизни;
читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
читать стихотворные произведения наизусть;
словесно передать явления природы, описываемые в произведении, находить эпитеты, сравнения, описание предметов;
сравнивать красоту природы в разное время года;
сравнивать произведения, написанные на одну и ту же тему разными поэтами;
чувствовать настроение героев, отношение автора к нему и к описываемым событиям.
Раздел "Родина" (5 часов)
И. С. Никитин "Русь";
С. Д. Дрожжин. "Родине";
А. В. Жигулин. "О, Родина! В неярком блеске...";
Б. А. Слуцкий. "Лошади в океане".
Учащиеся должны знать:
основное содержание текста.
Учащиеся должны уметь:
подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;
определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; оценивать события, героев произведения; определять тему и главную мысль произведения;
делить текст на смысловые части; определять характер текста по заглавию.
Раздел "Страна Фантазия" (4 часа)
Е. С. Велтистов. "Приключения Электроника"
К. Булычев. "Путешествие Алисы".
Учащиеся должны знать:
основное содержание текста, их авторов;
стили текстов, их различия.
Учащиеся должны уметь:
читать по ролям;
находить рифму в произведении;
оценивать события, героев произведения;
определять тему и главную мысль произведения;
анализировать юмористические произведения;
участвовать в обсуждении темы урока; давать характеристику героям.
Раздел "Зарубежная литература" (6 часов)
Дж. Свифт. "Путешествие Гулливера";
Г. X. Андерсен. "Русалочка";
М. Твен. "Приключения Тома Сойера";
С. Лагерлёф. "Святая ночь", "В Назарете"
Учащиеся должны знать:
творчество и произведения писателей зарубежных стран.
Учащиеся должны уметь:
самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;
проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;
создавать письменные ответы на поставленные вопросы;
выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;
четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Формы и средства контроля
Контрольные работы – 8 (тесты)
Программное и учебно-методическое обеспечение
Учебная дисциплина – Литературное чтение
Класс - 4
Программа, кем рекомендована и когда – Программа авторов: Л.Ф.Климанов М.В.Голованова В.Г.Горецкий «Родная речь» Рекомендовано Министерством
1. С. В. Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению»
Приложение
Контрольная работа №1
«Летописи. Былины. Жития»
Вариант 1
Когда сведения о важных событиях стали записывать в летописях?
многие тысяч лет назад
когда появилось устное народное творчество
с появлением письменности
когда стали печатать первые книги
Почему Олег не принял вино от греков?
оно прокисло
он не пил вина
оно было разбавлено
оно было отравлено
Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении?
1) Кирилл
2) Стефан
3) Сергий
4) Варфоломей
4. Как называется русская народная эпическая песня – сказание о богатырях?
1) сказка
2) летопись
3) быль
4) былина
5. Что означает слово паволоки?
1) драгоценности, наряды
2) шёлковые ткани, покрывала
3) деньги Древней Руси
4) еда, кушанье
6. Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим именем в ростовской области?
1) из-за частых хождений с князем на Орду
2) из-за частых набегов татар на Русь
3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских
4) из-за переезда с родной земли
«Летописи. Былины. Жития»
Вариант 2
Сколько кораблей было у Олега?
тысяча
две тысячи
три тысячи
четыре тысячи
Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
гулял по лесу
пастушил
искал скот
играл с детьми
Сколько лет княжил Олег?
двадцать лет
тридцать лет
тридцать три года
двадцать два года
4. Кто такой богатырь?
богатый человек
могучий человек
защитник Родины
воин, защитник своей Родины, наделенный чувством собственного
достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью
5. Что означает слово узорочье?
1) драгоценности, наряды
2) шёлковые ткани, покрывала
3) деньги Древней Руси
4) еда, кушанье
6. Почему родители не давали благословления Варфоломею начать
иноческую жизнь?
хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
не хотели, чтобы он вел такую жизнь
сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить женам, а не родителям
боялись жить одни
Контрольная работа № 2
«Из русской классической литературы»
Вариант 1
Кто написал произведение «Дары Терека»?
А.П.Чехов
М.Ю.Лермонтов
А.С.Пушкин
Л.Н.Толстой
Найди лишнее в перечислении дел Ивана (героя сказки «Конек-Горбунок»).
поймал Жар-птицу
похитил Царь-девицу
ездил с копьем
был на небе послом
Узнай произведение по опорным словам.
Мама, любовь, ангел, сон, Николенька
«Мальчики»
«Дары Терека»
«Няне»
«Детство»
Определи жанр произведения А.С.Пушкина «Няне»
сказка
басня
стихотворение
рассказ
К какому произведению подходит эта пословица?
Мудрым никто не родился, а научился.
«Как мужик камень убрал»
«Дары Терека»
«Детство»
«Мальчики»
Какой была царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
Доброй
Равнодушной
Кроткой
Нежной
«Из русской классической литературы»
Вариант 2
Кому принадлежит произведение «Детство»?
Л.Н. Толстой
М.Ю.Лермонтов
А.С.Пушкину
А.П.Чехову
К кому обращался Елисей (герой «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)? Укажи правильный порядок
К солнцу, месяцу, ветру
К солнцу, ветру, месяцу
К месяцу, солнцу, ветру
К ветру, месяцу, солнцу
Узнай произведение по опорным словам
Гимназисты, сёстры, тайна, Америка, звери.
«Детство»
«Ашик-Кериб»
«Мальчики»
«Няне»
Определи жанр произведения «Дары Терека».
басня
рассказ
стихотворение
сказка
К какому произведению подходит эта пословица?
Кто сильно хочет, тот того и добьётся.
«Детство»
«Ашик - Кериб»
«Мальчики»
«Как мужик камень убрал»
Какой была царица из«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»?
кроткой
равнодушной
жадной
завистливой
Контрольная работа №3
«Поэтическая тетрадь»
Вариант1
Какое стихотворение написал Н.А. Некрасов?
«Школьник»
«Листопад»
«Ещё земли печален вид…»
«Бабочка»
Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки…»?
И.А.Бунин
Е.А.Баратынский
А.Н.Плещеев
Н.А. Некрасов
Узнай произведение по рифме.
Шёпот-ропот, лесов – лугов, голы – долы.
«В синем небе плывут над полями…»
«Весенний дождь»
«Ещё земли печален вид…»
«Где сладкий шёпот…»
В каком стихотворении меняется ритм?
«Дети и птичка»
«Листопад»
«Бабочка»
«Как неожиданно и ярко…»
Подбери синоним к слову шумный
грохочущий
тихий
скромный
неслышный
О ком из поэтов эти строки?
От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.
об А.А.Фете
о Ф.И. Тютчеве
о Н.А. Некрасове
о И.А.Бунине
Контрольная работа№3
«Поэтическая тетрадь»
Вариант 2
Какое стихотворение написал А.А.Фет?
«Листопад»
«Дети и птичка»
«Бабочка»
«Где сладкий шёпот…»
Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот…»
Ф.И. Тютчев
А.А.Фет
И.А.Бунин
Е.А.Баратынский
Узнай произведение по рифме.
Полями – краями, туман –румян, ночною – межою.
«Где сладкий шёпот…»
«В синем небе плывут над полями…»
«Листопад»
«Ещё земли печален вид…»
В каком словосочетании есть эпитет?
плывут над полями
огненным шаром
в восторге молюсь
чуть заметен
Подбери антоним к слову торжествующий
Грустный
Весёлый
Радостный
Счастливый
О ком из поэтов идёт речь?
Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.
Об А.Н.Плещееве
Об И.С.Никитине
О Н.А.Некрасове
Об А.А.Фете
Контрольная работа№4
«Сказки русских писателей»
Вариант 1
Контрольная работа№4
«Сказки русских писателей»
Вариант 2
Контрольная работа№5
«Делу время – потехе час »
Вариант 1
Контрольная работа№5
«Делу время – потехе час »
Вариант 2
Контрольная работа №6
«Страна далекого детства»
Вариант 1
Контрольная работа№6
«Страна далекого детства»
Вариант 2
Контрольная работа№7
«Поэтическая тетрадь»
Вариант 1
Контрольная работа№7
«Поэтическая тетрадь»
Вариант2
Контрольная работа№8
«Природа и мы»
Вариант 1
Контрольная работа№8
«Природа и мы»
Вариант 2
В. Бурлак
ГОЛОС ДОЖДЯ
Сколько голосов у дождя? Он бил по стёклам, по жести подоконника, по деревянным перилам балкона, журчал в водосточной трубе.
Я сидел один в полутёмной комнате. На коленях у меня белый кот. Он тоже боялся грозы. При каждой вспышке молнии мы вздрагивали. Кот жмурился и впивался когтями в мои ноги и руки.
Наконец дождь затих. Гроза миновала. За окном стало светлей. Водосточная труба играла всё звонче и веселей отбой дождю, грому и молнии. Я столкнул кота и подбежал к окну. По синим крышам соседнего дома скользнул солнечный луч. Над Днепром будто притворил кто-то могучий и добрый серую дверь. В небе вытянулась полоса такого яркого бирюзового цвета, то я не мог оторвать взгляд. Полоса всё шири-ась и светлела.
Н. Сладков
ЯНВАРЬ
Январь — месяц больших молчаливых снегов. Прилетают они всегда вдруг. Вдруг ночью зашепчутся, зашепчутся деревья: что-то творится в лесу. К утру стают видно: пришла настоящая зима! Лес утонул в дремучих сугробах, под холодным сводом неба, по-корно склонив тяжёлые головы, застыли скорбные зелые деревья.
Вместе со снегом налетели и набежали в лес диковинные невиданные существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны— странные белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие.
Тут вылез из сугроба лесной человечек в огромной белой папахе. Тамна пенёчке, сидит не то белочка, не зайчик. Сложил он белые лапки на белое пузечко молчит и смотрит на белый лес. На камне у речки белая Аленушка: склонила голову на плечо, подперла белой ладошкой белую щёчку. Обласкало солнце пригорюнившуюся Алёнушку... Полон лес диковинных птиц и зверей.
А. Плешаков
ЛУГА И ЧЕЛОВЕК
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей.
Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране.Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их «вредными». Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются!Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую, прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.