Итоговые контрольные и проверочные работы. Русский язык Предлагаемые контрольные работы по русскому языку (диктанты, проверочное списывание, грамматические задания, работа над предложением и текстом) позволят учителю узнать, насколько прочно, осознанно усвоен учащимися материал по пройденным темам за IV четверть. ДИКТАНТ Вариант 1 Летний дождик Стоял жаркий денек. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя тучка. Она не закрыла солнце. Пошел дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идет легкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. Грамматические задания 1. Разобрать по составу слова на листочках, полевых. 2. Предпоследнее предложение разобрать по членам предложения; выписать слова, связанные между собой по вопросам. Вариант 2 Весна Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух теплый. Затрещал на реке синий лед. Зажурчал в овраге говорливый ручеек. Выглянула нежная травка. Появились клейкие листочки на березках. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнезда на деревьях. Детвора радостно встречает пернатых друзей. Ребята мастерят птичьи домики. Скоро в них запоют веселые скворцы. Грамматические задания 1. Разобрать по составу слова листочки, шумные. 2. Найти в тексте и подчеркнуть по одному прилагательному мужского, женского, среднего рода и множественного числа. КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ Цель – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы. В тундре Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя. Могут напасть и на олененка. Здорового сильного зверя им трудно поймать. Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достает ягель. Волк будто и не смотрит на нее. В тундре волки и олени живут рядом. Часто волки так и ходят следом за оленьим стадом. Грамматическое задание Прочитать текст, расположить части по порядку, списать. РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ I. Обучающее изложение по коллективно составленному плану. Перелетные птицы Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром. Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм. Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелетные гости почистили перышки, расправили крылья и отправились в путь. План 1. Трудный полет. 2. Отдых на корабле. 3. Снова в путь. Слова для справок: перепелки, бороться, крошек, семечек, перышки. II. Составить текст о другом насекомом. Весной вылетела из убежища бабочка-траурница. Приглядитесь к ней. Ее крылья имеют бархатистую поверхность и темно-бурую, почти черную окраску. По краям – светло-желтая кайма, а перед каймой на внешней стороне крыльев – небольшие голубые пятнышки, которые придают крыльям очень нарядный вид. III. Употребите слова в правильном значении. Запишите словосочетания в тетрадь. Пернатые/перистые хищники. Пернатые/перистые облака. Дождливый/дождевой день. Дождливый/дождевой плащ. Листовой/лиственный лес. Листовой/лиственный чай. Каменный/каменистый уголь. Каменный/каменистый пляж. И. В. Щеглова, методист лаборатории педагогики и методики начального образования МИОО |