Просмотр содержимого документа
«Разминка на уроках чтения»
Разминка на уроках чтения при работе с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.
Сергеева Татьяна Михайловна
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Удмуртской Республики "Сарапульская общеобразовательная школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". (ГКОУ УР "СОШ №5 с ОВЗ)
Учитель начальных классов.
В адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) поставлена цель -максимальное удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы.
Предметные результаты освоения АООП образования по чтению включают: осознанное и правильное чтение текста вслух по слогам и целыми словами.
А как научить детей читать правильно? Правильное чтение - правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава. Как показали исследования М.Ф. Гнездилова (1959), Р.И. Лалаевой (1971), Н.К. Сорокиной (1974), Р.С. Колеватовой (1975), правильность чтения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями формируется медленно. Чтение характеризуется большим количеством ошибок (замены, пропуски, повторы, добавления букв , слогов, слов) и их стойкостью.
В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
Одним из эффективных приемов работы по выработке правильного чтения является речевая разминка. Обязательное условие - ежедневное проведение, на каждом уроке чтения. Речевая разминка - это система упражнений, направленных на правильное воспроизведение букв, слоговых структур и слов, которые могут вызвать затруднения у обучающихся при чтении текста. Речевую разминку провожу в начале урока следующим образом:
1. Дыхательные упражнения
Вдох
Выдох
рот
рот
нос
нос
рот
нос
нос
рот
Дышать нужно именно в такой последовательности, так как последнее дыхание необходимо при чтении.
2. Чтение буквенного ряда
МНРСТПХШЗТКНПРФЗ (данное упражнение хорошо тем, что обучающиеся, которые плохо запоминают буквы, еще их повторяют и закрепляют)
3. Чтение слогов
МНРСТПХШЗТКНПРФЗ ( к этим буквам добавляем гласную, например: А и читаем: МА,НА,РА......). Обычно даю 3 строчки согласных и подставляем во второй ряд Например Я, а в 3 строку чередуем А-Я.
4. Чтение слогов со стечением согласных
А
У
О
Ы
И
Вст
вмн
врн
Сочетания согласных беру из текстов, которые читали дома или будем читать в классе.
5. Чтение слов.
В современных учебниках, трудные слова для чтения уже подобраны, но можно брать и из текста, с которым будут знакомиться обучающиеся. Слова располагаю в виде пирамиды.
В
ВС
ВСТ
ВСТР
ВСТРЕ
ВСТРЕЧ
ВСТРЕЧА
Опыт работы показывает, что если проводить данную работу ежедневно, на каждом уроке чтения, то результат не заставит себя ждать.
Литература:
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)./одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12. 2015. №4/15)
2. Аксеновская А.К., Якубовская Э.В. Речевая зарядка на уроках чтения в 1-3 классах вспомогательной школы//Дефектология 1983.№1