kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с изографами

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и  оптически похожие на  предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. Использование изографов на этапе обучения грамоте, на уроках письма в начальной школе, на уроках русского языка в процессе изучения грамматических правил.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с изографами»

Методическая рекомендация сочетание рисунков и букв в период обучения грамоте

Что такое изографы?

В логопедической практике широко используется  для предупреждения нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста изографы. Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и  оптически похожие на  предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово.

Методика работы с изографами.

1. Рассматривание изографа и нахождение всех букв, "спрятанных" в нём.

2. Визуальное определение предмета, зашифрованного в изографе.

3. Составление слова.

4. Определение орфограммы в этом слове.

5. Выкладывание слова из букв разрезной азбуки.

6. Записывание слова - изографа в тетради.

7. Называние букв и звуков слова - изографа.

8. Определение гласных и согласных букв в слове-изографе.

9. Разделение слова - изографа на слоги.

10.Зарисовка слова - изографа в тетради.

11.Отстукивание ритма слова - изографа.

12.Придумывание предложения со словом изографом.

13.Выкладывание из крупы одного из слогов слова - изографа.

Работа с изографом (примерные вопросы)

- Рассмотрите изограф.

- Какой предмет он напоминает?

- Составьте слово.

- Какая орфограмма спряталась в этом слове?

- Запишите это слово, выделив орфограмму.

- Произнесите слово и звуки, из которого оно состоит.

- Сколько звуков (букв) в этом слове?

- Назовите их по порядку.

- Назовите гласные (согласные) звуки.

- Назовите гласные (согласные) буквы.

- Разделите слово-изограф на слоги.

- Сколько в нем слогов?

- Нарисуйте изограф.

- Выложите из крупинок только первый слог слова-изографа.

- Составьте предложение, используя слово-изограф.

- Поднимите цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

- Определите место слова-изографа в предложении.

Изографы — картинки из букв.

Методика работы

Для профилактики и коррекции дисграфических расстройств в качестве дидактических игр применяются специальные рисунки из буквенных символов. Предметы на таких рисунках изображены в виде букв, из которых состоит слово, обозначающее предмет на картинке.

Буквы различно расположены на пространстве листа, имеют разнообразную форму: вытянутые, сплющенные, немного корявые, но достаточно узнаваемые ребенком. Задача ребенка должен отыскать нарисованные буквы изографа и составить из них подпись к соответствующей картинке.

Методика логопедической работы

Используют изографы — картинки из букв — не только на логопедических занятиях, но и на этапе обучения грамоте, на уроках письма в начальной школе, на уроках русского языка в процессе изучения грамматических правил.

Формы занятий могут быть различные: фронтальные,подгрупповые,индивидуальные. Принципы логопедической работы такие же как и при мероприятиях по преодолению других речевых расстройств.

Возможные виды заданий:

  1. Изучение рисунка и поиск в нём букв.

  1. Зрительное определение предмета. На какой предмет похож рисунок?

  1. Составление слова из найденных букв.

  1. Выделение орфограммы в этом слове (если имеется).

  2. Выкладывание слова из кубиков, букв разрезной азбуки, прописывание слова в тетради.

5.ЯБЛОКО 6.АВТОБУС

7.КАРАНДАШ 8.ПЕНАЛ

  1. Работа со словом (звуковой анализ). Определение количества букв и звуков, их последовательности.

Фонетический разбор «автобус»

автобус — слово из 3 слогов: а-вто-бус. Ударение падает на слог с единственной гласной в слове.

Транскрипция слова: [афтобус]

а — [а] — гласный, безударный
в — [ф] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, безударный
с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

В слове 7 букв и 7 звуков.

Цветовая схема:  автобус бус

  1. Работа со словом (слоговой анализ). Определение количества слогов, их последовательности, определение ударной гласной.

я́блоко

яблоко — слово из 3 слогов: я-бло-ко. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [й’аблака]

В слове 6 букв и 7 звуков.

 При разборе слова используются правила:

  • Гласная я в начале слова является йотированной и обозначает два звука

Цветовая схема:  я блоко

  1. Вычерчивание схемы слова (звуковой и слоговой).

  2. Выстукивание ритма слова.



10.Составление предложения со словом-изографом.

При помощи изографов можно просто запомнить буквы, входящие в состав слова. Обучение грамоте с помощью картинок-изографов продумано так, что позволяет развить познавательный интерес и устойчивую концентрацию внимания.

Следующим этапов работы с изографами, может быть придумывание картинок из букв самостоятельно детьми. Такой вид заданий развивает у детей творческое мышление, зрительное восприятие, пространственно-аналитическую деятельность. Данное упражнение способствует развитию у ребенка способности познать суть языковых явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Немного истории

Изографами в древности именовали художников-иконописцев. Изография (в переводе с греческого языка «изо-» — «ίσος» — равный, «графия» — «γραφή» — писание).  Дословно: точное изображение каких-либо письмен, а также подборка изображений с  рукописей и подписей именитых граждан.

Использование изографов на занятиях по речевому развитию в начальной школе

Использование изографов на занятиях по речевому развитию в начальной школе

Тенденция современного дошкольного образования -это переход от ценностей обучения к ценностям развития. Поэтому педагог дошкольного образования должен с одной стороны признавать самоценность дошкольного детства с опорой на ведущую игровую деятельность, с другой стороны – создавать условия для элементов учебной деятельности. Наша задача – в процессе познания развивать мыслительные способности детей на основе любознательности и интереса.

Будущий школьник должен иметь развитую способность проникать в сущность предметов и явлений, овладеть такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, а в процессе учебной деятельности должен уметь устанавливать причинно- следственные связи между предметами и явлениями, должен уметь разрешать противоречия.

Известно, что самые распространенные формы речевой патологии у младших школьников – нарушения чтения и письма. Поэтому, в детском саду я стала много внимания уделять профилактике дисграфии и дислексии, применяя различные методы и приемы. Результативным методом в решении этой проблемы, на мой взгляд, является решение детьми ребусов и изографов, разгадывание ими кроссвордов. Конечно, при условии владения детьми звуко-слоговым и буквенным анализом слов. В данной статье я хочу познакомить вас с изографами и способами работы с ними, которые я применяю в своей практике.

Итак, что же такое изографыИзографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Основной принцип работы с изографами – ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа и составить из них слово.

Заинтересовавшись этим методом, я нашла массу зашифрованных картинок – изографов на просторах интернета. Но предлагать детям готовое не так интересно, тем более, зная способности, уровень развития и увлечения своих детей, я подумала, смогу ли я нарисовать предметы изографами? Оказалось, это не так – то просто! Мной было рассмотрено много изографов. Стало интересно: как буквы могут составлять рисунок? Я брала слова и анализировала, смогу ли я его нарисовать буквами, входящими в состав слова. Получившиеся изографы я предложила разгадать родителям на родительском собрании, чем очень заинтересовала их. Таким образом, работа с изографами в моей группе начала вестись «с двух сторон»: и дома, и в саду, что значительно облегчило мой труд.

Постепенно ребята заинтересовались составлением изографов. Они творчески подошли к процессу создания изографов. Каждый автор изографа гордо демонстрировал его, а остальные ребята пытались отгадать зашифрованное изографом слово. Здесь мы поняли, что изографы неинтересны, если картинка имеет большое сходство с предметом, если сам по себе изограф очень простой. Предмет можно сразу узнать и сказать слово, интерес к поиску букв «спрятанных» в изографе пропадает. На основе работ ребят и моих работ, мы создали картотеку изографов.

Как я уже упоминала, работа с изографами направлена на формирование и развитие познавательных способностей, для предупреждения нарушений письменной речи. Большинство детей пятилетнего возраста не умеют читать. Поэтому, подготавливая детей к школьному обучению, я использовала в своей работе звуковые символы, поскольку звук нельзя увидеть, его можно только услышать, а увидеть можно букву.

Вместе с детьми мы устанавливали связь между звуком и буквой. Показывая детям изображение буквы, я пыталась вызвать у них зрительные ассоциации, просила, чтобы они ответили, на что похожа буква.

Таким образом, создавая изографы, школьники начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки, у них развивается умение вычленять последовательно звуки, буквы в словах и, как следствие,

происходит обучение грамоте:

- вырабатывается зрительное представление слова (рисунки предметов);

развивается зрительно-двигательная координация (всё соединяется в целое);

развивается зрительное внимание (ориентир на форму предмета);

- включаются мыслительные операции;

- стимулируется познавательная активность;

развивается зрительное восприятие в единстве с вниманием, мышлением, памятью и речью.

Всё это способствует постоянному повторению грамматического материала, формирует определенный способ мышления, тренирует в звуковом анализе и синтезе.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Работа с изографами

Автор: Сунгатуллина Гузалия Зуфаровна

Дата: 08.06.2021

Номер свидетельства: 582906

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(17) "Изографы "
    ["seo_title"] => string(9) "izoghrafy"
    ["file_id"] => string(6) "105657"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402901373"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Приёмы формирования навыков чтения у  первоклассников, имеющих речевые нарушения "
    ["seo_title"] => string(97) "priiomy-formirovaniia-navykov-chtieniia-u-piervoklassnikov-imieiushchikh-riechievyie-narushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "236494"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444072055"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тема:"Формирование функциональной грамотности  у учащихся начальной школы". "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-formirovaniie-funktsional-noi-ghramotnosti-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "211917"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431702217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "Интегрированный урок математики и окружающего мира в 3 классе "Закрепление вычислительных приемов умножения и деления. Составление формулы здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_matiematiki_i_okruzhaiushchiegho_mira_v_3_klassie_zakriep"
    ["file_id"] => string(6) "361653"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479849154"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Занятие по развитию речи " Дикие животные зимой""
    ["seo_title"] => string(53) "zaniatiie_po_razvitiiu_riechi_dikiie_zhivotnyie_zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "465931"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1523514203"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства