Просмотр содержимого документа
«Развитие финансовой грамотности на уроках в начальной школе»
Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы Доклад учителя начальных классов Дедковой Ларисы Анатольевны. 2022г. Формирование финансовой грамотности у учащихся начальной школы
2сл. «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»- говорил известный немецкий писатель Бертольд Авербах.
3сл.Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих
4сл.Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. 5сл.Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека . Функциональная грамотность человека, в том числе подрастающего, является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества. Поэтому задача формирования финансовой грамотности обучающихся определена международным педагогическим сообществом как одна из важнейших . Финансовая грамотность это один из базовых навыков XXI века.
Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовая грамотность как область содержания образования, имеет ярко выраженный метапредметный характер и не является проекцией определённой сферы научного знания .
Вместе с тем требования по формированию финансовой грамотности нашли своё отражение в нормативных документах, регламентирующих образовательное пространство школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит целый ряд требований к образовательным результатам, которые могут успешно достигаться в рамках изучения вопросов финансовой грамотности.
К таким требованиям напрямую относятся, в частности, следующие предметные результаты по математике:
- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач .
К финансовой грамотности имеет непосредственное отношение и следующее требование к предметным образовательным результатам по окружающему миру:
- осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В требованиях к предмету «Технология» присутствует следующая позиция:
- получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества.
Многие вопросы, предлагаемые к изучению в области финансовой грамотности, позволяют конкретизировать изучаемые аспекты, связанные с трудом, сделать их максимально актуальными для школьников (к примеру, в рамках вопросов о формировании семейного бюджета, планирования собственной будущей деятельности, знакомства с основами предпринимательства) .
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования содержит перечень личностных характеристик выпускника «портрет выпускника начальной школы» (п . 8 ФГОС НОО), среди которых зафиксированы следующие характеристики:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни .
Формирование указанных качеств выпускника начальной школы напрямую выходит на решение задач формирования основ финансовой грамотности учащегося, без которой нельзя говорить о его полноценной социализации в обществе и о потенциальной безопасности его жизнедеятельности в нём.
Занятия, направленные на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний на самостоятельные мотивированные действия обучающихся начальной школы, выражающиеся в финансово грамотных моделях поведения .
6сл.В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение учебного предмета «Финансовая грамотность». Методическая разработка рассчитана на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности на занятиях следующих учебных предметов: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология. И во внеурочной деятельности.
Включение представленных тем занятий (фрагментов занятий) в каждый из этих учебных предметов будет иметь свой аспект. Фрагменты занятий по финансовой грамотности в содержание учебного предмета 7сл.«Окружающий мир» предлагаем включить в следующие темы: «Моя 8сл.семья», «Зачем нужны автомобили и поезда?», «Что такое 9сл.экономика?», «Семейный бюджет», «Что такое деньги», «Из истории денег», «Путешествия по городам и странам», и другие темы.
10-13сл.На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение задач и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».
14-15сл.Во время чтения литературных произведений можно разобрать случаи, связанные с финансовыми отношениями героев произведения. Объяснить смысл пословиц.
16-18сл.При изучении русского языка очень много занимательного материала: ребусы, анаграммы, соедини линиями начало и продолжение пословиц, загадки «Доскажи слово», закончи верное утверждение.
19сл.Урок технологии «Изготовление игрушек» в 4 классе может быть связан с изготовлением игрушек и организацией ярмарки по их продаже (тема по финансовой грамотности «Как развить качество предпринимателя?» Тема «Кулинария». Проект «Моё любимое блюдо». Подсчёт финансовых затрат на его изготовление).
20-22сл.Во внеурочной деятельности проведение классных тематических часов: «Я гражданин и патриот России», «Урок качества».
23-24сл. Много заданий на проверку финансовой грамотности содержится в итоговой аттестации: в ВПР, в Комплексных проверочных работах.
25 сл.В настоящее время выпущено очень много изданий и создано интернет ресурсов для развития финансовой грамотности.
Вот некоторые из них:
Тренажёр для школьников «Функциональная грамотность».1 класс. Авторы- составители: М.В.Буряк, С.А.Шейкина.- Москва :Планета, 2022г.
Включает в себя тренажёры по развитию читательской, математической, финансовой, естественно-научной грамотности. ( Показать).
26сл.Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». В 3 т. Т. 1 для 1–4 классов / Составители: Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова, М.М. Шалашова. – Москва, 2019. – 58
Основные темы сборника:
1. Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах 2. Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи 3. Личные денежные средства. Товары и покупки .
4. Опасности финансового рынка (финансовый обман).
5. Защита от мошенничества .
6. Финансовые цели и планы .
7. Основы предпринимательства .
В сборнике перед изучением каждой темы представлено толкование терминов и понятий, которые встречаются в заданиях. Например: банк, банкнота, безналичные деньги, валюта, вклад, денежные знаки.
27-28сл. В разработке заданий по изучению финансовой грамотности помогут интернет ресурсы
29сл. И так, какими основами финансовой грамотности должен обладать выпускник начальной школы.