«Развитие читательского воображения у младших школьников»
«Развитие читательского воображения у младших школьников»
При разработке своих методов "стимулирования воображения ребенка", опираясь на солидные исследования ученых, мы преследуем вполне практическую цель - научить взрослых тому, что иные из них разучились делать, - играть с детьми. Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие читательского воображения у младших школьников»»
Страница | 3
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России М.Г. Ефремова»
г. Таруса Тарусского района Калужской области
Доклад + мастер –класс на ШМО
Тема:«Развитие читательского воображения у младших школьников»
Подготовила:
учитель нач.классов
Антон А.Г.
Таруса 2017
"Если бы мы располагали фантастикой, как располагаем логикой, было бы открыто искусство придумывания"
23 - октября известному писателю Джанни Родари исполнилось бы 97 лет.
Итальянский писатель Джанни Родари хорошо знаком миллионам читателей как автор веселых детских сказок, наиболее известная нам - «Приключения Чиполлино» Однако итальянский писатель создал и более серьезные произведения , например, «Грамматику фантазии». Эта книга не обращена непосредственно к детям, хотя в конечном счете написана для них. Основное содержание книги составляют вопросы разностороннего воспитания ребенка, формирования его неповторимой индивидуальности. Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности "феномена" фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания. При разработке своих методов "стимулирования воображения ребенка", опираясь на солидные исследования ученых, он предпринимает смелую и несомненно удавшуюся ему попытку написать нечто вроде пособия для родителей и учителей, преследующего вполне практическую цель - научить взрослых тому, что иные из них разучились делать, - играть с детьми. Не поучать, не обучать, а играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории.
В ней писатель объясняет, как с помощью историй и игр со словами любой взрослый может развивать воображение у ребенка. Предлагаю вам несколько веселых упражнений из этой книги.
Непривычное в привычном
Не так-то просто с нуля сочинить рассказ, да еще такой, который понравится ребенку. А надо ли начинать «с нуля»? Достаточно взять какой-нибудь префикс (фр. prefix от лат. praefixus — «прикреплённый впереди»):
префикс (приставка) — в языкознании: морфема, стоящая перед корнем и изменяющая его лексическое или грамматическое значение; (например, «не» или «дважды») и добавить его к уже существующим словам.
«Я придумал целую страну с отрицательным префиксом, – пишет сеньор Родари, – где вместо пушки в ходу «непушка», применяемая не для ведения войны, а для ее «отведения». "Осмысленная бессмыслица" – вот что это такое».
Префикс «дважды» дарит нам двойное перо, которое служит двойной срок (а может быть, двум школьникам‑близнецам). Еще писатель выдумал «антизонт», но так и не придумал ему практическое применение. Может быть, у вас получится?
Джанни Родари называет такие приставки «префиксами фантазии» и уверяет, что с их помощью проще простого буквально на ходу сочинять веселые истории. Кстати, вы наверняка уже знакомы с героем, который получил свое имя благодаря такому префиксу – это Супермен.
Старые игры
С ребенком, который уже научился писать, Джанни Родари рекомендует поиграть в одну веселую старинную игру – записки с вопросами и ответами. Начинается она с ряда вопросов, намечающих некую схему: «Кто это был? Где находился? Что сделал или сказал? Что сказали люди? Чем дело кончилось?»
Первый участник игры пишет ответ на первый вопрос и, чтобы никто не мог прочесть его ответ, край листа загибает. Второй отвечает на второй вопрос и делает второй загиб. И – так далее. Когда вопросы заканчиваются, нужно прочитать ответы вслух как один рассказ. Может получиться полная ерунда, над которой вы от души посмеетесь, а может – начало комического рассказа. ч
Лжезагадки
Это такие загадки, которые так или иначе уже содержат в себе ответ. Самая известная:
«А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало. Кто остался на трубе?»
Здесь речь идет не о том, чтобы, собственно, «отгадывать», а о том, чтобы сосредоточить внимание на стишке и уловить каждый составляющий его звук.
Еще один вариант лжезагадки учит искать ложные смыслы в предложениях типа «или-или».
Слово «редиска» один недоумок
В своем огороде посеять надумал.
Вопрос возникает такого порядка:
Слова иль редиска взошли на грядке?
В этом стишке прямой ответ (ничего не взошло: чтобы вырастить редиску, надо посеять семена, слова в огороде не растут) не заключен. Навести на мысль об ответе может лишь глагол «взойти».
Джанни Родари считал, что такие упражнения играют воспитательную роль, ведь в жизни очень часто, чтобы принять правильное решение, надо уметь отбросить ложную альтернативу.
«Перевирание» сказок
Когда ребенок выучит наизусть все известные сказки, можно попробовать поиграть с ним в эту забавную игру:
- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка…
- Не Желтая, а Красная!
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и…
- Да нет же, не папа, а мама.
- Правильно. Позвала ее мама и говорит сходи-ка к тете Розине и отнеси ей…
- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете… (и – так далее).
По мнению Джанни Родари, эта игра намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз.
Детям необходимы порядок, узнаваемые образы и сюжетные повороты. Поэтому поначалу игра может будоражить ребенка. Он уже привык к появлению волка, но что если Красной Шапочке в лесу встретится совсем другой персонаж, например, робот? Какой он – добрый или злой? Поможет главной героине или помешает?
Такая пародия на сказку помогает ребенку не только развить фантазию, но и пережить эмоции заново, понять, что он сам может менять сюжет истории, причем не только в сказке, но и в реальной жизни.
Путешествие по собственному дому
Как вы успели заметить, суть упражнений на развитие фантазии заключается в том, чтобы превратить обыденное и привычное в интересное и волшебное. Это умение не помешало бы и многим взрослым, которые хотят посмотреть на мир глазами ребенка.
Вот что пишет по этому поводу Джанни Родари: «Если ребенок усвоил, что из водопроводного крана течет вода, то ему ничто не мешает предположить, что "с той стороны" сидит некий "сеньор", который наливает в трубу воду, чтобы она могла течь из крана». Некоторые родители считают, что не надо «кормить ребенка сказками», а лучше сразу все объяснять серьезно: вода берется из водохранилища и течет по трубам, проложенным под землей.
Возможно, для ребенка постарше это и есть оптимальное объяснение. Однако для малыша, который только начал познавать окружающий мир, полезной может оказаться не правда, а его собственная фантазия.
Задача родителей – вовремя сообразить, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка, ждет ли он от взрослого «сведений о водопроводном кране» или хочет «играть в водопроводный кран» на свой детский лад. Если в этот момент вы не пресечете поток фантазии, а позволите ему свободно изливаться, то и во взрослом возрасте с творчеством и воображением у вашего ребенка будет полный порядок.
Джакомо Леопарди, итальянский писатель, в одном из своих прозведений написал в 1823 году: "Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов, со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда-то".