Просмотр содержимого документа
«Работа над словом на уроках русского языка»
ГБОУ Школа 1034
ЮАО, г. Москва
Т.А. Атрощенкова, учитель начальных классов.
Работа над словом на уроках русского языка.
Москва, 2019 год
Т.А. Атрощенкова
Работа над словом на уроках русского языка.
Практическое владение родной речью развито у всех детей по -разному. И первая задача учителя - выявить содержание и уровень речевого опыта каждого ребенка, опереться на этот опыт, максимально включить его в ход образовательного процесса.
Проводя эту работу, мы руководствуемся следующими
положениями:
— активно опираемся на имеющийся речевой опыт ребенка, его
большой словарный запас.
В зависимости от того, какие именно стороны того или другого слова ( значение, грамматические формы, произношение, написание ) являются затруднительными для учащихся, словарная работа будет преследовать различные цели и иметь разное содержание, а) Работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов или слов, значение которых дети понимают неправильно.
глагол
значение глагола
употребление в тексте
встрепенуться
зардеться
внезапно
вздрогнуть,
оживиться
стать румяным
Лес проснулся, встрепенулся.
На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
б) Работа над словом может преследовать цели грамматические, а именно: образование некоторых грамматических форм,
Стереть- «стери» с доски, купили «яблоков» и др.
в) Орфоэпическое произношение отдельных слов и соблюдение в словах нормативного ударения:
магазин, километр, портфель и др.
используем природные данные ребенка, его внутреннюю интуицию, чувствительность к пониманию слова и грамотному его воспроизведению. Известно, что так называемое "чувство языка" у каждого ребенка базируется на разной основе. Речь ребенка, развивающегося в естественной речевой среде семьи, детского сада, характеризуется достаточно развитым словарем и синтаксическим строем, но является, по существу, ситуативной. Воспитание речи в начальных классах школы не может ограничиваться простым пересказом текста, простым ответом на вопросы, а требует постановки перед учащимися таких задач, которые связаны с активной, творческой, мыслительной работой над текстом, с формированием сложных речевых и речемыслителъных умений.
Поэтому уже в начале первого класса нами намечаются коррекционные программы для отдельных учеников, с которыми ведется «прицельная» индивидуальная работа. К сожалению, приходится отметить, что многие дети, пришедшие в первый класс школы, с низким речевым уровнем, не умеют строить предложение, не владеют монологической речью, в разговоре допускают ошибки, связанные с неразличением словесной семантики, с неправильным произношением, а затем и неправильным написанием.
В большинстве случаев владение речью не выходит за рамки обиходно- бытового словаря. Зная прямое значение многих русских слов, дети часто не умеют их употреблять в переносном смысле, что чрезвычайно обедняет их речь. Они еще не могут осмыслить такого важного явления языка, как многозначность слова. Приведем образцы сочинений.
Наступила зима. Выпал снег. Дети катаются на санках. Им весело.
На опушке стоит березка.
Листья стали желтые. Дует ветер.
Листья полетели.
Но можно ли утверждать, что жизненные явления, отраженные в
этих сочинениях, восприняты детьми и выражены в речи во всем их
многообразии? Очевидно нет.
Устранить эти расхождения, и тем самым значительно повысить
уровень речевой культуры детей возможно только в том случае, если
на каждом году обучения будет систематически и планомерно
проводиться ё работа по обогащению, уточнению и активизации их
словаря.
На этой основе складывается развивающая система, позволяющая
учитывать сильные и слабые стороны речевого опыта ребенка.
Эта система разрабатывалась мною на основе многолетнего опыта
работы с первого по третий класс.
Что собой представляет эта развивающая система? Она состоит из трех взаимозависимых блоков:
учебного материала, включающего задания и упражнения, различающиеся содержанием, видом и формой;
схем урока, позволяющих гибко и динамично использовать этот материал;
разнообразных средств оценки речевого опыта учеников;
Рассмотрим дидактическую систему более подробно.
I. Разработка содержания учебного материала, создана совокупность целенаправленных и систематически проводимых упражнений, направленных на усвоение учащимися лексических, грамматических, орфоэпических норм русского языка Раскрывая любую тему, предусмотренную программой, я в ее рамках подбираю учебный материал по следующим принципам.
1 Принцип разнообразия:
• использование множества приемов работы над запоминанием слова (визуальный, аудиальный, мимику и жесты, зрительное рисование образа, через моторику, движение) .
Материал подбирается в соответствии с темой, его усвоение опирается на те сенсорные каналы, которые наиболее открыты, определены индивидуальной природой каждого ребенка.
Так, например, для запоминания группы существительных на определенное правило детям предлагается на выбор следующие приемы работы. Учитель читает слова: пассажир, суббота, коллекция, аллея, шоссе, лиственница, рассказ, троллейбус, бассейн. Их надо запомнить. Можно запомнить эти слова во-первых, визуально, во- вторых, прочитать их орфографически вслух несколько раз, в-третьих, использовать зрительную зарисовку содержания образа, стоящего за каждым словом, в-четвертых, можно с этими словами составить короткий шуточный рассказ, сказку и т.д. Через мимику и жесты, моторику и движение лучше усваивается орфографическое написание глаголов и наречии. Например, предлагается запомнить написание глаголов с приставками по-, за-, и т. д.
Пошел
зашел
побежал
забежал
поехал
засмеялся
посмотрел
зашумел
попросил
заболел
построил
заморгал
подарил
заснул
Одни учащиеся могут, сидя или стоя, изображать слово через движение тела, другие изображают мимикой, третьи читают шепотом по слогам и жестикулируют.
При изучении прилагательных, кроме зрительного восприятия и проговаривания слова вслух, дети больше всего используют внутреннее видение его содержания: объем, форму, цветовую гамму с закрытыми глазами. Например, котенок - рыженький, беленький, пушистенький, маленький, шустренький.
2 Принцип вариативности:
• применение различных приемов семантических определений: подбор одного или нескольких слов - синонимов, тождественных или близких по своему лексическому значению к определяемому слову, например: изумрудный - ярко - зеленый; холить - ухаживать, заботиться и т, д.
Применяя этот прием разъяснения семантики слов, надо иметь в виду, что синонимическое определение слова достигает своей цели только в том случае, если учащиеся хорошо понимают значение каждого поясняющего синонима.
Ребенку дается задание синонимов по таблице.
самостоятельно подобрать группы
Таблица синонимов
родина
вьюга
дряхлый
буран
метель
отчизна
опрятный
караульный
аккуратный
ветхий
отечество
сторожить
старый
дозорный
лелеять
пурга
сторожевой
стеречь
холить
караулить
охранять
ласкать
скорбеть
нежить
горевать
печалиться
грустить
тужить
Поэтому в качестве синонимов следует брать слова общеупотребительные, значение которых детям хорошо известно. Для этого используем название тех объектов( предметов, признаков, действии), которые обозначаются данным словом. Например: металлы - это золото, серебро, железо, медь и т. д. ; насекомые -это бабочки, жуки, пчелы и т. д.
Для усвоения школьниками значения слов, перечисленные определения создают достаточную основу для правильного понимания слова даже в том случае, если само определение не охватывает всех объектов, обозначаемых поясняемым словом, и является поэтому неполным.
• Разъяснение слова через описание его значения, неизвестного учащимся.
В данном случае вся необходимая информация о семантике слова дается в описательной форме, которая вводится в определение словами:
тот - кто; то - что; такой - который; так - что и др. например: совершеннолетний - это тот, кому исполнилось 18 лет; адресат - тот, кому отправляю письмо, телеграмму, посылку; ноша - то, что несут и др.
•Раскрытие значения непонятного слова путем логического определения, т. е. через указание рода и видового отличия. Приведем пример.
Разъясняя семантику слова, учитель сначала называет слово с более широким значением, указывающее на родовую принадлежность поясняемого слова, после этого называет словосочетание или отдельное слово, указывающее на видовой отличительный признак того объекта или явления, которые именуются поясняемым словом:
лиственница - хвойное дерево с мягкой хвоей, опадающей на зиму;
амбар - здание, строение, постройка для хранения зерна, муки или товаров.
•Кроме того, разные виды образного сравнения при орфоэпическом произношении слов. Описанные выше задания применяются нами
на разных этапах работы над словом (при изучении морфологической структуры слова, написании безударной гласной, при изучении частей речи и т. д.)
• Используем также максимальное варьирование в структуре предложений смысловых акцентов, не искажающих смысловой и эмоционально - экспрессивной структуры высказывания.
П. Разработка формы предъявления дидактического материала.
Для этого используются разнообразные средства: карточки, таблицы, перфопапки, памятки, индивидуальные словари, индивидуальный раздаточный материал.
Приведем один из вариантов заданий, где ученик сам формирует группы слов по заданной теме и записывает их в словарь.
Он выбирает слова, которые считает трудными для орфографической записи.
СЛОВАРЬ
группа N1 группа N2
лестница вкусный
тростник интересный
вестник ужасный
окрестность опасный
местность чудесная
пастбище прекрасная
прелестный напрасно
известный небесный
Для усвоения орфографического написания слов по изучаемой теме используются перфопапки, карточки. Вот пример такой работы.
Непроизносимые согласные (перфопапка).
Слова
напишу
проверю
со - нце
л
солнышко
пас - бище
т
пасти
извес - ный
т
известие
радос - ный
т
радость
прелес - ный
т
прелесть
ненас - ный
т
ненастье
Звонкие и глухие согласные (перфопапка).
Слова
выбираю
проверяю
гри б/п ки
б
грибок
ло ф/в кий
в
ловок
тра в/ф ка
в
трава
ре з/с кий
3
резок
яго д/т ка
д
ягода
Карточки.
Знаки твердый и мягкий
слова
ъ
ь
ноч -ю
ь
в -юга
ь
п- ет
ь
под - езд
ъ
с-езд
ъ
Состав слова
слово
березка
беленький
ходит
поход
сад
Разнообразие дидактического материала дает ученику свободу выбора формы задания, стимулирует учеников к использованию разнообразных способов выполнения заданий.
III. Разработка схемы урока. Она позволяет не только прорабатывать программный материал, следить за ходом его усвоения, но и фиксировать индивидуальную избирательность типа, вида и формы задания; опираться на эту избирательность при определении учителем задания на дом для каждого ученика.
На отдельных примерах урока русского языка рассмотрим как максимально используется и организуется субъектный опыт ученика, направленный на овладение знаниями.
Работа над словом, (орфографическое и орфоэпическое восприятие слов, работа над запоминанием слов).
Эта работа состоит из орфографического и орфоэпического чтения детьми слов.(количество-13 слов)
Запоминание детьми слов осуществляется через различные семантические коды. Каждый ученик использует свой «код», включает различные сенсорные системы: визуальную, аудиальную, моторику, тактильные восприятия, образное изображение предмета.
Постепенно количество слов для запоминания увеличивается.
Перед произношением нового слова дети повторяют предыдущие слова. При этом значение каждого слова может передаваться ребенком по- разному: изображаться образно, в движении, представляться визуально и т. д. При повторении слов вслух, ученик может использовать любой выше указанный прием. Используется
запись слов в тетрадь по памяти.
Ученики любят запоминать слова с помощью «плетения» смысловой «паутинки» т. е. строить небольшой текст с заданными словами , например, весна, погода, ветер, береза, листья, запах, дорога, опушка.
Каждый учащийся "плетет свою паутинку», используя для этого воображение, активный словарный запас слов.
ПРИМЕР: Наступила весна. Стоит хорошая погода, дует теплый ветер. На березе распустились листья, запах которых разносится по дороге и опушке .Аналогичные задания я использую при прохождении темы : роль прилагательных в речи, где каждый ученик выбирает свои прилагательные и пользуется ими при составлении текста.
НАСТУПИЛО ( хмурое, пасмурное, дождливое ) УТРО
ПОДУЛ ( влажный, холодный, порывистый ) ВЕТЕР г ОСЕНЬ
ЗЕМЛЯ ПОКРЫЛАСЬ (желтым, золотистым, пестрым)
КОВРОМ
НАСТУПИЛО морозное, ясное, тижое) УТРО
ПОДУЛ (холодный, северный, резкий) ВЕТЕР Г ЗИМА
ЗЕМЛЯ ПОКРЫЛАСЬ (белым, белоснежным) КОВРОМ
Каждый учащийся использует в выборе прилагательных свое настроение, собственный словарный запас слов. Разнообразные задания разработаны нами на разном тематическом содержании. Они используются на уроках при прохождении программы, предлагаются для домашних заданий. Эти задания способствуют раскрытию индивидуальных различий детей при работе над семантикой и орфографией, логикой и орфоэпией. Они выявляют личностные особенности детей при порождении ими письменных текстов, устных высказываний.
Разнообразные средства оценки речевого опыта учеников. Они очень важны для выявления предпочтений ребенка к типу, виду и форме учебного материала, поскольку помогают учителю выявить индивидуальные особенности ребенка, опереться на них при работе с учебным материалом на уроке, давать ему рекомендации при выполнении домашнего задания. Для этого я разрабатываю индивидуальные программы с тем, чтобы закреплять
положительный успех ребенка в усвоении материала. В своей повседневной работе я пользуюсь разными параметрами анализа работы ученика;
Учитываю его успех (или не успех ) в:
ориентации на звуковую форму слова;
проявлении графической зоркости
использовании им словарного запаса слов, различных по содержанию и объему
Тем самым накапливаю богатые знания об индивидуальных особенностях учащихся, их речевом опыте, привычных для них способов работы над речью. Это позволяет разнообразить методические подходы к каждому ученику, учитывая его индивидуальность.