Просмотр содержимого документа
«Работа учителя начальных классов с родителями учащихся»
Работа учителя начальных классов с родителями учащихся
Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка. Школа и семья должны быть взаимосвязаны, так как в начальных классах связь школы с семьей осуществляет учитель, то совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Задачи, стоящие перед школой, сложны и многообразны:
- Создание условий для успешного взаимодействия учителя и семьи как целенаправленного процесса, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка;
- Совершенствование образовательного процесса путём его оптимизации;
- Стимулирование познавательной деятельности за счёт использования разнообразных методов и форм организации обучения;
- Формирование системы социально-ценностных отношений младшего школьника посредством включения его родителей в активную деятельность;
-Помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребёнка;
- Направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребёнка.
В планировании воспитательной работы необходимо уделять больше внимания участию родителей класса во всех мероприятиях. Задача педагога – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи.
Личностной особенностью в этом возрасте может стать:
Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.
Демонстративное поведение – особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье ненужными. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Задача взрослых – обходиться без нотаций и назиданий, корректно делать замечания. Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.
Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема – постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка – недостаток похвалы.
“Уход от реальности” - наблюдается в тех случаях, когда у детей повышенная потребность во внимании сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они малозаметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.
Классному руководителю необходимо помнить главные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Уважать право ребенка на собственное мнение;
С этих позиций и определяются основные задачи работы классного руководителя с родителями младших школьников:
- Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
- Формирование у родителей потребности в самообразовании.
- Социально педагогическое исследование семей, дифференциация их.
- Индивидуальная работа с детьми и родителями.
- Обеспечение правовой защиты ребенка в семье и школе.
Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств.
Формы воспитательной работы могут быть такими:
Классные собрания родителей, круглый стол.
Коллективные и индивидуальные консультации, беседы, чаепитие.
Оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов.
Фотомонтажи.
Выставки работ учащихся.
Повышение роли семьи в социализации личности можно построить по направлениям:
1. Организация культурного досуга - основное назначение этого направления задействовать как детей, так и взрослых в различные совместные виды деятельности.
2. Организация физического здоровья семьи и личности - основная задача этого направления - пропаганда здорового образа жизни; выявление причин психического и физического нездоровья детей; организация взаимосвязи между личностью, семьей, врачами и педагогами, профилактика вредных привычек.
3. Организация развития и поддержки детского творчества. Участие в школьных выставках, конкурсах, олимпиадах способствует творческому развитию детей, а помощь родителей дает ученикам возможность сблизиться и получить непосредственную поддержку.
Таким образом, три субъекта образовательного процесса - педагог, дети, родители объединены между собой связями различной направленности:
-информационная, деятельностная, коммуникативная;
-управления и самоуправления в воспитательном процессе.
Родители в этом процессе:
-координируют свою воспитательную тактику с классным руководителем, ориентируют личное общение с детьми на культурные ценности;
-прививают ребенку гигиенические навыки, правила этикета;
-организовывают выполнение ребенком домашнего задания, домашнюю подготовку к контрольным работам.
Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.