Логопедическое занятие
на тему:
Приёмы формирования навыков чтения у первоклассников, имеющих речевые нарушения
Учителя-логопеда
Молодид Ирины Владимировны
МАОУ СОШ №28,
г. Балаково, Саратовской области
Тема: Приемы формирования навыков чтения у первоклассников, имеющих речевые нарушения.
Цель: Учить ориентироваться в слоговой структуре слова. Развивать пространственную ориентацию. Развивать фонематический слух, память, внимание.
Оборудование: дидактическое пособие «Поезд», разрезные слоги, музыкальное сопровождение, слоговая таблица Зайцева, длинная указка, логопедическое лото, изографы, набор «Ребусы».
Ход занятия
I.Организационный момент
Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на веселом поезде.
«Этот поезд быстро мчится
От границы до границы
По степям до синих гор
На зеленый семафор»
В поездке мы будем играть и выполнять интересные задания.
II. Станция «Школьная»
Задание №1. Давайте вспомним, что такое слог.
«Дружит гласная с согласной, образуя вместе слог»
Без гласного нет слога!
Задание №2. Прочитать по таблице слова:
/ СА /СА / ША
КО РО ЛУ
\ ЗА \ ЗА \ЖА
Чем похожи и чем отличаются эти слова?
Задание №3. « Найди свою половинку»
Составить слова из слогов. Один слог у ученика, другой на доске.
МА - ША, ДИ - МА, КО - ЛЯ, СВЕ - ТА
Задание №4. переставь слоги, чтобы получилось слово.
ТЫ - КУС, РЫ - ША, ША - КРЫ, ЛА - ШКО
Задание №5. «Путешествие по слоговой таблице ». Составить слова из слогов, на которые указывает логопед. Все дети держатся за длинную указку и вместе читают слоги, затем составляют слова.
Задание №6. «Логопедическое лото». У каждого ученика карточка - лото. Необходимо закрыть треугольником определенного цвета одно-, дву- и
трехсложные слова. Проверка.
Задание №7. Чтение слов различной слоговой структуры.
ра - ма ма - ши - на у -че - ник тра - вы квоч - ка
со - вы лу - кош - ко Ан-тош-ка та- рел- ка па - ра — шют
III. Станция «Физкультурная»
Упражнения на внимание. Установка: « Делать то,что я говорю, а не то, что я показываю». (песенка « Вместе весело шагать»)
IV. Станция «Голосная»
На этой станции живут Гласные. Какие звуки называются гласными?
ученики дают характеристику гласным звукам)
Запомним! Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Задание №1. Вставить пропущенные гласные буквы.
М_ Ш_ Н_ (А,И, А), З_ _ Ц (А,Я), М_ ДВ_ДЬ (Е, Е)
Задание №2. Составить графическую схему слова, обозначить гласные над каждым слогом. Например, руки - у__/_и
Поставить ударение.
V. Станция «Зоркая»
Задание №1. На столах карточки с буквами, напечатанными правильно и неправильно (зеркально). Нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы. (Г -., В -., У -. )
Задание №2. Изограф. Зашифровано слово «ДОМ», «АИСТ»
Ученики находят все буквы в изографе «ДОМ» и составляют слово.
Задание №3. Отгадать ребусы.
ША (Наташа ) ПА
ТА МКА (панамка)
Задание №4. Используя слова-отгадки из ребусов и название изографа «ДОМ», придумать предложение.
Например: Наташа вышла из дома в панамке.
VI. Станция «Занимательная»
Задание №1. Послушайте пары слов и скажите какое слово длиннее?
Дом или домик, палочка или палка, змея или червяк, червяк или червячок, час или минутка, река или ручеёк.
Задание №2. Посмотрим: кто самый внимательный и догадливый.
Послушайте стихотворение.
«У мамы моей — пять сыновей.
Начну я считать — вовсе не пять.
Смотрите: Володя — вот первый мой брат.
Вот Костя — второй, вот и третий — Игнат,
Четвёртый Гришутка, а пятого нет!
Считаю сначала — всё тот же ответ:
Четыре, четыре выходит на счёт!
Кто пятого сына, ребята, найдет?
(В. Осеева)
Задание №3. Игра «Поезд». Ребята, животные и птицы тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Нужно рассадить их в вагончики.Односложные слова -1вагон, двусложные слова - 2вагон, трехсложные слова-3вагон. Проверяем и даем сигнал!
VII. Итоги занятия
Награждение учащихся за активное участие на занятии.
VIII. Рефлексия.
Какие задания вам понравились?
Литература
Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте» М. «Просвещение»
Иваненко С. Ф. «Формирование навыков чтения у детей при тяжелых нарушениях речи», М. «Просвещение», 1987г.
Коноваленко С. В. «Развитие познавательной деятельности у детей»,
Москва, 2000г.