kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с одарёнными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказываю об основных типах и признаках одарённости. Из опыта своей деятельности поделилась основными формами работы с одарёнными детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»

Работа с одаренными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

(из опыта работы)

Актуальность

Данная тема соответствует современным тенденциям развития образования. Президентом РФ утверждена национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», где система выявления и поддержки талантливых детей провозглашена приоритетной государственной задачей, т.к. от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества.

Целью педагогической работы является формирование интеллектуальной, социально-адаптированной личности, способной самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, то есть личности творческой. Моя главная задача – помочь детям стать успешными. Для этого необходимо сформировать у них умение и желание учиться. Для достижения цели были поставлены задачи:

- организация работы с одарёнными детьми;

- построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей каждого одаренного ребенка и реализацию творческого потенциала;

- развитие одаренности учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

- совершенствование педагогического процесса на основе гибкой организации образовательного пространства;

- стимулирование творческой деятельности одарённых детей.

Работа с одарёнными детьми – приоритетное направление в моей деятельности.


Что же такое одарённость?

Проблемой одарённости занимались многие учёные и психологи. Анализ литературы позволил выделить наиболее популярные идеи в изучении проблемы одарённости:

  • идея развития способностей человека путём освоения культурного наследия человечества (Выготский Л.С. и др.)

  • идея развития способностей путём включения их в конкретную деятельность (Теплов Б.М. и др.)

  • идея дифференцированного подхода к развитию индивидуума (Гильбух Ю.З).

  • идея творческой одарённости (Матюшкин A.M.)

  • идея развития человека через создание условий его творческой деятельности (Талызина Н.Ф. и др.);

  • идея поэтапного развития умственного развития ребёнка (П.Я Гальперин.)

  • идея развития ребёнка в заинтересовавшей его деятельности (Скаткин М.Н., Лерн И.Я. и др.)

«Одарённость – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при её отсутствии».

Основные типы одаренности:

- интеллектуальный тип одарённости (дети с высокими общими и интеллектуальными способностями);

- академический тип одарённости (дети с признаками специальной умственной одарённости в той или иной области наук);

- художественный тип одарённости (дети с высокими творческими способностями);

- лидерская (социальная) одарённость (дети с высокими лидерскими способностями);

- спортивная одарённость (дети со спортивными способностями).

Особо хочу остановиться на академическом типе одарённости.

Академически одарённые школьники — это всегда гении именно учения, это своего рода блестящие профессионалы школьного труда, великолепные мастера быстрого, прочного и качественного усвоения знаний. Именно этих учеников учителя называют «умными», «толковыми», сообразительными, «светлыми головами» и «надеждой школы». Эти школьники обладают глубокими прочными знаниями, они умеют самостоятельно их получать — сами читают научную литературу, энциклопедии, справочники, анализируют, обобщают учебный материал, делают выводы. В любом случае познавательная потребность является непременной характеристикой любого типа одарённости.


Признаки одарённости:

  • высокие интеллектуальные способности;

  • высокие творческие способности;

  • способность к быстрому усвоению материала и отличная память;

  • любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

  • высокая личностная ответственность;

  • самостоятельность суждений;

  • позитивная Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний. Именно в этом возрасте развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы и склонности.

Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать талантливого ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к пониманию того, что его способности должны быть реализованы.

Работу со способными детьми начинаю в 1-ом классе. Этот процесс осуществляется совместно с психологом на основе наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления, внимания, воображения. Кроме того, используется анкетирование и тестирование учащихся и их родителей, изучается медицинская карта ребёнка. Основная задача на этом этапе – собрать разнообразную информацию об учащихся. С помощью диагностических методик определяются уровни интеллектуального развития, творческого мышления, психосоциального развития, направленности личности. В результате выявляются дети с опережающим развитием и склонностями к той или иной сфере деятельности.

У одарённых детей проявляются такие способности, как высокая любознательность, овладение большим объёмом информации, богатый словарный запас, высокая концентрация внимания, богатое воображение, высокая продуктивность мышления, а также умение замечать тонкие различия, способность высказывать оригинальные идеи, критичность в мышлении, использование альтернативных путей поиска информации, умение строить гипотезы и предвидеть последствия.

При подходе к одарённому ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одарённости, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путём разносторонних наблюдений.


В работе с одарёнными детьми я использую следующие принципы:

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения; (Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых. На уроках использую карточки индивидуальных разноуровневых заданий по математике, русскому языку, разноуровневые контрольные работы, карточки с заданиями повышенной трудности, решение логических, комбинаторных задач.)

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности (учебные пособия, информационно-коммуникативные технологии, развитие психических процессов через систему специально организованных диагностических занятий развивающегося характера)

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога (Дети являются инициаторами проведения внеклассных мероприятий, социальных проектов, экологических акций, благотворительных конкурсов, творческих заданий)

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности: проведение предметных недель, олимпиад, конкурсов творческих работ, участие в конкурсах различного уровня.


Формы работы с одарёнными детьми

  • индивидуальный подход на уроках, использование дифференцированного обучения (карточки для индивидуальной работы, разноуровневые контрольные работы, дифференцированные домашние задания, выполнение заданий повышенной трудности, тесты);

  • участие в олимпиадах школьного, муниципального этапов;

  • участие в дистанционных олимпиадах по предметам;

  • проведение предметных недель;

  • участие в конкурсах, фестивалях, акциях, соревнованиях;

  • организация проектных и исследовательских работ;

  • интеллектуальные марафоны, блиц -турниры;

  • работа с родителями (консультации для родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, привлечение родителей к организации конкурсов, внеклассных мероприятий, проектной и исследовательской работе детей, творческие отчёты перед родителями);

  • создание портфолио ученика.

Урочная и внеурочная работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Она направлена на развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

Урок - основная форма организации учебного процесса.

Это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Одарённые дети часто опережают в своём развитии сверстников. Работать с такими детьми интересно и сложно. На уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Такая система урочной деятельности формирует у одарённых детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Формы и приёмы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы.

На уроках я использую групповые формы работы, организую работу в парах, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся.


Внеклассная работа

Одной из форм внеклассной работы, способствующей формированию познавательного интереса, является проведение предметных недель. Главная цель - привитие любви к изучаемому предмету, формирование умения самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Организуется участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах и в социально значимых проектах.

Мои ученики – активные участники и победители школьных, муниципальных олимпиад, всероссийских олимпиад и конкурсов. Это обучающиеся с высокими интеллектуальными способностями, развитым логическим мышлением, воображением. Они умеют нестандартно мыслить и находить правильное решение из проблемных ситуаций.


Работа с родителями

«Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». (В. А. Сухомлинский)

Неизменными помощниками педагога в развитии способностей каждого одарённого ребёнка становятся родители. Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Педагогическое взаимодействие семьи и школы осуществляется по следующим направлениям:

- просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;

- формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

С первых дней работы с детским коллективом я знакомлю родителей с перспективами его развития. Обсуждаем с ними план воспитательной работы, при этом учитываю их предложения. Родители - активные помощники классного руководителя. Они проявляют инициативу и самостоятельность в проведении внеклассных мероприятий, участии в конкурсах и олимпиадах, организации экскурсий, выставок творческих работ.

Подчеркну, что и коррекционная работа с семьями одарённых детей также является значимым направлением деятельности классного руководителя. Задача состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и интеллектуальных способностей одарённых учеников. Формами взаимодействия классного руководителя с семьями одарённых учащихся являются классные и школьные родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации и диспуты.


Примерная тематика родительских собраний:

  • Родителям о внимании и внимательности.

  • Особенности памяти у младших школьников и её развитие в условиях семьи.

  • Привитие интереса у детей к чтению.

  • Домашняя школа интеллектуального развития.

  • Как подготовить ребёнка к успешному обучению в пятом классе.

Данная педагогическая практика позволила создать наработки по развитию универсальных учебных действий у школьников:

1) личностных (работа, направленная на повышение у ребят внутренней мотивации к учёбе, привлечение учащихся к участию в социальных проектах);

2) регулятивных (создание портфолио);

3) познавательных (участие ребят в проектно-исследовательской деятельности);

4) коммуникативных (групповая работа на уроке, сотрудничество во внеурочной деятельности, организация социальных проектов)

Считаю, что учитель должен находиться в постоянном развитии и являться исследователем. Работа с одарёнными детьми основана на тесной связи воспитания и образования, урочной и внеурочной деятельности учащихся: включение в их в интеллектуальную работу, что приводит к повышению интереса к предметам, к повышению качества знаний. Формируются умения организации и программирования эффективной деятельности учащихся основной школы через включение их в исследовательскую и творческую работу, учащиеся мотивируются на приобретение знаний.

Современная социокультурная ситуация требует повышенного внимания к роли учителя в обществе. Необходимо помнить, что работа педагога с одарёнными детьми — это сложный, никогда не прекращающийся процесс, который требует от учителей личностного роста педагогического мастерства, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологом, учителями-предметниками, администрацией школы и обязательно с родителями одарённых детей.

Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.









Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 (ред. 11.12.2020).

2. Стандарты нового поколения. Примерные программы по учебным предметам. М., Просвещение, 2021.

3. Формирование ИКТ - компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Е.И. Булин - Соколова, Т. А. Рудченко и др.- М.: Просвещение, 2012.

4. Стандарты нового поколения. Проектные задачи в начальной школе. А. Б Воронцова. - М., Просвещение, 2011.

5. Справочник психолога начальной школы / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.- Ростов: Феникс, 2011.

6. Нестандартные задачи по математике. 1-4 классы /Г. В. Керова.- М.: ВАКО, 2015


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с одарёнными детьми в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО

Автор: Борисова Елена Александровна

Дата: 14.10.2025

Номер свидетельства: 675474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "План работы методического объединения учителей начальных классов "
    ["seo_title"] => string(75) "plan-raboty-mietodichieskogho-obiedinieniia-uchitieliei-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "171649"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423690507"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "План методической работы   школы "
    ["seo_title"] => string(34) "plan-mietodichieskoi-raboty-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148098"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419580289"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Формирование компетенций учителей английского языка "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-kompietientsii-uchitieliei-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "123597"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414517048"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства