Тема: Дикие животные зимой
Цель: составление рассказа-описания по плану-схеме
Задачи:
Коррекционные:
- уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время
- закреплять навык слогового и звукобуквенного анализа; закрепить названия и последовательность зимних месяцев
- совершенствовать грамматический строй речи (учить образовать притяжательные прилагательные)
Развивающие:
- развитие связной речи, общих речевых умений и навыков, расширение словарного запаса
-развивать умение правильно строить предложение на заданную тему и рассказ- описание по плану-схеме
-слухоречевую память и внимание
- развивать зрительное восприятие и тактильные ощущения
- общую и тонкую моторику, координацию речи с движением
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности
- воспитание активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с дикими животными зимой: белка, заяц, лиса, волк; картинка дерева; макет зимнего леса. Карточки с названиями зимних месяцев; слова: снег, пушистый, белый, выпал. Музыка о зиме, тактильные буквы, изографы, разрезные картинки, солнышко, смайлики.
Ход занятия
- Орг. момент Создание эмоционального положительного фона
- Посмотрите на это солнышко. Оно доброе, ласковое, улыбается нам. Давайте и мы подарим друг другу улыбку. Начнем наше занятие с хорошего настроения ( дети улыбаются друг другу).
- Вводная часть. - Послушайте стихотворение
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Какое время года описывает в своем стихотворении великий русский поэт –Александр Сергеевич Пушкин? В стихотворении говорится о зиме.
- А как вы догадались, что это зима?
Снег лежит, речка подо льдом.
- Правильно, ребята. А сейчас назовите признаки зимы.
Зимой кругом белым- бело, все покрыто снегом. Солнышко светит, но не греет. Бывают метели, бураны.
Составление предложения
- Вы знаете, что зимой у нас бывают метели, бураны. Посмотрите, что сделала вьюга в этом предложении. Надо исправить его, вспомнив о начале предложения, его конце?
Белый, снег, пушистый, выпал (дети составляют предложение)
- Кто сможет повторить? Сколько слов в этом предложении? А теперь запишем его в тетрадь. (Запись предложения в тетрадь.) - Надя, прочитай, что ты записала.
Повторение зимних месяцев
- А сейчас назовите мне зимние месяцы по порядку.
Жаслан, назови третий месяц зимы. Асель, назови второй месяц зимы. Ваня, назови первый месяц зимы.
Посмотрите карточки с названиями зимних месяцев, давайте разложим их по порядку, назовите мне первый месяц зимы, теперь второй, третий. Проверьте, правильно получилось или нет? Асель, повтори еще раз все три месяца по порядку. Молодцы, ребята.
3. Сообщение темы занятия
- Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и логопед выставляет макет зимнего леса). Посмотрите, куда мы попали? Мы попали в лес.
- Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу? ( работая с макетом) В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
-Как назвать этих животных одним словом? Дикие.
-Почему их называют дикими? Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
- Так о ком сегодня будет наше занятие? ( о диких животных). А в какое время года?
- Тема нашего занятия « Дикие животные зимой» (вывешивается тема занятия на доску)
4. Основная часть занятия
Отгадайте загадки.
Летом серый Зимой белый. ( заяц)
Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дыбы?
Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? ( белка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? ( волк)
Какой зверек опасный Ходит в шубе красной?
Снег разгребает И мышей хватает? ( лиса)
- Молодцы, ребята. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят?
У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.
- Чем покрыто тело животных? Тело животных покрыто шерстью.
-У всех животных есть свои детеныши! А вы знаете кто у кого?
Игра «У кого кто?»
У волка-…, у лисы…, у зайца…, у белки…
Игра“Чей хвост, чья голова?”.
- Посмотрите здесь животные спрятались за чудом-деревом. Посмотрите внимательно, кто прячется за деревом. Расскажите кого вы видите. Составьте предложения со словом « значит». А чей здесь выглыдывает хвост?
Лисий хвост.Я вижу лисий хвост, значит за деревом прячется лиса.
-Чьи это уши?
Заячьи уши. Я вижу заячьи уши, значит за деревом прячется заяц.
-Чья это голова?
Беличья голова. Я вижу беличью голову, значит за деревом прячется белка
- Чьи это лапы?
( волчьи лапы) Я вижу волчьи лапы, значит за деревом прячется волк.
« Отгадай, кто?»
-Молодцы, ребята, угадали. А сейчас игра « Отгадай, кто?». Я буду называть действие животного, а вы должны отгадать, кто это животное.
Кто? юркнул в дупло Белка юркнула в дупло
Кто? спрятался в нору Лиса спряталась в нору
Кто? укрылся под кустом Заяц укрылся под кустом
Кто ? живет в логове Волк живет в логове
Составление слов по тактильным буквам
- А сейчас выберите себе понравившегося животного. Давайте напишем, кто это, из наших волшебных букв. ( Дети составляют по двое слова ВОЛК, ЗАЯЦ)
Сколько слогов в названии этих слов?
ВОЛК- один слог ( один хлопок)
ЗАЯЦ- два слога ( два хлопка)
Я вам дам каждому по две буквы, а вы должны закрыть глаза и прощупав букву, назвать какая буква перед вами. А может вы догадались, из чего она сделана? ( дети выполняют и отвечают)
- Давайте немного отдохнем. Логоритмика « Олень» ( речь с движениями)
«У оленя дом большой
Он глядит в свое окошко
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится
Тук-тук дверь открой
Там в лесу охотник злой.
Заяц, заяц забегай
Лапу подавай»
Рассказ- описание по схеме
- Обобщим наши знания о диких животных.( вешаю план-схему) Давайте вспомним, как мы описываем по схеме животных. ( Объяснение по схеме)
По двое описываем одного животного. Опишем волка и белку ( даю им картинку животного)
Белка рыжий мех на серый, Словно модница,меняет
И в дупле своем орехи На всю зиму запасает!
Белка живет в дупле дерева. Она быстрая, легко прыгает.По размеру она маленькая. Зимой она свой красивый рыжий мех меняет на серый. Тело покрыто мягким мехом. Детеныш у нее –бельчонок. У нее есть мордочка, уши –кисточкой и длинный пушистый хвост. На лапках- когти. Белка не кричит, а цокает» ц-ц-ц». К зиме белка запасает на зиму орехи, шишки, грибы.
День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком, Уши серые — торчком.
Волк- хищное животное, живет в логове. Среднего роста. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая, он быстро бегает. Детеныш- волчонок, малыши- волчата похожи на щенят. У волка есть морда, шея, туловище, хвост, лапы. Волки воют. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке на мелких зверей.
Игра « Закончи предложения»
- Ребята, подумайте про кого можно так сказать?
Неуклюжий, как… Быстроногий, как… Хитрый, как… Голодный, как… Колючий, как…
Изографы. (методика Поппельрейтора)
- Найдите всех животных, которые спрятались на картинке. Кого вы видите? Найдите каждый по два животного.
Волк, заяц, еж, лиса, горностай, медведь, олень, лось, белка.
- Проверим всех ли животных вы назвали ( вывешиваются картинки: заяц, еж, олень, лось, горностай, волк, медведь, лиса, белка).
- Обведите по контуру того животного, которого вы назвали. Асель обводит красным карандашом, Дильназ- синим, Жаслан обводит зеленым карандашом, а Ваня- оранжевым.
Игра «Разрезные картинки». Я дам каждому разрезную картинку с изображением животного, нужно ее собрать. ( Собирание картинок с изображением диких животных из 6-8 частей)
-Кого вы собрали?
Волка, лису, зайца, белку.
5. Итог занятия Ребята! О ком мы с вами говорили?
О диких животных.
- Каких диких животных мы с вами разбирали?
Мы говорили о волке, зайце, белке и лисе.
-Почему они дикие?
Они живут в лесу и сами заботятся о себе и своих детенышах: добывают корм, строят жилища.
Рефлексия
Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание выберите себе смайлик. Если у вас хорошее настроение, если вам все было понятно на нашем занятии- берете веселого смайлика, если, что-то было непонятно- берете задумчивого смайлика. Ну а если вам совсем ничего не понятно, у вас грустное настроение,- берем грустного смайлика. Животные из леса для вас приготовили сладкие призы.( поощрение детей)