Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Использование изографов на этапе обучения грамоте, на уроках письма в начальной школе, на уроках русского языка в процессе изучения грамматических правил.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с изографами»
Методическая рекомендация сочетание рисунков и букв в период обучения грамоте
Что такое изографы?
В логопедической практике широко используется для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.
Методика работы с изографами.
1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.
2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.
3. Составление слова.
4. Определение орфограммы в этом слове.
5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.
6. Записывание слова - изографа в тетради.
7. Называние букв и звуков слова - изографа.
8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.
9. Разделение слова - изографа на слоги.
10.Зарисовка слова - изографа в тетради.
11.Отстукивание ритма слова - изографа.
12.Придумывание предложения со словом изографом.
13.Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.
Работа с изографом (примерные вопросы)
- Рассмотрите изограф.
- Какой предмет он напоминает?
- Составьте слово.
- Какая орфограмма спряталась в этом слове?
- Запишите это слово, выделив орфограмму.
- Произнесите слово и звуки, из которого оно состоит.
- Сколько звуков (букв) в этом слове?
- Назовите их по порядку.
- Назовите гласные (согласные) звуки.
- Назовите гласные (согласные) буквы.
- Разделите слово-изограф на слоги.
- Сколько в нем слогов?
- Нарисуйте изограф.
- Выложите из крупинок только первый слог слова-изографа.
- Составьте предложение, используя слово-изограф.
- Поднимите цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
- Определите место слова-изографа в предложении.
Изографы — картинки из букв.
Методика работы
Для профилактики и коррекции дисграфических расстройств в качестве дидактических игр применяются специальные рисунки из буквенных символов. Предметы на таких рисунках изображены в виде букв, из которых состоит слово, обозначающее предмет на картинке.
Буквы различно расположены на пространстве листа, имеют разнообразную форму: вытянутые, сплющенные, немного корявые, но достаточно узнаваемые ребенком. Задача ребенка должен отыскать нарисованные буквы изографа и составить из них подпись к соответствующей картинке.
Методика логопедической работы
Используют изографы — картинки из букв — не только на логопедических занятиях, но и на этапе обучения грамоте, на уроках письма в начальной школе, на уроках русского языка в процессе изучения грамматических правил.
Формы занятий могут быть различные: фронтальные,подгрупповые,индивидуальные. Принципы логопедической работы такие же как и при мероприятиях по преодолению других речевых расстройств.
Возможные виды заданий:
Изучение рисунка и поиск в нём букв.
Зрительное определение предмета. На какой предмет похож рисунок?
Составление слова из найденных букв.
Выделение орфограммы в этом слове (если имеется).
Выкладывание слова из кубиков, букв разрезной азбуки, прописывание слова в тетради.
5.ЯБЛОКО 6.АВТОБУС
7.КАРАНДАШ 8.ПЕНАЛ
Работа со словом (звуковой анализ). Определение количества букв и звуков, их последовательности.
Фонетический разбор «автобус»
автобус — слово из 3 слогов: а-вто-бус. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.
Транскрипция слова: [афтобус]
а — [а] — гласный, безударный в — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный) о — [о] — гласный, ударный б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный) у — [у] — гласный, безударный с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
В слове 7 букв и 7 звуков.
Цветовая схема: автобус бус
Работа со словом (слоговой анализ). Определение количества слогов, их последовательности, определение ударной гласной.
я́блоко
яблоко — слово из 3 слогов: я-бло-ко. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [й’аблака]
В слове 6 букв и 7 звуков.
При разборе слова используются правила:
Гласная я в начале слова является йотированной и обозначает два звука
Цветовая схема: я блоко
Вычерчивание схемы слова (звуковой и слоговой).
Выстукивание ритма слова.
10.Составление предложения со словом-изографом.
При помощи изографов можно просто запомнить буквы, входящие в состав слова. Обучение грамоте с помощью картинок-изографов продумано так, что позволяет развить познавательный интерес и устойчивую концентрацию внимания.
Следующим этапов работы с изографами, может быть придумывание картинок из букв самостоятельно детьми. Такой вид заданий развивает у детей творческое мышление, зрительное восприятие, пространственно-аналитическую деятельность. Данное упражнение способствует развитию у ребенка способности познать суть языковых явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Немного истории
Изографами в древности именовали художников-иконописцев. Изография (в переводе с греческого языка «изо-» — «ίσος» — равный, «графия» — «γραφή» — писание). Дословно: точное изображение каких-либо письмен, а также подборка изображений с рукописей и подписей именитых граждан.
Использование изографов на занятиях по речевому развитию в начальной школе
Использование изографов на занятиях по речевому развитию в начальной школе
Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Поэтому педагог дошкольного образования должен с одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны – создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача – в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса.
Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия.
Известно, что самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников – нарушения чтения и письма. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд, является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В данной статье я хочу познакомить вас с изографами и способами работы с ними, которые я применяю в своей практике.
Итак, что же такое изографы? Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.
Заинтересовавшись этим методом, я нашла массу зашифрованных картинок – изографов на просторах интернета. Но предлагать детям готовое не так интересно, тем более, зная способности, уровень развития и увлечения своих детей, я подумала, смогу ли я нарисовать предметы изографами? Оказалось, это не так – то просто! Мной было рассмотрено много изографов. Стало интересно: как буквы могут составлять рисунок? Я брала слова и анализировала, смогу ли я его нарисовать буквами, входящими в состав слова. Получившиеся изографы я предложила разгадать родителям на родительском собрании, чем очень заинтересовала их. Таким образом, работа с изографами в моей группе начала вестись «с двух сторон»: и дома, и в саду, что значительно облегчило мой труд.
Постепенно ребята заинтересовались составлением изографов. Они творчески подошли к процессу создания изографов. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом, если сам по себе изограф очень простой. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят и моих работ, мы создали картотеку изографов.
Как я уже упоминала, работа с изографами направлена на формирование и развитие познавательных способностей, для предупреждения нарушений письменной речи. Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать. Поэтому, подготавливая детей к школьному обучению, я использовала в своей работе звуковые символы, поскольку звук нельзя увидеть, его можно только услышать, а увидеть можно букву.
Вместе с детьми мы устанавливали связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, я пыталась вызвать у них зрительные ассоциации, просила, чтобы они ответили, на что похожа буква.
Таким образом, создавая изографы, школьники начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки, у них развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие,
происходит обучение грамоте:
- вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);
- развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);
- развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);
- включаются мыслительные операции;
- стимулируется познавательная активность;
- развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.
Всё это способствует постоянному повторению грамматического материала, формирует определенный способ мышления, тренирует в звуковом анализе и синтезе.