kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие финансовой грамотности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы финансовой грамотности на уроках литературного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие финансовой грамотности на уроках в начальной школе»





Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы Доклад
учителя начальных классов
Дедковой Ларисы Анатольевны. 2022г. Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы

2сл. «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»- говорил известный немецкий писатель Бертольд Авербах.



3сл.Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих

4сл.Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. 5сл.Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамот­ности современного человека . Функциональная грамотность человека, в том числе подрас­тающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности об­щества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших . Финансовая грамот­ность это один из базовых навыков XXI века.

Финансовая грамотность пред­ставляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в раз­нообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополу­чия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определённой сферы научного знания .

Вместе с тем требования по формированию финансовой грамотности нашли своё отражение в нормативных документах, регламентирующих образовательное пространство школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова­ния содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности.

К таким требованиям напрямую относятся, в частности, следующие предметные резуль­таты по математике:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространствен­ных отношений;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .

К финансовой грамотности имеет непосредственное отношение и следующее требование к предметным образовательным результатам по окружающему миру:

- осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В требованиях к предмету «Технология» присутствует следующая позиция:

- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.

Многие вопросы, предлагаемые к изучению в области финансовой грамотности, позво­ляют конкретизировать изучаемые аспекты, связанные с трудом, сделать их максимально актуальными для школьников (к примеру, в рамках вопросов о формировании семейного бюджета, планирования собственной будущей деятельности, знакомства с основами предпри­нимательства) .

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристи­ки:

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обще­ством;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .

Формирование указанных качеств выпускника начальной школы напрямую выходит на решение задач формирования основ финансовой грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём.

Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения .





6сл.В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение учебного предмета «Финансовая грамотность». Методическая разработка рассчитана на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности на занятиях следующих учебных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология. И во внеурочной деятельности.

Включение представленных тем занятий (фрагментов занятий) в каждый из этих учебных предметов будет иметь свой аспект. Фрагменты занятий по финансовой грамотности в содержание учебного предмета 7сл.«Окружающий мир» предлагаем включить в следующие темы: «Моя 8сл.семья», «Зачем нужны автомобили и поезда?», «Что такое 9сл.экономика?», «Семейный бюджет», «Что такое деньги», «Из истории денег», «Путешествия по городам и странам», и другие темы.

10-13сл.На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение задач и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».

14-15сл.Во время чтения литературных произведений можно разобрать случаи, связанные с финансовыми отношениями героев произведения. Объяснить смысл пословиц.

16-18сл.При изучении русского языка очень много занимательного материала: ребусы, анаграммы, соедини линиями начало и продолжение пословиц, загадки «Доскажи слово», закончи верное утверждение.

19сл.Урок технологии «Изготовление игрушек» в 4 классе может быть связан с изготовлением игрушек и организацией ярмарки по их продаже (тема по финансовой грамотности «Как развить качество предпринимателя?» Тема «Кулинария». Проект «Моё любимое блюдо». Подсчёт финансовых затрат на его изготовление).

20-22сл.Во внеурочной деятельности проведение классных тематических часов: «Я гражданин и патриот России», «Урок качества».

23-24сл. Много заданий на проверку финансовой грамотности содержится в итоговой аттестации: в ВПР, в Комплексных проверочных работах.

25 сл.В настоящее время выпущено очень много изданий и создано интернет ресурсов для развития финансовой грамотности.

Вот некоторые из них:

Тренажёр для школьников «Функциональная грамотность».1 класс. Авторы- составители: М.В.Буряк, С.А.Шейкина.- Москва :Планета, 2022г.

Включает в себя тренажёры по развитию читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности. ( Показать).



26сл.Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58

Основные темы сборника:

1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи 3. Личные денежные средства. Товары и покупки .

4. Опасности финансового рынка (финансовый обман).

5. Защита от мошенничества .

6. Финансовые цели и планы .

7. Основы предпринимательства .

В сборнике перед изучением каждой темы представлено толкование терминов и понятий, которые встречаются в заданиях. Например: банк, банкнота, безналичные деньги, валюта, вклад, денежные знаки.

27-28сл. В разработке заданий по изучению финансовой грамотности помогут интернет ресурсы

29сл. И так, какими основами финансовой грамотности должен обладать выпускник начальной школы.

Основы финансовой грамотности:

  • понимание природы и функции денег;

  • умение ценить деньги;

  • умение считать деньги;

  • умение составлять финансовый отчет;

  • умение экономить и сберегать;

  • умение тратить деньги и жить по средствам;

  • умение делиться.

30сл.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие финансовой грамотности на уроках в начальной школе

Автор: Юлия Анатольевна Шмелёва

Дата: 21.12.2024

Номер свидетельства: 662338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "«Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе»"
    ["seo_title"] => string(65) "razvitie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "659219"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1731190892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Современный урок в условиях введения ФГОС второго поколения "
    ["seo_title"] => string(69) "sovriemiennyi-urok-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "120824"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413813829"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Учебного курса «Вероятность и статистика» для развития функциональной математической грамотности обучающихся"
    ["seo_title"] => string(80) "uchebnogo_kursa_veroiatnost_i_statistika_dlia_razvitiia_funktsionalnoi_matematic"
    ["file_id"] => string(6) "641897"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1702285534"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Реформы 60-70-х  годов  19 века"
    ["seo_title"] => string(27) "rieformy6070khghodov19vieka"
    ["file_id"] => string(6) "258651"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448544442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства