kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки занятий по внеурочной деятельности "Родной край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит сведения об истории Донского края. Он может быть использован как для учащихся 1 класса, так и для детей постарше. Тексты содержат красочные иллюстрации. После текстов даны вопросы для закрепления. Есть в работе и творческие задания, которые дети выполняют с большим удовольствием. На занятиях учащиеся начальной школы знакомятся с историей родного края, символикой Ростовской области, заучивают гимн родной земли. Они узнают о предках, населяющих родную землю. Знакомятся с историей возникновения казацких имен и фамилий. При знакомстве с жилищем казаков, с удовольствием выполняют коллективную работу. Выполняют макет казацкого поселения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработки занятий по внеурочной деятельности "Родной край"»

С чего начинается Родина?

Родина. Отечество. Отчизна. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой они родились. По-разному рождается у человека чувство любви к родине и причастности к ней. Один, увидев белоствольную березку на краю обрыва, вдруг воспринимает ее как чудо, открыв для себя ее красоту и навеки полюбив ту землю, что взрастила ее. У другого человека чувство любви возникает при виде заснеженных русских лесов или бескрайних степей с пышным разнотравьем и спокойным течением рек. Но, как бы ни возникло это чувство, нет ничего дороже у человека, чем родина, красота которой открылась ему однажды как чудо.



Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка – скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверное, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног.

У большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

З. Александрова





- Как вы понимаете, что такое Родина?

- С чего начинается она для вас?

- Как называется наша Родина?





Донской край – мой край!





















У каждого человека есть своя малая Родина – место, где он родился и вырос: его дом, город, село, его край. Край, который он никогда не забудет.

«Милая, родная донская степь. Я видел Кавказ и Карпаты, дунайскую равнину и волжский Плес, остроги Урала, золотые пески Болгарии и озерный край Моравии, но ничего не встретил ближе и дороже, чем эти неоглядные, изрезанные косыми балками, вздыбленные крутыми холмами, вроде бы и совсем неприметные места, где родился и рос. Уезжая за тридевять земель от родных мест, я всегда вспоминал степное разнотравье с пряным ароматом чебреца (его не спутаешь ни с чем другим на свете) и скупые краски этой степи…», - так пишет о своем крае наш земляк писатель В. Моложавенко.



На юге русской равнины привольно раскинулся край Тихого Дона.







Мой край раскинулся широко –

Простор полям, лесам, воде.

И травы пахнут вешним соком,

Каким едва ли пахнут где.



Через него,

Как в старь седую,

Кочуют караваны птиц,

Их песню вечно молодую

Доносит ветер до станиц.



И чтоб смогла запомнить стая

Ориентиры по реке,

Вожак мой хутор называет,

А молодые повторяют

На звонком птичьем языке.



И, звезды смахивая с неба,

Летит косяк

В молочной мгле…

Здесь я родился,

Вскормлен хлебом,

И этой кланяюсь земле!







Донской край в разные времена назывался по-разному. Древние греки и римляне это место называли Танаисом (так как тогда назывался Дон), Скифией, Сарматией (от названия племен, населяющих эти места). Русские люди в старину называли его Диким полем за необозримость бескрайних просторов.

В 16-17 веках в грамотах часто употребляется название – Земля донских казаков. В 18 веке впервые на карте появляется Земля Войска Донского. Свое современное название Ростовская область получила только в 20 веке в 1937 году. Областным центром стал город Ростов-на-Дону.

Донская земля почти полностью расположена на территории Ростовской области площадью свыше 100 тысяч квадратных километров. Много это или мало? Судите сами. На ее территории могло бы разместиться несколько государств Европы.

На территории Ростовской области протекает 150 рек, располагается 23 города и 42 сельских района. Географическое положение области очень удобно. Ее пересекают магистрали всех существующих видов транспорта: морского, речного, железнодорожного, автомобильного, воздушного и трубопроводного. Город Ростов-на-Дону стал портом 5 морей: Азовского, Черного, Каспийского, Балтийского и Белого.





- Как сейчас называется наша область?

- А как называлась она в прошлом?



























Флаг Ростовской области.

История донского флага.

Каждое государство имеет свои, только ему присущие символы (знаки) – флаг, герб, гимн. Ростовская область также имеет свои отличительные символы.

Был принят в мае 1918 года.

Описание: Флаг Ростовской области представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — синего, средней — желтого и нижней — алого цвета. Такой флаг был разработан еще атаманом Красновым в 1918 году.

Каждый цвет символизировал следующее: синий — цвет донских казаков, желтый — калмыков, которые входили в состав Области Войска Донского, красный – русских (т. е.) первоначально цвета флага символизировали единство трех народов, издревле заселявших Дон, — казаков, калмыков и русских, теперь желтая полоса вобрала в себя все народы, ныне живущие на великой реке.

В 1996 году флаг Краснова был дополнен белой полосой, расположенной вертикально вдоль древка (1/5 ширины флага) — символ единства области с РФ. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3.

Дата принятия: 28.10.1996

Сказание о цветах донского флага

Купаясь в Дону, гуляя по степи любуясь донским солнцем наши предки выделили особенно три цвета и воспроизвели их в своей одежде. В 1920 г эти цвета стали цветами флага Донской земли. Те времена прошли, но Донской флаг воскрес в 90-е годы XX века. И вошел в официальную символику Южного Федерального округа. Интересно, что смысловое значение трех избранных цветов менялось от века к веку. И порядок их был разный. Настоящее приключение попутешествовать в изучении разных представлений об этих ставших официальными цветах. Напомним их состав в нынешнем флаге. Сверху - синий. Посередине красный. Снизу – желтый.

Синий

По ассоциации самый первый образ синего – река Дон. Синий – символ водной стихии. как красный символ стихии огненной.

Холодный спокойный он часто встречался у сармат в одеждах и бирюзовых изделиях. Легенды о синем цвете появились еще во времена возникновения донского казачества. Иван Грозный прислал на Дон жалование. По традиции в него входили: хлеб, порох, свинец, и разные ткани. Много тюков с сукном синего цвета и только один отрез с красным. Казачий обычай таков, что царское жалование делили на всех поровну.Когда казаки разделили ткани - синего хватило каждому и на зипун, и на шаровары, а красного досталось каждому, по узкой полосочки. Вот и нашили эти полосочки казаки себе на шаровары, чтобы добру не пропадать. Так якобы появились у них лампасы.

А вот и другая легенда, толкующая значение синего цвета. Переносящая нас со степных берегов в роскошный Зимний Дворец в Санкт Петербург.Женское любопытство, как известно великая сила. Матушка императрица Екатерина II, принимая донских казаков, загорелась любопытством, решила спросить у атамана: – Почему ваши просторные шаровары синие, а узкие полоски на них красные, (а дело то было не задолго до Пугачевского восстания)? Усмехнулся атаман, которому выпала такая честь, лично с императрицей поговорить. Поклонился и так ответил: Цвет наших шаровар это цвет синего Дона, а узкая полоска красная то, что на Тихом Дону осталось от нашей воли. Вот так соединились в легенде синий и красный. Соединились эти цвета и в жизни казаков. В XYIII веке они носили государственный мундир именно с таким сочетанием. Так были одеты Азовские казаки и казаки полка станицы Доломановской в крепости Дмитрия Ростовского, из которой в последствии вырастет и сам Ростов на Дону. Вспомним, что и в его гербе города сошлись синий и красный в начале XX века, присутствуют они и сейчас.

В 1801 году вводится форма, которая обязательна для всех донских казаков – синие мундиры с красными лампасами.Как символически истолковать – почему эти цвета так полюбились казакам. Они воины, а воину нужно быть бесстрашным и хладнокровным в бою. Синий цвет на это настраивает. Одновременно казак умел проявить вспышку удали, ярости, отваги – это ли не красный всполох, но заключенный в форму дисциплины и твердого следования поставленной задачи.

Красный

Он встречается в Донской культуре в незапамятные времена. Красной охрой покрывали себя люди в каменном веке. Они считали, что это красиво. Потом красный врывается на арийских колесницах. В XIII век до н. э. Это время когда племена Ариев расселяются по миру .По берегам Дона проходят в Индию и Персию. Они воины и одеты в красное, потому что это цвет власти и силы. Цвет вождей и воителей. Арии разделили свое общество на три части. Жрецы носили белый цвет . Простые люди земледельцы –черный. Правители и воины красный. В З веке н.э .красные камни –рубины и гранаты любимое украшение сармат - воинственных кочевников как раз и назвавших Доном реку, которую греки называли Танаисом .И именно у сармат в одежде и украшениях встретились наши три цвета. В Азове хранится золотой (желтой) кинжал украшенный бирюзой (синий) и рубинами (красный). Были у сармат и одежды синего цвета, и на них так же хорошо смотрелось золоченое оружие в красных самоцветах. Сарматские женщины носили одежды синего цвета отделанные красной каймой по краям.

Красный – цвет власти в культуре у многих народов. Византийцы в 9 веке строят для хазар на Дону крепость Саркел. Их пурпурные плащи – знак вельможи высокого ранга. Весь в пурпурном может пребывать только император.Алое грозно - плащ киевского князя Святослава развевался над башнями взятого им у хазар Саркела в 965 году, когда гордый своей трудной победой он поднялся на самую высокую башню крепости чтобы обозреть свои владения. Красный плащ мог носить на Руси только князь.В XIII веке Донская земля входит в необъятные владения рода Чингизидов, потомков Чингиз – хана. Государство, которое здесь возникнет, будет называться Золотая Орда.

Желтый

Когда в 1920 году казачий атаман П. Н.Краснов вводил свой флаг Донской республики, создаваемой им, он предложил такое толкование цветов флага:синее – казаки, красное – иногородние, а желтое – калмыки кочевавшие на Донских просторах со второй половины XYII века, и с XYIII века, официально числившиеся на службе в казачьих войсках.Изначально первые кочевники на Дону – выделявшие желтый цвет среди других, были скифы. Желтое олицетворяло солнце, которому они поклонялись .Олицетворяло золото, которого у скифских вождей было в изобилии...Желтый еще и цвет Будды. Светское имя Будды – Сакья – Муни и обозначает оно – человек из рода саков, а саками в Азии называли тех же скифов. Скифами наших кочевников назвали греки. Скифы действительно дошли из степей Средней Азии до Севера Индии и основали там несколько государств, просуществовавших многие века. И Сакья – Муни был сыном правителя одного из таких государств, основанных саками – скифами.Неподалеку от Ростова, в станице Елизаветовской, открыт целый город скифов. Возможно одна из столиц, потому что рядом с городом скифами были насыпаны курганы, в которых они хоронили своих вождей. Из этих курганов ученые извлекли удивительной красоты золотые вещи – колчаны для стрел, ножны мечей и сами мечи с золочеными рукоятями, золотые чаши и секиры. Настоящий праздник желтого цвета.Удивительно, что монголы по крови – калмыки пришли на землю скифов и тут поклонялись "своему" как они считали Будде. Желтый цвет символизировал для калмыков божественность и власть. Калмыки откочевали из Монголии в XYII веке, а на четыреста лет раньше в XIII веке оттуда на Дон приходят орды хана Батыя. Он носил желтый халат подражая китайскому императору. Считалось что желтое в одежде привилегия высших сановников Золотой орды – государства созданного Батыем на берегах Дона и Волги. Только Чингизиды, потомки Чингиз – хана могли одеться во все желтое, носить халаты золотого шелка. Те, кто осмеливался самовольно, не по рангу использовать в одежде больше желтого, хоть на нитку, могли подвергнуться смертной казни. Они покушались на привилегии высших властей.

Вот так за долго до атамана Краснова и создания Донского флага синий, красный и желтый проявились в истории Донской культуры. Через лихих воинов, восточных богов, через великие племена, и предания давно прошедших веков.

Флаг Ростовской области, принятый 28 октября 1996 года. Флаг из трех горизонтальных полос синего, желтого и алого цвета был принят атаманом Красновым в 1918 году. Цвета флага символизировали единство трех народов (синий донских казаков, желтый — калмыков, красный — русских), живших на Дону. В 1996 году флаг был дополнен белой полосой — символом единства области с Российской Федерацией.

В завершении занятия дети выполняют рисунок или аппликацию на тему «Флаг Ростовской области».







Герб Ростовской области.

Герб Области Войска Донского был утверждён 5 июля 1878 года:



"Щит, дважды рассечённый, с главою. В среднем серебряном поле, на лазуревом волнообразном поясе, червлёная зубчатая стена с тремя таковыми же зубчатыми круглыми башнями, из которых средняя выше. В правом червлёном поле, золотой пернач, за которым положены косвенно на-крест, серебряный бобылев хвост, на таковом же древке, и серебряная же насека - эмблемы, пожалованные Войску Донскому Петром Великим; в левом червлёном же поле, серебряная булава, за которою на-крест положены косвенно, серебряная насека, украшенная Императорским орлом и серебряный же бунчук на таковом же копье - эмблемы, пожалованные Войску Донскому Императрицею Елизаветою Петровною. В золотой главе щита, возникающий чёрный Императорский орёл, тремя коронами украшенный. Щит увенчан Древнею Царскою короною; за щитом, четыре Императорские знамени, соединённые Александровскою лентою".

Существовавшее до окончания Гражданской войны (до 1920 г) Всевеликое Войско Донское имело собственный герб, флаг и гимн. Гербом Всевеликого Войска Донского был древний герб донских казаков - поражённый стрелой олень. Герб принят на Большом войсковом Круге, проходившем в Новочеркасске с 15 августа по 20 сентября 1918 года.

Хотя по другой информации, 4 мая 1918 года на заседании "Круга спасения Дона" под председательством атамана П.Н.Краснова были рассмотрены Основные законы Всевеликого Войска Донского. В законах оговаривалась и символика Дона:

"ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего нагого казака в папахе, при шашке, ружье и амуниции, сидящего верхом на бочонке. Печать и герб этот употреблять во всех нужных случаях".

Ростовская область в ее современных границах образована 11 сентября 1937 года после раздела Азово-Черноморского края.

Первый вариант герба Ростовской области утверждён Законом от 28 октября 1996 года (№32-ЗС). Композицию разработал Алексей Курмановский на основе старого герба Донской области. Официальное описание герба гласило:





"Герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, разделенный на три равные вертикальные части. Над щитом виден вылетающий золотой двуглавый орел Государственного герба Российской Федерации. На боковых вертикальных частях щита на полях голубого цвета слева крестообразно расположены пернач, насека и бобылев хвост, а справа - бунчук, булава и насека. В средней части щита на сером поле расположен золотой колос, над ним символ реки и изображение трехбашенной крепости красного цвета. За геральдическим щитом и золотым орлом крестообразно расположены флаг Российской Федерации и Ростовской области: слева - на переднем плане Государственный флаг Российской Федерации, за ним Флаг Ростовской области, справа - флаги расположены в обратной последовательности. Снизу геральдический щит и древки флагов волнообразно обрамляет красная лента, концы которой упираются в ниспадающие полотнища флагов. Крайние точки герба имеют соотношение высоты к ширине 1 : 0,9, в эталоне - 150 х 140 мм".

Последняя версия герба утверждена Законодательным собранием и Губернатором 5 декабря 1997 года (закон "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О гербе Ростовской области" №47-ЗС). Согласно статье 2 этого закона:

"герб Ростовской области представляет собой геральдический щит в лазоревом (голубом) поле которого - серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червлёной (красной) крепостной стеной о трёх башнях, из которых средняя выше; в оконечности - золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс. Столб сопровождён историческими донскими регалиями: справа - серебряным перначом поверх серебряных бобылева хвоста и насеки накрест; слева - серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель - возникающий над щитом чёрный двуглавый орёл с золотыми клювами и червлёными языками, имеющий на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных накрест флага Ростовской области на золотых знамённых древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями. Знамённые древки перевиты лентой ордена Ленина".

Закон вступил в силу 2 февраля 1998 года после опубликования в газете "Наше время". Как видно из текста, изменился цвет орла, вид орденской ленты и расположение флагов за щитом.











Гимн Ростовской области.



Всколыхнулся, взволновался

Православный тихий Дон.

И послушно отозвался

На призыв свободы он.

Зеленеет степь донская,

Золотятся волны нив.

И с простора, слух лаская,

Вольный слышится призыв.

Славься, Дон, и в наши годы,

В память вольной старины,

В час невзгоды – честь свободы

Отстоят твои сыны.



Заучивание гимна Ростовской области наизусть.



















Что изучает история?

История изучает прошлое: события, которые происходили в стране, труд, быт, культуру народов, ее населяющих. Она изучает и то, как выглядели люди в далеком и недавнем прошлом, как одевались, чем занимались, каким было их жилище, во что верили. История и вокруг тебя. Там, где ты живешь, есть старинные здания, церкви, памятники. История отражена и в названии твоего села, в твоем имени и твоей фамилии.

Было время, когда люди не знали грамоты. Не могли они оставить нам описание своей жизни. И все же мы о них знаем. Откуда? Много тайн хранится в земле. В ней ученые, их называют археологами, находят развалины городов, крепостных стен, оружие и орудия труда. Как это все оказалось под землей?

Иногда целые города погибали от пожаров, землетрясений, поэтому они оказывались засыпанными землей, золой. На территории России есть города с древней историей. Некоторые существуют много сотен лет. В них археологи находят остатки старых домов. Разобрали дом, да не весь. Остался фундамент (основание) и погреб. Засыпали их землей. А через несколько веков их откопали археологи.

Наши предки выбрасывали мусор прямо на улицу. Постепенно он утаптывался, покрывался землей. При раскопках в таких местах археологи находят черепки глиняной посуды, кусочки кожи от обуви, обломки ножей и игл. Иногда попадаются монеты и украшения, которые кто-то потерял или случайно выбросил. Находят даже косточки от фруктов, семена различных растений. Все находки очищают от земли и изучают. Определяется время постройки дома, изготовления посуды, украшений.

С распространением письменности на Руси стали делать записи о происходивших событиях по годам. Их называли летописями. «В лето» означало «в год». Составление летописей поручалось самым грамотным и умным людям. Чаще всего это были монахи. Монахи – это люди, которые решили посвятить себя Богу и жили в монастырях.



- Что изучает история?

- Кто такие археологи?

- Какие открытия они делают?











Первые поселения на Дону.



С севера дует холодный сухой ветер. От него нет спасения нигде в этой бескрайней равнинной степи. Стужа сковала невысокие чахлые деревья. Ветер гнет их к земле, с треском ломает мерзлые ветки и несет далеко-далеко… Сквозь облака иногда проглядывает тусклый диск солнца. У него не хватает сил, чтобы освободить землю от ледяного плена, отогреть ветки деревьев, листья, травы.

На крутом берегу реки, у большого камня, стоит человек. Ветер рвет на нем звериные шкуры, обнажает мускулистое бронзовое тело. В правой руке он держит тяжелую суковатую дубину, левой ухватился за выступ в камне.

Человек напряженно смотрит вдаль. Он ничего не видит в заснеженной степи. Впереди – голубовато-серая равнина, сзади отливающая холодным блеском широкая лента реки.

Долго стоит на ветру человек, вытянув шею и подавшись вперед, он замерз так, что крупные губы его почернели. Но охотник не может уйти отсюда с пустыми руками. Там, в пещере его ждут голодные сородичи. Они ничего не ели уже несколько дней. С тех пор, как в схватке с медведем за эту пещеру, которая теперь стала их домом, погибло несколько молодых и сильных мужчин, трудно стало добывать пищу. А тут еще ударили такие морозы, что даже звери не выходят в степь, попрятались в своих норах и берлогах.

Вдруг охотник резко подался вперед, и в его маленьких глазках вспыхнули радостные огоньки. Далеко в степи он увидел стадо мамонтов. Надо сообщить своим. Одному не справиться даже с маленьким зверем.

Прибежав к пещере, охотник громко закричал, размахивая дубиной, и ликующие возгласы голодных людей ответили ему из-под мрачных сводов. Вскочили почти все, даже женщины и подростки. Только старики и дети остались сидеть у костра.

Толпа вооруженных дубинами и камнями людей помчалась по занесенному снегом полю.

Вот первый охотник сделал знак рукой, и толпа остановилась. Умолкли крики. В жертву выбрали последнего мамонта. Он отстал от остальных и шел медленно, тяжело припадая на переднюю ногу. Огромное лохматое животное уже поравнялось с глубоким оврагом, в котором притаились охотники. Они с громкими криками выскочили из своей засады, и град камней обрушился на мамонта. Он в ужасе бросился в сторону, но потерял равновесие и с ревом и храпом рухнул на дно оврага. Победные крики огласили степь…

Так жил первобытный человек на Донской земле в ледниковый период. Шло время… Когда растаяли льды, люди вышли из пещер и начали медленно расселяться по освобожденным из ледяного плена землям, научились строить жилища. Это были землянки или шалаши из звериных шкур. У охотников появилось новое оружие – лук и стрелы, копья с кремневыми наконечниками. Прошли еще тысячелетия, и люди стали обрабатывать землю, разводить скот, изготовлять посуду из глины…

Есть много мест в Ростовской области, где обнаружены следы жизни древних людей. На берегу Азовского моря, западнее Таганрога, у хутора Рожка обнаружены два поселения древнего человека. Две стоянки древних людей найдены около поселка Матвеев Курган. Есть стоянки у Каменной балки у хутора Недвиговка. И это конечно не все. Еще очень много непознанного и неоткрытого таит в себе наша Донская земля.



- Как люди узнали о древних поселениях и их быте?

- Рисунок на тему: «Наш край в первобытное время».













































Тайны Донской земли

На территории Ростовской области есть рукотворные возвышенности. Кто из жителей донского края не видел курганов или не слышал о них? Разбросанные по одному или группами, различных размеров, они стали привычными для тех, кто живет рядом. Когда появились эти, как их называют «степные горы»?

В далекие-далекие времена, где сейчас расположена Ростовская область, простирались покрытые высокими травами степи. В степях пасли свои многочисленные стада и табуны люди могучего кочевого народа – скифы. В незапамятные времена пришли они из глубин Азии и поселились здесь. Это было приблизительно в IV – III веке до нашей эры.

Скифы жили большими группами – племенами. Во главе племени стоял военный вождь – царь. Он имел большую власть, и все слушались его беспрекословно. Особо почитались у скифов старики, они входили в совет старейшин. Когда надо было решить важный вопрос, царь обращался к старейшинам. Многие вопросы решались на народных собраниях, куда сходились все взрослые люди племени.

Скифы были отличными воинами, их войска были хорошо обучены. Войска многих царей терпели от них поражения, а многие цари просто откупались данью без боя, зная о бесполезности сопротивления.

Скифы были не только воинами, но и скотоводами. Они кочевали за своими стадами и не имели постоянных поселений и родовых кладбищ. Поэтому над могилами умерших скифы насыпали высокие курганы, которые даже через десятилетия можно было отыскать в бескрайней степи и поклониться праху.

В могилу клали украшения из золота, серебра, посуду, оружие, вещи, которыми умерший пользовался при жизни, убивали его слуг, боевого коня и хоронили вместе с умершим.

Много таких курганов высится в дельте Дона, у станицы Елизаветинской. Их здесь до 400. Есть высокие курганы, есть и еле заметные холмики. Жителям первых казачьих поселений курганы служили как сигнальные вышки, на которых в случае опасности зажигались костры.

Все древние племена поклонялись божествам. У скифов каменные бабы. Это человеческая фигура из камня. Раньше их было много в степи. Но время и люди их разрушили, лишь несколько экземпляров находятся в различных краеведческих музеях области.

Кроме скифов, на донской земле жили племена еще одного большого народа – сарматов. Они походили на скифов, говорили на похожем языке. Как и скифы, они кочевали по степи, разводили скот и лошадей. Но некоторые племена сарматов уже занимались земледелием – выращивали хлеб, лук, лен.

В начале новой эры на Дону появились новые поселенцы – гунны, аланы. В V веке значительная часть гуннов, алан и других кочевников из других племен во главе с Атиллой ушла в завоевательный поход на Запад, положив начало великому переселению народов.

Скифы, сарматы, гунны и другие кочевые племена жили в степях, а по берегам Азовского моря – тогда оно называлось Меотидой – селились греки и строили свои города. Одним из таких был Танаис. Он находился на правом берегу Мертвого Донца в 5 км от места впадения Дона в Азовское море, неподалеку от хутора Недвиговка.

Ученые-археологи провели раскопки на месте, где стоял Танаис, и установили, как он выглядел. Город имел форму четырехугольника. Каждую его сторону обрамляли огромные земляные валы длиной 200 метров. На валах стояли каменные стены. Перед валами пролегали глубокие рвы, наполненные водой. В городе имелось немало каменных строений. Некоторые улицы и центральная площадь были вымощены каменными плитами.

Кроме греков, в Танаисе жили люди многих других местных племен. Греки с ними торговали и увозили отсюда красную рыбу, мед, шерсть, а привозили посуду, вино, одежду, украшения. Танаис часто подвергался нападениям кочевых племен. Так продолжалось до VII века нашей эры.

Славяне в степь выходили, пока еще очень осторожно. Богатые степные черноземы манили пахарей-славян, но слишком опасны и воинственны были кочевые племена. Несколько раз пытались славяне обосноваться в Диком поле, и каждый раз они либо погибали, либо присоединялись к местному степному населению.



- Какие народы населяли территорию нашей области? Расскажите о них.





































Дикое поле



Донской край в древнее время входил в пределы местности, называвшейся у греков Скифией или Скитией, у римлян Сцитией, нередко Танаисом, по реке Танаису, нынешнему Дону, у римских историков І века – Сарматией, у днепровских руссов – Хазарией, у арабов – Казарией и Газарией, у Константина Багрянородного (X в. нашей эры) южное Подонье до Кавказа названо Казахией. По русским летописям ХІV и ХV веков край этот назывался "Полем", нередко "Диким Полем". Различные народы, сменяя друг друга заселяли Донской край в разные периоды древнего времени.

Киммерийцы

Первое упоминание о поселениях на территории Ростовской области восходит к Геродоту и касается киммерийцев. Киммерийцы занимали Северо-Западный Кавказ, нижний Дон и Прикубанье. На нижнем Дону обнаружена большая часть археологических материалов, связанных с киммерийцами: железные и биметаллические мечи, кинжалы с крестовидными орнаментованными бронзовыми рукоятями, характерные детали конского убора.

Скифы

Около 700 г. до н.э. в степях Северного Причерноморья от Дона до Дуная появились скифы, вытеснившие оттуда киммерийцев. К концу VII века до н.э. у скифов складывается прочный племенной союз, основываются городища, культура степного юга становится однородной. В многочисленных скифских курганах найдены высокохудожественные бронзовые, золотые и серебряные сосуды, оружие с золотыми и серебряными украшениями, конская сбруя, образцы ювелирного искусства. Во второй четверти IV века до н.э. Скифия достигает наивысшего расцвета – к этому времени относится большинство "золотых" скифских курганов. В середине III века до н.э. на территории нижнего Дона скифская культура начинает исчезать в результате экспансии сарматов, сохраняясь, однако, в Крыму и Нижнем Поднепровье вплоть до уничтожения Скифского царства готами в III веке н.э.

Греки

В VI-V вв. до н.э. в Северном Причерноморье началось расселения греков-колонистов. Их крупнейшие города – Ольвия, Тира, Херсонес, объединившиеся в 480 г. до н.э. в Боспорское царство со столицей в Пантикапее (на месте Керчи), вели оживленную торговлю с центрами Средиземноморья и местным населением. Для расширения торговых связей между античным миром и Приазовьем боспорские греки в начале III веке до н.э. основали в устье Дона г. Танаис.

Сарматы

В середине III в. до н.э. сарматы, обитавшие до сих пор между Каспием и Доном, перешли Дон, расселяясь в степях Северного Причерноморья вплоть до Днепра, и вытеснили оттуда в Крым своих предшественников – скифов. Великолепные конники, сарматы отлично владели луком; короткий скифский акинак, они заменили длинным, более 80 см, тяжелым обоюдоострым мечом, позволявшим рубить с коня; их длинное копье с тяжелым железным наконечником позволяло, в отличие от метательного скифского, наносить удар всей массой всадника и коня. На Нижнем Дону сарматские племена существовали до III века н.э. На территории Ростовской области сохранились сарматские погребения – "Новочеркасский клад", "Садовый курган".

Аланы

Во II-III вв. наиболее могущественным племенем на территории между Каспием и Азовским морем становятся аланы – воинственные кочевники, установившие свое господство на Северном Кавказе и неоднократно вторгавшиеся в Закавказье. В 372 г. часть алан была покорена гуннами, часть вытеснена из степей Северного Причерноморья в горные районы Кавказа.

Готы

В начале III в. в Причерноморье с Балтийского побережья пришло германское племя готов, разделившееся здесь на вестготов, остановившихся на западе, между Дунаем и Днестром, и остготов, занявших территории к востоку от Днепра вплоть до Дона и Приазовья. Восточнее области расселения остготов, между Доном и Волгой, складывается другой племенной союз во главе с гуннами – племенем кочевников, пришедшим из Азии.

Гунны

Около 370 г. гунны появляются в степях Северного Причерноморья. Учинив в Приазовье страшный разгром, они разбивают алан и уничтожают просуществовавшее более 800 лет Босфорское царство. Столкнувшись в 375 г. с остготами и сломив их сопротивление, гунны продолжают двигаться на запад, вытесняя вестготов. К 451 г. гуннами были покорены племена германцев, взяты города в Галлии, разрушено королевство бургундов; государство гуннов простиралось от пустынь Средней Азии до Рейна. Но после серии поражений от остготов и византийцев гунны вновь вернулись в приазовские степи, где в 463 г. были разбиты болгарами.

Тюрские болгары

В конце V – начале VI вв. значительные территории Северного Кавказа, Северного Причерноморья и Приазовья заняли племена тюркских болгар. В середине VII в. они организовали в Восточном Приазовье и на Тамани племенной союз, названный Великой Булгарией. Однако под напором хазар союз быстро распался, и в 70-х годах VII века часть тюркских болгар ушли на Волгу, часть – на Нижний Дунай, где, ассимилированные славянскими племенами, они дали начало Болгарскому царству.

Хазары

К концу VII в. в степях между Азовским и Каспийским морями обосновались хазары. В начале VIII века они закрепили за собой предгорные районы Северного Кавказа и земли бывшего Боспорского царства. С 623 по 799 г.г. хазары 16 раз вторгались в Кавказскую Албанию, Армению и Картли (Грузию), захватывая золото, скот, людей.

Мадьяры

В начале IХ в. на северо-востоке Хазарии появляются мадьяры – угроязычные племена, пришедшие из Приуралья. Однако вследствие военного конфликта с печенегами и неудачных попыток захвата степных земель русского пограничья, они вынуждены были уйти на запад через Карпаты в Подунавье.

Печенеги

В конце IХ в. в Приазовье из-за Волги перекочевали печенеги. Их путь отмечен гибелью поселений степного междуречья Дона и Кубани. Часть печенегов входила в состав Хазарского государства, кочевала на его территории и в ряде случаев использовалась как военные отряды.

К середине Х в. Хазария с центром в г. Итиль охватила своим контролем громадные территории Северного Кавказа, Крыма, Северного Причерноморья, Дона и Поволжья, на всех границах которых стояли мощные каменные крепости. Падение хазарского каганата связано с именем киевского князя Святослава. В 965 г. Святослав, спустившись по Волге, освободил вятичей, разрушил Итиль, опустошил крупный торгово-ремесленный центр каганата Семендер, в схватках с аланами и касогами прошел до Азовского моря, поднялся по Дону до северных границ Хазарии и сокрушил там пограничную крепость Саркел. На ее месте возникло первое русское поселение на нижнем Дону – Белая Вежа.

Половцы

В конце ХI в. в южнорусские степи из азиатских степей пришли половцы – многочисленное тюркское племя, покорившее печенегов. В 1067 г. ими основан г. Азов, известный в ХIII-ХV вв. как татарская крепость Азак. С 1070 г. половцы производили опустошительные набеги на русские княжества, граничившие со степью. Первый общий поход русских князей против половцев был предпринят в 1100 г. по инициативе Владимира Мономаха и послужил прообразом целого ряда подобных военных предприятий, значительно утихомиривших диких кочевников, хотя борьба с ними и длилась в течение всего ХII века.

Монголо-татарское иго

В 1224 г. до Руси докатилась первая волна монголо-татарского нашествия: южнорусские князья получили известие, что в задонских степях появился дикий и страшный народ, избивающий половцев и движущийся на Русь. Княжеское ополчение двинулось в степи навстречу неприятелю и, соединившись с половцами, 31 мая 1224 приняло бой на реке Калка (приток Калмиуса, впадающий в Азовское море западнее Дона). Русские князья сражались мужественно, но не согласованно и были полностью разбиты. Так началась эпоха татарского ига, продлившаяся до 1481 г.

Турки

В 70-х годах ХV в. Приазовье захватывают турки.





















Кто такие казаки?



Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя. Этих беглецов называли «гулящими» людьми. Правительство с помощью особых сыщиков пыталось разыскивать ушедших в бега, наказывать их и водворять на старое место жительства. Однако массовые побеги не прекращались, и постепенно на окраинах Руси возникли целые вольные области со своим казачьим управлением. Первые поселения осевших беглецов образовались на Дону, Яике и в Запорожье. Правительству в конце концов пришлось смириться с существованием особого сословия — казачества - и попытаться поставить его себе на службу.

Больше всего «гулящих» людей шло на привольный Дон, где коренные казаки начали селиться с XV века. Там не было ни повинностей, ни обязательной службы, ни воеводы. Казаки имели свое выборное управление. Они разделялись на сотни и десятки, которыми руководили сотники и десятники. Для решения общественных вопросов казаки собирались на сходки, которые назывались у них «кругами». Во главе этого вольного сословия стоял выбираемый [ кругом атаман, имевший помощника - есаула. Казаки признавали власть московского правительства, считались состоящими у него на службе, но не отличались большой преданностью и нередко участвовали в крестьянских восстаниях.

В XVI веке было уже множество казачьих поселений, чьи жители в соответствии с географическим принципом назывались казаками: запорожскими, донскими, яицкими, гребенскими, терскими и др.

В XVIII веке правительство преобразовало казачество в замкнутое военное сословие, которое было обязано нести военную службу в общей системе вооруженных сил Российской империи. Прежде всего казаки должны были охранять границы страны — там, где они жили. Для того чтобы казачество сохранило верность самодержавию, правительство наделяло казаков специальными льготами и привилегиями. Казаки гордились своим положением, у них возникли собственные обычаи и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Они считали себя особым народом, а жителей остальных областей России называли «иногородними». Так продолжалось до 1917 года.

Советская власть покончила с привилегиями казачества и ликвидировала обособленные казачьи области. Многие из казаков подвергались репрессиям. Государство сделало все, чтобы уничтожить сложившиеся веками традиции. Но полностью заставить людей забыть о своем прошлом оно не смогло. В настоящее время вновь традиции российского казачества возрождаются.



- Рисунок на тему: «Казаки».







Первые казачьи городки



Жилища. В конце XV в. по берегам Дона, от устья реки Хопра вниз до реки Аксая, на протяжении более 850 километров были рассеяны на различном расстоянии казачьи городки и зимовища. Несколько подобных селений находились еще и по реке Северский Донец. Остальное пространство между этими двумя реками оставалось незаселенным.

Городки и зимовища отличались между собой. Первые являлись постоянными жилищами, а вторые составляли временный и преимущественно зимний приют, где бездомовые казаки проводили зиму в шалашах и землянках, а с наступлением весны уходили на военные поиски. Городки были обнесены по кругу стеной из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитого землей. Такие укрепления сооружались для защиты от неприятельских набегов. В городках жили общества казаков в избах или в землянках. Численность городков и зимовищ, равно как и число самих казаков определить не представляется возможным.

Донские казаки с момента их поселения на Дону разделялись на верховых и низовых. Верховые жили в верхней части Дона, а низовые расселялись, начиная от Цимлянского городка. Низовые считались более старшими и более отважными. В нижних юртах также располагались управление и столица донского казачества. Исторически известен случай, когда в грамоте царя Федора Иоановича (21 марта 1592 г.) были названы сначала верховые, а затем низовые казаки. За это низовые обиделись. Они высказали свою обиду посланнику царя Нащекину.В образе жизни низовые и верховые казаки практически не различались.

Раздоры. Это был самый нижний городок па Дону в XVI в., и находился он близ известной нашим современникам станицы Раздорской. Городок располагался на острове, образуемом рукавом Дона и рекою Дон. Он являлся главным местом, столицей казачьих владений. (Лозже столицей объявлялись Монастырский, Азов и Чсркасск. Последний ныне превратился в станицу Старочеркасскую). В нем пребывал войсковой атаман. Казачьи городки всегда отличались малолюдьем, потому что казаки любили военные тревоги, скучали жить дома и беспрерывно уходили искать опасностей и добычи в неприятельской земле. Верховые большей частью бродили по Волге и в ногайских улусах.

Низовые собирались всегда в Раздоры, а оттуда отправлялись в походы па Азов, в плавания по Азовскому и Черному морям. При этом Раздоры оставались главным сборным местом всех казаков и отличались многолюдностью. Юрты. Это слово встречается и актах XVI в. в значении поселений. Под ним буквально понимались также сами жилища казаков, то есть избы, землянки, шалаши. В литературе встречаются наименования юрты нижние, юрты черкасские. Правление. Казаки соединялись в цельное общество из разноплеменной вольницы.

Они решали своп общественные дела только общим советом. Предметом разговора на общих советах в основном были одни и те же вопросы: идти на войну или на поиск, разделить добычу пли наказать изменнике. Простые жизненные проблемы просто и решались, получая одобрение или отвержение. Эта система народного правления называлась войсковым кругом. Данному главному народному собранию принадлежала вся власть по управлению казачьим войском.

Оно выступало верховной и единственной судебной инстанцией. Название, вероятно, было дано согласно внешнему виду главного народного собрания. Общественные сборы обыкновенно происходили на открытой площади, где казаки составляли из себя круг, стоя на ногах и без шапок в знак почтения места собрания и случая общего схода. Любой казак имел здесь свободный голос.



Первые казачьи городки

На Дону казаки селились на островах, чтобы враги – а их было немало: турки, татары, горцы – не смогли незаметно подкрасться и напасть на них. Такие поселения назывались казачьими городками.

Казачьи поселения были двух типов: городки – для постоянного места жительства и зимовища – для временного проживания зимой и покидаемые на лето во время походов. Позже городки стали называться станицами.

Казаки укрепляли их земляным валом, на котором ставили деревянный частокол с острыми кольями. Позже казаки стали обносить свои городки крепкими и высокими, метра три или даже пять, стенами. По углам этих стен строили специальные укрепления – бастионы, или раскаты, по-казачьи.

Раскат – мощное укрепление – бастион, которое строилось на углу крепостной стены. Оно имело вид трех-, четырех- или шестиугольника. Раскатом названо, потому что построено из самых толстых и тяжелых бревен. Поднять их было трудно и, чтобы установить в нужном месте, приходилось раскатывать и катить. Позже раскаты уже строились из камня, но название сохранилось.

На этих раскатах всегда стояли мощные чугунные пушки. Их казаки отбивали у своих врагов, а позже, когда стали получать жалованье от Московского правительства, пушки присылали на Дон из Москвы.

Первыми из казачьих городков, которые возникли на берегах Дона и его притоков, были Раздорский, Монастырский, Черкасский.

Вначале все городки объединялись вокруг главного, называвшегося Раздоры Нижние, который в течении ХVI века являлся сборным местом всего донского казачества, затем главным стал городок Монастырский Яр.

В 1943 году турецкое войско разгромило Монастырский городок. В Раздорах на казачьем Кругу казаки решали, где заложить новый городок.

- Нет лучше места, - сказал атаман Павел Федоров, - как на Черкасском острове.

Строить решили на том месте, где жили пришедшие на Дон запорожские казаки, которых донцы называли черкасами.

Черкасск окружили земляным валом, опоясали мощной крепостной стеной. Небольшой участок этой стены был сложен из камня. А Даниловский и Ивановский раскаты целиком построены из камня. Поставили на валу пушки, а внутри разбили место под станицы. Для жилья внутри городка казаки сначала строили землянки, а потом дома из дерева и камня. На первых порах в казачьих городках поселялись только мужчины. Женщины появились несколько позже, и, в основном, это были пленные красавицы-турчанки, персиянки, татарки.

Затем стали прибывать еще люди, места на острове не стало хватать, за протокой стали строить новые станицы. Туда перешло из Раздор войско Донское и стал собираться главный войсковой Круг. До основания Новочеркасска казачьим главным городком был Черкасск (ныне Старочеркасск).

Не было тогда ни почты, ни газет, но казаки знали, что делается в степи. Шумной и веселой, боевой жизнью жил тогда Черкасск.



- Какие первые городки появились на Дону?

- Как выглядели эти городки?

- Какая была необходимость для укрепления городков?



Творческое задание:

-Нарисуйте, каким вы представляете первый казачий городок?

































Жилище казака

Мой дом — моя крепость» — казаки с полным основание могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания и оборонное сооружение. Кроме того, в нем явственно прослеживаются черты древнейшей самобытной истории. Казачий курень — еще один довод против теории о происхождении казачества из беглого населения России.

Название "курень" — монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире — "гармоничный". Монголы куренем называли кочевье, окруженное телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь.

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки-кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры-балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на кочевых станах.

Первые поселения возникали в плавнях — речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь — вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек - свайных.

Черты свайной постройки легко читаются и современном казачьем жилище. Казачий курень двухэтажный. Скорее всего воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища.

Современный курень - двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж —- кирпичный (прежде — саманный, из кирпича сырца), второй —- деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".

В центре первого этажа находится комната без окон, которую донские казаки называют "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул прохладный легкий сквознячок. Здесь семья отдыхала в жаркий летний полдень.

Каморы узким коридором окаймляют холодную по периметру. Когда - то здесь хранили оружие узкая единственная дверь, обязательно открывающаяся вовнутрь (чтобы легко было подпереть бревном или камнем), вела на первый заглубленный этаж. Войти туда можно было только по одному, согнувшись под низкой притолокой, и сразу ухнуть на две ступеньки вниз - мой дом - моя крепость. А в старину можно было грохнуться и ниже: прямо перед дверью устраивали "ловчий погреб" - яму с колом посередине, закрытую в обычное время деревянным щитом. Враг, ворвавшись в курень, сразу же попадал туда. Вообще, в эту часть куреня чужие не ходили

Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали па "балясы" — балкон-галерею, террасу, которая иногда окружала весь дом.

Как юрта у кочевников, так и курень четко делился на левую, женскую, и правую, мужскую, половины. Прямо за сенцами — самая большая комната, зало, где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и была лучшая посуда.

В маленьком куреньке главным стержнем, вокруг которого располагались помещения, была печь — грубка. От нее направо располагалась кунацкая, где в казарменной простоте жили неженатые сыновья хозяина — главы семьи. Налево — девичья, детская и стряпка. Левая сторона — по теплее

В большом курене богатого казака все комнаты были строго разделены. Женщины и маленькие дети никогда не заходили в кунацкую: там было оружие — могли покалечиться. дети без разрешения не входили в комнату родителей.

Крыты курени бывали камышом или соломой. Такая крыша без ремонта стоит сорок лет. Одна беда —горит как порох. И это заставляло казаков тратиться на железо. Раскаленную железную крышу использовали для сушки фруктов.













Казачий курень

Попытаемся рассмотреть альтернативную ей версию при помощи описания жилища казаков.

На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Степняки – кочевники жили в "кибитках" (юртах) или в балаганах. Такие шатры – балаганы до сих пор ставят казаки на покосах или на полевых станах. Курень в классическом, древнейшем, забытом уже во времена половцев и неизвестном казакам виде – это шестигранная или восьмиугольная бревенчатая юрта, которая до сих пор встречается в Якутии.

На конструкцию традиционного казачьего жилища, которое они называют куренем, повлияла речная культура Нижнего Дона и Прикавказья, одинаковыми приемами строительства роднящая эти далекие друг от друга места с Дагестаном и Прикаспием.

Первые поселения возникали в плавнях – речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных. Воспоминания о них сохранилась в названиях. "Чиганаки" – это и есть постройка на сваях. А жили в них люди племени "чигов". Не случайно, видно, верхнедонских казаков дразнят "чигой востропузой".

Черты свайной постройки легко читаются в современном казачьем жилище. Казачий курень – двухэтажный. Скорее всего, это не выросший до второго этажа "подклет", а воспоминание о сваях, на которых когда-то стояли жилища. Древнейшие поселения хазар располагались в низовья рек. Да и совсем недавно еще в Черкасске весной и осенью казаки ездили, друг к другу в гости на лодках, а сам городок в периоды разливов был непреступен.



Современный казачий курень



Современный курень – двухэтажный, "полукаменный", то есть первый этаж – кирпичный (прежде – саманный, из кирпича–сырца), второй – деревянный. Чем дальше на север, тем первый этаж ниже. А на Северском Донце он уже больше похож на подвал, хотя характерные черты казачьей постройки видны и здесь. Первый этаж, как правило, не жилой, а хозяйственный. Считалось, что "жить нужно в дереве, а припасы хранить в камне".

Но уже в начале XX века хозяева куреней спешно убирают верхний этаж. Это было связано с раскулачиванием донских казаков (1929). Такой дом был менее заметным и менее броским. После войны строили дома из деревянных пластин позднее – кирпичные, в которых практически не осталось элементов казачьего куреня.

Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, к которому иногда возводят название казачьего жилища, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый", еще шире – "гармоничный", если попробовать "расчленить" это слово и перевести, то вот, что получится: "куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу. Монголы куренем называли кочевья, окруженные телегами. Куренем же называли и отряд, оборонявший этот укрепленный лагерь. В этом значении слово бытовало у запорожцев. Куренем у запорожцев и у кубанцев назывался полк.

Донские историки, занимавшиеся проблемой происхождения куреня, пришли к выводу, что курень – по типу постройки, новгородского происхождения, обычная окраска его в желтый цвет установилась, вероятно, преемственно от новгородцев.

Часто можно услышать высказывания знаменитостей о красоте казачьих станиц, основу которых составляют дома казаков – курени.

Вот, например, что сказал Ф.Крюков о Старочеркасске: "Поблизости к собору он напоминает до некоторой степени город: дома каменные, двухэтажные, довольно красивые. ...Но чем дальше я уходил от собора, тем более Старочеркасск превращался в самую обыкновенную низовую станицу: выкрашенные в желтую краску домики на высоких деревянных фундаментах, или с "низами", т.е. с нижним полуэтажом, с деревянными галерейками ("балясами") кругом, тесно лепились друг к другу, густая зелень маленьких садиков выглядывала на улицу через живописные развалины плетней..."

Путешествуя по Дону, Ф.Крюков не оставил без внимания и другие станицы. "...Мы подъезжали к станице Раздорской. Вид – необычный, небольшие домики, крытые тесом, железом, камышом, неправильно разбросанные по гористому берегу, желтые с белыми ставнями и белые с желтыми..."

А вот как отзывался о донских куренях В. Воронов: "...В палисадниках среди зелени и цветов – голубая диковинная резьба наличников, настоящая русская кружевная вязь, как во владимирских или ярославских деревнях..."











Жилище казака

Курень исключительно удобное жилище для условий Дона с ее жарким летом и недлинной зимой. Курени строились по берегам Дона, который иногда разливался. Поэтому курень имел высокий фундамент (каменный). Его называли «подклеть» или низы.

Второй этаж – из деревянных пластин, которые затем обшивались досками и окрашивались в зеленый, синий, желтый цвета.

Иногда вместо досок курень обмазывали глиной. Второй этаж снабжался галдареей – вид крытой веранды, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху.

Окна закрывались ставнями, которые запирались изнутри. На окнах, украшенных резными наличниками, стояли горшки с цветами.

Есть предположение, что такие жилища казаки увидели впервые в Азове и, оценив их удобства, стали строить на Дону.

Курень очень удобное жилище. Летом первый этаж используется как жилье. В жару там прохладно, а зимой используется для хранения продуктов и как хозяйственное помещение, а люди живут «в верхах». Верхний этаж имел простую горницу, спальные небольшие помещения и кухню с печью, но не русской, а типа голландской печи.

Позже казачья знать стала строить дома из кирпича, но внешний облик дома и его устройство остались те же.

На Дону до сих пор сохранился наиболее простой тип жилья – хата, скорее всего занесенный из Украины. Это одноэтажный пятистенок, продолговатый в длину. Имела хата сени, первая комната – кухня и вторая большая – горница.

Такие хаты строили двумя разными способами. На нижнем Дону – из самана, точнее из самодельных саманных больших кирпичей – блоков. Для их изготовления смешивали солому и чернозем, формировали по стандарту блоки и из них складывали хату.

Затем хата обмазывалась снаружи и изнутри глиной и белилась. Крышу делали из камыша или чакана (рогоз широколистный). В хате было прохладно летом и тепло зимой. Саманные хаты стоят достаточно долго (лет 100).

На Верхнем Дону такие дома делали набивом, для чего делали каркас из дерева – «козлы», между которыми набивали землю, перемешанную с соломой (как в самане).

Дом снаружи и внутри обмазывали вручную (чтобы не поранить), от этого стены имели поперечный рисунок. Полы часто были земляные, и их приходилось регулярно обмазывать жидкой глиной (раз в неделю), выравнивая выбоины и связывая образующуюся пыль. Полы застилали половиками ручной работы. В доме в первой комнате (кухне) сбивали русскую печь, в которой готовили еду. На припечке же и спали дети и старики.

Стены зала украшались коврами и были увешаны оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.

Внутри всех типов жилищ вдоль стен стояли лавки. В домах состоятельных казаков ставились несколько стульев у одной из стен (или из обычного дерева, или резные с высокими спинами из ценных пород деревьев).

Возле двери стоял подставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке «гостевая» посуда.

Из залы дверь вела в спальни общую и спальни хозяев, где сотяла большая кровать с горой перин и подушек из приданного хозяйки.

Донские курени отличались чистотой и нарядностью и утопали в цветах, которые выращивали казачки. В чистоте содержались и усадьбы казаков: дворы с амбарами и сараями, скотные дворы-базы. Во дворе обязательно была летняя печь или лестница (кухня), на заднем дворе устраивали, как правило, три отдельных база – для коров, быков, овец. Для лошадей строили отдельную саманную или деревянную конюшню, для свиней – «свинник». За задним двором находился огород и сад.

Рядом с домом или во дворе рыли колодцы. Дворы огораживали заборами из плетня или дикого камня.



Творческое задание:

- Аппликация на тему «Жилище казака».







История вещей. Посуда.

В доме казака для хранения продуктов, приготовлении и подачи пищи на стол использовалась различная посуда: деревянная, керамическая, медная, серебряная, фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Изготовлением продажей на местный рынок деревянной и глиняной посудой занимались, как иногородние, так и отставные казаки. Красивую расписную деревянную и керамическую посуду привозили на Дон торговые казаки из Руси и Украины.

Самым популярным материалом считалась издавна древесина. Дерево – один из наиболее распространенных материалов для изготовления посуды и утвари, для небогатых крестьянских и казачьих хозяйств. Для изготовления посуды умело использовали не только древесину разных пород дерева, но также кору, бересту, луб.

В подклетях казачьих куреней, особенно на Нижнем Дону, в большом количестве можно было увидеть плетенные корзинки, короба, сапетки, сундучки. Эти бытовые изделия хорошо вентилировались, что при хранении продуктов имело немаловажное значение. В них хранили зерно, рыбу, овощи.

Самым обычным материалом были прутья (лоза) краснотала (ивы), чакана (разновидность камыша). Узор плетения был разнообразным. Это зависело от индивидуальных навыков мастера.

Из тала плели чемоданы, сундуки (в которых хранили белье), корзины, рыболовные снасти. Из чакана – сапетки для хранения сыпучих продуктов. Такие изделия были настолько прочны, что при соблюдении специальной технологии изготовления даже не пропускали воду.

На обеденном столе самой почетной посудой с древних времен была солоница. Соль ценилась дорого, ее берегли. Необходимость ее в хозяйстве могла сравниться только с хлебом, что нашло отражение в ряде пословиц:

«Хлеб – соль ешь, а правду режь»,

«Без соли, без хлеба – худая беседа».

Вместе с караваем хлеба соль с солоницей участвовали в торжественных ритуалах, хлебом – солью встречали самых почетных гостей. Поэтому солоницу старались украсить, сделать ее нарядной. В давние походы казаки брали с собой солоницу, сплетенную из березового лыка и корня.

Делали также большие деревянные ступы, которые послужили прообразами металлических. В них толкли зерно и крупу, мяли коноплю.

Большое распространение получает на Дону и глиняная посуда: кувшины, махотки, горшки. Гончарным производством в основном занимались в станицах Старо-Григорьевской, Сирожинской и Ново-Григорьевской. Есть сведения, что в начале ХIХ века в эти станицы из Харьковской губернии пришли малороссы, которые узнали, что из глины, находящейся в этих местах, можно делать посуду, и занялись гончарным ремеслом.

Лучшие залежи глины находились у станицы Сиротинской. Глина имела свинцовый, белый или красноватый цвет. Добывали ее на большой глубине. В казачьем быту керамическая посуда занимала значительное место: ценились, прежде всего, ее практические свойства. Ее любили за удивительную способность сохранять свежесть молока, воды, придавать особый вкус сваренной в ней пищи.

Формы и декор глиняной посуды информировали о том, для каких продуктов она предназначалась: светлые – для молока, темные – для пива и кваса, с узким горлышком – для постного масла, черная керамика – для приготовления пищи и печи.

Глиняные сосуды имели самые разнообразные формы и названия:

кубышки – узкогрудые посудины с широко раздутыми боками,

махотки – низкие кувшины с широким горлом, по-русски «крынка»,

макитры – большие широкие горшки,

кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом, с ручкой, иногда с крышкой.

Широко использовалась на Дону и медная посуда. Красная медь издавна привлекала русских мастеров. Ее податливость любой обработки и пластичность были необходимыми ценными качествами.

Первая металлическая посуда у казаков появляется благодаря их многочисленным походам, из которых они привозили огромное количество медной и латунной посуды (азербайджанской, турецкой, дагестанской и татарской). Привезенную посуду казаки приспосабливали в повседневном быту.

На Дону появляются дагестанские сосуды, персидская пиала, чайник – кастрюля, кофейники восточного происхождения, характерные для татарских поселений.

Из меди делалась преимущественно кухонная посуда: котлы, кувшины, тазы. В медных сковородах подогревалась и подавалась горячая пища.

Медные и металлические предметы украшались узором из раковин, цветов, растительных завитков, дополнявшихся иногда изображениями животного мира.

Формы медных изделий почти без изменений прошли через века, все было настолько практично и удобно, что никакие изменения не были нужны. Перед праздником медную посуду чистили до блеска кислыми помидорами и песком.

Золотая и серебряная посуда считалась роскошью, такой посудой пользовались богатые казаки. Особенно богатая и красивая посуда выставлялась в горке, из нее угощали наиболее знатных и уважаемых гостей.

- Расскажите, какую посуду можно было встретить в доме казака.

- А какая посуда у ваших бабушек?

- Изменилось ли ее предназначение?



Творческое задание:

- Сплетите из прутьев, тонких ветвей, корешков (можно использовать полоски из очень соленого теста) солоницу. Раскрасьте ее акварельной краской, покройте бесцветным лаком (можно использовать лак для ногтей).

- Вылепите из пластилина, глины, соленого теста посуду. Раскрасьте ее также, как солоницу.









История вещей. Одежда.

Как одевались казаки.

В казачьей станице всегда было много народа, как донцов, так и пришлых. Сюда сухопутным путем и водой прибывали запорожцы, вологцы, терские и яицкие казаки – для совместного вольного промысла на морях и по Кубани. Приезжали турецкие послы и купцы из России.

В этом многолюдии донцы выделялись своим внешним видом, в котором смешивались русские, турецкие, татарские и черкесские одежды и оружие, составляя пестрый наряд. В праздники или во время проведения Круга казаки надевали самые дорогие наряды, которые состояли из:

Зипуна – вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевался поверх рубахи. Популярность зипунов объяснялась их удобством, особенно при верховой езде, и небольшими размерами. Не случайно казаки свои походы называли «за зипунами».

Кафтана – надевался поверх зипуна, вид одежды, спускающийся ниже колен, с широкими рукавами у плеча и узкими от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными пуговицами.

Полукафтанье – кафтан без рукавов.

Черкески – верхняя одежда с разрезными рукавами и патронными газырями, отделанная золотой, серебряной, медной или оловянной тесьмой с блестками, надевалась иногда поверх кафтана.

Кушака – дополнение к кафтану. Пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили нож или шашку.

Осенью носили бурки, башлыки и азямы (верблюжьи халаты), а зимой шубы из лисьего или собольего меха и валенки.

Помимо одежды, казаки заботились и о прическе. Волосы на голове постригали «кружком», «под горшок». Любили носить бороды среднего размера, а уж усы непременный атрибут казака.

При правлении Екатерины II, вводится военная форма. Форменная одежда стала состоять из куртки или чекменя (кафтана) синего сукна; шаровары с лампасами; высокие сапоги; барашковая шапка или фуражка с красным околышем. У казаков лампасы на шароварах означали принадлежность к Войску. У донских казаков – красный, у уральских – малиновый, астраханских – желтый и т. д.

Существует народная легенда, почему казаки синие штаны стали отделывать красными лампасами. Как известно царь присылал казакам за военную службу жалованье, которое делилось поровну на Круге. И вот однажды привезли на Дон жалованье. Когда дошла очередь до сукна, оказалось, что синего привезли в достаточном количестве, а красного совсем мало. Нахмурился атаман, зашумели казаки, но, как и раньше, поделили все поровну. Синего сукна всем досталось по большому куску, а красного по небольшой ленточке. Мудрые казачки и вставили эти полоски в синие штаны.

Со временем казачья форма стала иметь одинаковый вид с общеармейской, за исключением парадной формы.















































История вещей. Одежда.

Как одевались казачки.

Женщины одевались по-азиатски, ведь первые казачки – плененные татарки, черкешки, турчанки. В.Д.Сухоруков писал, что одежда жен казачьих отличалась восточной пышностью и богатством. На Дону существовало несколько различных комплексов одежды.

Костюм, в котором особенно чувствовалось влияние Востока, состоял из:

Кубелька (тюрк. Мотылек) – верхнее платье с широкими рукавами, очень напоминало по форме силуэтом распахнутые крылья бабочки. Кубелек застегивался застегивался до пояса серебряными, позолоченными или жемчужными пуговицами.

Рубахаи, которая одевалась под низ платья. Ворот, рукава и подол рубахи выглядывали из-под кубелька и, поэтому украшались золотым шитьем или вышивкой.

Поверх кубелька надевался пояс – татаур, шитый из бархата и украшенный жемчугом. Богатые казачки носили серебряные кованые пояса.

При выходе из дома поверх кубелька надевался каврак (кафтан), который тоже застегивался на груди. Многие женщины на татарский манер носили шаровары.

Костюм, в котором стали преобладать черты русской одежды, состоял из:

Поневы (юбки) из трех полотнищ домодельной ткани с рубахой с рукавами.

Или балахона – верхней распашной одежды длинной выше колен, с короткими рукавами, надеваемой поверх рубахи. Балахон шился из ярких тканей: праздничные – из шелковых, повседневные – из хлопчатобумажных.

Сверху балахона надевалась завеска. В повседневном наряде она защищала одежду от загрязнения, а в праздничном костюме была дополнительным украшением.

Головы, как и все женщины России, казачки должны были покрывать. Девушки носили челоуч – налобную повязку, косу украшали лентами, украшениями из золотых цепочек. Женщины носили повойник – мягкую шапочку. Поверх которой повязывался платок или одевалась кичка с высокими рогами.

Со временем одежда менялась. На Дон стали приезжать французские портнихи, казачки стали носить модные платья, а потом и юбки с кофтами. Юбки шили с большим количеством оборок по подолу, праздничную юбку украшали пуговицами, бисером, лентами, кружевами. Чтобы юбка выглядела пышной, казачка надевала под нее несколько нижних юбок, иногда по 4-5. Эта одежда, как наиболее удобная для работы сохранилась на долгое время.

Традиционным зимним нарядом казачек считалась шуба. Она шилась из меха лисицы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Она была длинная и без застежки. Вместе с шубой носили шали, а по праздникам шапки из собольего меха.

Обувью служили мягкие сафьяновые сапожки, украшенные вышивкой. Поверх сапожек надевали туфли на невысоком каблуке.

Украшения. Как и все женщины казачки любили украшения. Это были чикилики – алая лента, украшенная жемчугом, к которой прикреплялась сетка из крупного жемчуга. Добывали жемчуг в русских реках. На руках носились серебряные и золотые браслеты – безилики, а также перстни и кольца.































Казачьи семьи

Семья для каждого человека – это, прежде всего мать и отец, братья и сестры, самые близкие и родные люди. Люди, с которыми ты мог бы поделиться и горем, и радостью, у которых ты в трудную минуту ищешь поддержки, совета, понимания, помощи и находишь их.

Семейный союз у казаков пользовался уважением. Большой считалась семья из тринадцати человек: отец, мать, родители отца, два взрослых сына и семь малолетних детей. Среднее семейство насчитывало от шести до девяти душ, и малая семья состояла из четырех человек. Отношения членов семьи также регулировались правилами. Старшими в семье были родители.

Во время обеда за стол садились по старшинству. Каждый член семьи нес соответственную своему возрасту работу. Жены помогали мужьям, а дети родителям.

Отец. Главой семьи, конечно, был отец. Он занимался всеми хозяйственными делами, ухаживал за домашними животными. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах.

Мать. На плечи матери ложилась вся работа по дому. Под ее неусыпным контролем находилось все, что было связано с питанием семьи, забота о белье и ремонт одежды.

Казачки всегда заботились о чистоте дома. Казачьи курени (дома) мылись несколько раз в году, и не только внутри, но и снаружи.

Двор также был опрятен. Его выметали, посыпали песком, желтыми камешками, которыми выкладывали клумбы.

Те казачки, чьи куреня стояли недалеко от Дона, и зимой и летом стирали в Дону. Иногда в качестве мыла использовали золу. Для этого сжигали стебли подсолнуха, оставшуюся золу собирали в мешок и использовали как мыло. Мешок клали с водой, отчего вода становилась мыльной.

А также казачки заботились о воспитании детей.

Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо будет тебе и род твой будет долог». И отец и мать почитались детьми, которые обращались к ним только на «вы».

Дочь. Девочку в доме очень любили. Все девичьи праздники отмечались в узком кругу, куда приглашались только родственники. Праздники всегда сопровождались угощением, подарками, песнями. Праздновали «первый шаг» - дарили ленточки «на бантик», платочек – «в церковь ходить». Подарки буквально сыпались на девочку, однако это не означало, что жизнь была сплошным праздником.

Девочки начинали работать с очень раннего возраста. С пятилетнего возраста девочка могла уже быть нянькой. Постарше девочка уже помогала матери по хозяйству. Также она училась вышивать, шить, вязать на спицах и крючком – это умела каждая казачка. Делалось это в игре: обшивали кукол, а учились на всю жизнь.

Сын. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, жизнь его с раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игр оставалось. Но игры были такими, чтобы в них казак обучался либо работе, либо военному искусству.

Как правило, лет с трех-пяти казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду хранившиеся приемы. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой с десяти.

В семь лет мальчонку стригли наголо. Бритоголовым он шел в церковь к первой исповеди. Дома, после праздничного обеда, за которым он ел последний раз детские сладости, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали ее, что считалось излишне теплым или мягким.

- Все, - говорили они. – Учись служить! Теперь ты не дитё, ты – полказака!

Когда старшие уезжали из дома, мальчик оставался за хозяина и, если по началу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и в семье.

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал и поздравлял сам атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству… Но кроме этого каждый казачонок учился работать, перенимая мастерство от старших.

Родословную свою казаки знать должны были до «седьмого колена».

Если спросят сын иль дочка:

«Кем мой прадед был, скажи!»

Рассказать ведь им придется,

Лучше четко, от души.

И не мямлить, и не мяться

Мол, не помню, хоть убей!

Вот обязан ты заняться

Родословною своей!

Ведь не дань капризной моде

Предков знать на 300 лет.

Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет!



- Расскажите о семье казака. Какие правила в ней существовали?

- Какие обязанности были у девочки? А у мальчика?

- Какая была самая главная задача в детстве и юношестве у мальчика? Почему?

- Проект: составление родословной своей семьи.

























Имена и фамилии казаков

Что имя – звук, оброненный случайно,

В котором нет ни смысла, ни значенья?

Конечно, нет.

И в таинство есть имя нареченье.

И вот мы сами силами своими

Осознаем в начале нового столетья:

Не человек себе находит имя,

А имя выбирает человека!

Имя. Наречение новорожденного младенца – очень важный и значительный этап в жизни человека. С глубокой древности он связывался с выполнением различных обрядов. В их основе лежит представление о том, что выбор имени определяет всю будущую жизнь человека. Вот почему, подбирая имя, окружающие ребенка люди, с одной стороны, старались уберечь его от несчастий, а с другой – наделить необходимыми качествами.

Казаки давали имя ребенку по «Святцам». Святой, имя которого ребенок получал при Крещении, считался его небесным покровителем. Правда, уже в 19 веке не все родители соблюдали эту традицию, а нарекали по своему желанию. Обычным стало давать имена в честь кого-нибудь из родственников.

Фамилия. Существует легенда о том, откуда казачьи фамилии пошли.

В старину седую принимали в казаки донские всякого, лишь бы за волю умел постоять, да в бога веровал. Принимали и татар, и турок, и греков, и немцев. Стех пор и фамилии на Дону пошли: Грековы, Татариновы, Турченковы, Грузиновы, Калмыковы, Поляковы… Истинно казачьи фамилии.

Еще по-другому складывались казачьи фамилии. На Хопре, к примеру, в каждом городке укрепленный сход был – ворота, и те, кто охранял их, звались воротниками. Отсюда – Воротниковы.

Казаков, промышлявших разбоем, звали «воропами», воропаями, то есть разбойниками. Они стали Воропаевыми.

Выходцы из Запорожской Сечи, что роднились с донцами и оседали в донских станицах, именовались черкасами. Черкасовы, стало быть.





- Расскажите, как получали имена и фамилии в старину?

- Проект: «Что означает мое имя?»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Разработки занятий по внеурочной деятельности "Родной край"

Автор: Сорокина Татьяна Анатольевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 170254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Интеллектуально-познавательная игра "Животный мир родного края""
    ["seo_title"] => string(69) "intielliektual_no_poznavatiel_naia_ighra_zhivotnyi_mir_rodnogho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "432691"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508169988"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "ПРОЕКТ «Разработка программы курса внеурочной деятельности "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(73) "proiekt-razrabotka-proghrammy-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "228862"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441538126"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Добро пожаловать в Анжеро-Судженск!" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dobro-pozhalovat-v-anzhiero-sudzhiensk"
    ["file_id"] => string(6) "105116"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402820203"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб чтецов" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-klub-chtietsov"
    ["file_id"] => string(6) "146398"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419171337"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Методическая разработка открытого внеурочного занятия по программе "Развитие речи" на тему "Словесное рисование". "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-vnieurochnogho-zaniatiia-po-proghrammie-razvitiie-riechi-na-tiemu-sloviesnoie-risovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "104442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402698156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства