kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Работа с одарёнными детьми по ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная тема соответствуетсовременным тенденциям образования.Вопросы обучения одарённых детей имеют важное общественное значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Работа с одарёнными детьми по ФГОС"»

















Работа с одаренными детьми

в условиях реализации ФГОС Актуальность

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ В. В. Путиным утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества.

Что такое одаренность?

Проблемой одаренности занимались многие ученые и психологии.

«Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии».

Основные типы одаренности

  • Интеллектуальный тип одаренности (дети с высокими общими и интеллектуальными способностями);

  • Академический тип одаренности (дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук);

  • Художественный тип одаренности (дети с высокими творческими способностями);

  • Лидерская (социальная) одаренность (дети с высокими лидерскими способностями);

  • Спортивная одаренность (дети со спортивными способностями).

Особо хочу остановиться на академическом типе одаренности.

.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Именно в этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.

Работу со способными детьми начинаю в 1-ом классе. Этот процесс осуществляется совместно с психологом на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащихся. С помощью диагностических методик определяются уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявляются дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности.

При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений.

В работе с одарёнными детьми я использую следующие принципы:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения; Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одаренных. (На уроках использую карточки индивидуальных разноуровневых заданий по математике, русскому языку, разноуровневые контрольные работы, карточки с заданиями повышенной трудности, решение логических, комбинаторных задач).

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (учебные пособия, информационно-коммуникативные технологии, развитие психических процессов через систему специально организованных диагностических занятий развивающегося характера)

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога. (Дети являются инициаторами проведения внеклассных мероприятий, социальных проектов, экологических акций, благотворительных конкурсов, творческих заданий).

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности: проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов творческих работ, участие в конкурсах различного уровня.

Формы работы с одарёнными детьми

  • индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения (карточки для индивидуальной работы, разноуровневые контрольные работы, дифференцированные домашние задания, выполнение заданий повышенной трудности, тесты).

  • участие в олимпиадах школьного, муниципального этапов;

  • участие в дистанционных олимпиадах по предметам;

  • проведение предметных недель;

  • участие в конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях;

  • организация проектных и исследовательских работ;

  • интеллектуальные марафоны, блиц -турниры

  • работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями).

  • создание портфолио ученика.

Урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Она направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.



Урок - основная форма организации учебного процесса

Урок – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников. Работать с такими детьми интересно и сложно. На уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Такая система урочной деятельности формирует у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

На уроках я использую групповые формы работы, организую работу в парах, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.

Внеклассная работа

Одной из форм внеклассной работы, способствующей формированию познавательного интереса, является проведение предметных недель. Главная цель - привитие любви к изучаемому предмету, формирование умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Организуется участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах и в социально значимых проектах.

Мои обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных олимпиад, всероссийских олимпиад.

Мои обучающиеся – активные участники и победители школьных, муниципальных, всероссийских конкурсов.

Эти обучающиеся с высокими интеллектуальными способностями, развитым логическим мышлением, воображением. Они умеют нестандартно мыслить и находить правильное решение из проблемных ситуаций.

Работа с родителями

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».

В. А. Сухомлинский

Неизменными помощниками педагога в развитии способностей каждого одаренного ребенка становятся родители. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет продуманная и четко организованная система сотрудничества. Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:

1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.

2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. С первых дней работы с детским коллективом я знакомлю родителей с перспективами его развития. Обсуждаем с родителями план воспитательной работы, при этом учитываю их предложения. Родители - активные помощники классного руководителя. Они проявляют инициативу и самостоятельность в проведении внеклассных мероприятий, районных и всероссийских конкурсов, организации походов, выставок творческих работ. Сами находят нужный материал.

3. Коррекционная работа.

Значимым направлением деятельности классного руководителя является индивидуальная коррекционная работа с семьями одаренных детей. Задача состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и интеллектуальных способностей одаренных учеников.

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьями одаренных учащихся являются классные и школьные родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, диспуты.

Тематика родительских собраний:

  • Родителям о внимании и внимательности.

  • Особенности памяти у младших школьников и ее развитие в условиях семьи.

  • Привитие интереса у детей к чтению.

  • Домашняя школа интеллектуального развития.

  • Как подготовить ребенка к успешному обучению в пятом классе.

Данная педагогическая практика позволила создать наработки по развитию универсальных учебных действий у школьников:

1)личностных (работа, направленная на повышение у ребят внутренней мотивации к учебе, привлечение учащихся к участию в социальных проектах);

2) регулятивных (создание портфолио);

3) познавательных (участие ребят в проектно-исследовательской деятельности);

4) коммуникативных (групповая работа на уроке, сотрудничество во внеурочной деятельности, организация социальных проектов)

Считаю, что учитель должен находиться в постоянном развитии и являться исследователем. Работа с одаренными детьми основана на тесной связи воспитания и образования, урочной и внеурочной деятельности учащихся: включение в их в интеллектуальную работу, что приводит к повышению интереса к предметам, к повышению качества знаний. Формируются умения организации и программирования эффективной деятельности учащихся основной школы через включение их в исследовательскую и творческую работу, учащиеся мотивируются на приобретение знаний.


«Одарённость человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В. А. Сухомлинский

Современная социокультурная ситуация требует повышенного внимания к роли учителя в обществе. Достижение нового качества образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагога, его готовности решать новые сложные задачи. Необходимо помнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный, никогда не прекращающийся процесс, который требует от учителей личностного роста педагогического мастерства, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, учителями - предметниками, администрацией школы и обязательно с родителями одаренных детей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
" Работа с одарёнными детьми по ФГОС"

Автор: Салеева Людмила Владимировна

Дата: 14.06.2023

Номер свидетельства: 633683

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "ОПЫТ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
    ["seo_title"] => string(54) "opyt-raboty-s-odarionnymi-diet-mi-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "286942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454418631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Работа с одарёнными детьми в рамках введения ФГОС "
    ["seo_title"] => string(55) "rabota-s-odarionnymi-diet-mi-v-ramkakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "231640"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1442579990"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Статья "Опыт работы с одарёнными детьми в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(51) "statiaopytrabotysodarionnymidietmivnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "318692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460637495"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа работы с одаренными детьми по математике для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(72) "proghramma-raboty-s-odariennymi-diet-mi-po-matiematikie-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "229138"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441628624"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства