Просмотр содержимого документа
«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Коновалова Светлана Александровна,
учитель начальных классов,
БОУ «Тарская гимназия №1», г.Тара, Омская область
Уже в начальной школе можно встретить учеников, которым интересно читать специальную литературу, работать со словарями, искать дополнительную литературу в разных областях знаний. Задача учителя помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести ученика на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Немаловажную роль играют и родители. Задача их состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка. Именно в семье формируется отношения родителей к неординарности ребенка, в последствии от этого будет зависеть оценка ребенка собственных возможностей к своему таланту. Родителям с раннего детства необходимо подчеркивать в нем его индивидуальность, помочь ребенку стать более раскованным и свободным в своей интеллектуальной деятельности, достичь больших успехов в жизни.
Способные и одаренные дети должны активно участвовать в мероприятиях разного уровня: школьный, городской, всероссийский, международный. Мои дети являются активными участниками олимпиад, разных конкурсов, фестивалей, соревнований, выставок.
Большое внимание в своей работе я уделяю детям, проявляющим интерес к изучаемым предметам. На уроках литературного чтения я веду диалог с учащимися подталкивая их к размышлению.Ученик и учитель выступают как равноправные партнеры, высказывая свои мысли о прочитанном произведении.
Ученикам нравиться инсценировать произведения, здесь полный простор для творчества, проявления личностных талантов. Главной задачей литературного чтения является формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Каждый ребенок ведет читательский дневник, в котором записывает дополнительно прочитанные произведения. Родители являются активными помощниками ребенка и помогают своими советами.
Систематичность такой работы дает свои результаты. Во-первых, дети учатся самостоятельно анализировать содержание литературных произведений. Во-вторых, просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы. Учителю есть на что опереться в развитии его творческих способностей.
Некоторые дети любят читать сказки. Таким ребятам я предлагаю сочинить свою сказку. Дети с удовольствием выполняют эту работу, а затем эти произведения я отправляю на муниципальный детский конкурс «Восходящая звезда» в раздел «Проба пера».В своей работе я направляю детей, помогаю в выборе хорошей литературы. Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах, а я им советую прочитать ту или иную книгу по интересующей их теме.
Вовлекаю детей в проектную деятельность, дети готовят сообщения, вместе с ребятами занимаемся исследовательской деятельностью. Все это позволяет формировать положительную мотивацию по предмету, развивает и расширяет кругозор ученика, формирует новые умения и навыки в учебной деятельности. В первом классе уже доступны творческие задания, коллективные творческие проекты, выполняемые на уроках окружающего мира, технологии.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научную деятельность. Выявив, способных детей к исследовательской деятельности, предлагаем им выполнить небольшое исследование по какому-либо предмету, теме. Обычно дети активно включаются в такую работу: проводят исследование, ищут материал, подтверждающий этот факт, готовят компьютерную презентацию. Таким подходом мы решаем ряд других образовательных задач: учим детей обращаться к разным источникам информации, обрабатывать информацию, прививаем интерес к чтению. Следует отметить, что выявив в своей школе юных исследователей, мы проводим школьную научно – практичекую конференцию.
Исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Развитие творческой одаренности детей проходит и через систему дополнительного образования.
Расширение на базе школы кружков, секций по интересам по социальному запросу родителей и обучающихся все это помогает развитию детского таланта.
Система дополнительного образования используется для мотивации обучающихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого обучающегося.
Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о том, что работать нужно со всеми детьми, так как все он талантливы. Нужно максимально развивать талант каждого ребенка, готовить ученика, способного адаптироваться к условиям коммуникабельного и конкурентно способного человека. Именно это имел в виду психолог писатель Г.Томпсон, говоря «Способности – объяснение вашего успеха».
Таким образом, сопровождая и поддерживая идеи и инициативы маленьких талантов хочется верить, что в будущем они реализуют свои способности и свой талант во благо себя и окружающихлюдей.