Просмотр содержимого документа
«разработка урока по русскому языку в 4 классе по теме "Глагол, его роль в языке."»
Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе через участие в проекте «Будущее моего города в моих руках».
Соловьёва Т.Л., учитель начальных классов,
МБОУ «Кадетская школа имени
Героя Советского Союза Е.И.Францева»
Народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Воспитание патриотической личности – одна из важных задач современной школы. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам всегда были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Что такое гражданско-патриотическое воспитание? Это целенаправленный процесс формирования базовых интегративных качеств личности, прежде всего в нравственной и действенной- практической сфере.
В концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях российского народа.
Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному городу, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина, патриота своей Родины, а не стороннего наблюдателя.
Всё начинается с семьи. Любовь к Родине начинается с любви к своим близким. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт передачи информации и богатейшего духовного опыта от поколения к поколению.
Учитель начальных классов имеет большие возможности активизировать общение детей со своими родителями, бабушками, дедушками. Всё это помогает воспитывать активного гражданина и патриота.
Я считаю, что без воспитания положительного отношения к труду и осознания важности и необходимости труда для общества, нельзя воспитать истинного гражданина, патриота своей страны. Любовь к какому-то делу, потребность в творчестве, в активной пробе сил рождается у детей чаще всего там, где взрослые вовлекают ребят в круг своих интересов и пристрастий. Передают им свой жизненный опыт. Таким образом, через совместную работу педагога, родителя и ученика появляется возможность формирования активной гражданской позиции ребёнка.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, т.е. определяющей развитие школьника, важно расширить его представление о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника.
Очень важно, чтобы человек нашёл дело по душе. Нацелить его на то, чтобы он занял в обществе свою жизненную позицию, ощущал и понял необходимость для государства, как достойного специалиста.
Всё это позволяет воспитывать в ребёнке сознание того, что он нужен как будущий резерв в развитии страны.
Работа по профориентации в начальной школе очень специфична. Особенность заключается в том, что в начальных классах не ставится цели подвести детей к выбору определённой профессии. Главное – развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию - значит найти свое место в жизни!
В рамках внеурочной деятельности мной был разработан проект по теме «Будущее моего города в моих руках» так как исследовательская работа развивает информационные и коммуникативные компетенции. Назрела необходимость использования активных форм обучения и воспитания в начальной школе. Это отвечает современным требованиям образования.
Основная идея проекта: воспитание активного гражданина и патриота своей Родины через формирование уважения к труду.
Тема проекта:«Будущее моего города в моих руках».
Руководитель проекта: учитель начальных классов МБОУ «Кадетская школа имени Героя Советского Союза Е.И.Францева» Соловьёва Татьяна Леонидовна
Исполнители проекта: учащиеся 4 «Б» класса
Актуальность выбранной темы.
К сожалению, современный ребенок часто связывает свою будущую взрослую жизнь со сферой потребления, а не сферой деятельности.
Учащиеся начальной школы не получают достаточных импульсов для
формирования важнейших векторов своего развития, к которым можно отнести ориентацию на продуктивный, полезный труд для других людей.
Информация о мире профессий у учащихся начальной школы весьма ограничена. Очень важно содействовать тому, чтобы ребенок уже в начальной школе задумывался над тем, что он хочет делать, в каких сферах деятельности реализоваться.
Гипотеза:
Знакомство с профессиями семьи дает возможность ребенку понять важность и необходимость трудовой деятельности родителей и частично снять проблему вынужденной депривации, возникающей в семье.
Через работу над данной темой, ребенок получает информацию о мире профессий, учится уважению к труду; реализует свою возрастную потребность в самопредъявлении.
Цели проекта:
-расширение информационного пространства учащихся:
-гармонизация детско-родительских отношений через формирование уважения к труду членов семьи.
Задачи проекта
Образовательные
Развивающая
Воспитательные
-Обобщить знания учащихся о профессиях;
-Выяснить, как влияет недостаток людей той или иной профессии на жизнь общества;
-Определить значение правильного выбора профессии для дальнейшей жизни.
-Развивать навыки исследовательской работы
– задавать вопросы, вступать в диалог;
-знакомство с некоторыми предприятиями нашего города
-Воспитывать активную позицию в формировании своей деятельности;