Просмотр содержимого документа
«« Работа над проектом как инструмент повышения мотивации к обучению»»
« Работа над проектом как инструмент повышения мотивации к обучению»
Ключевой фигурой современного образовательного процесса является педагог, способный на высоком профессиональном уровне ответственно решать проблемы образования. Современный учитель - это учитель, который владеет арсеналом методических подходов и приемов обучения, использует современные образовательные технологии.
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формирования у учащихся умения ставить и решать задачи. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу группах.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Раньше я работала по традиционной программе, УМК “Школа России”. В своей работе искала методы и приемы, способствующие повышению мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставила перед собой следующую задачу:
Как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью.
Только после встречи с авторами УМК “Школа 2100”, я поняла, что надо менять формы, методы и подходы к обучению.
Главная задача Образовательной системы «Школа 2100» - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять своё достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Много лет я преподавала окружающий мир по УМК “Школа России”. Основными методами при ознакомлении с природой были рассказ учителя, беседа с учащимися и работа с учебниками. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст, на мой взгляд, выполняли неинтересную, монотонную работу. Я считаю, что отсюда и возникла проблема: ребята пассивны на уроках, они запоминали слабо, так как учеба не заинтересовывала их. Я находилась в поиске, как сделать обучение ребенка радостным и интересным.
По программе “Школа 2100” я работаю два года. Хочу поделиться своим опытом работы с использованием метода проекта на уроках окружающего мира и технологии.
Отличительная особенность конструирования курса "Окружающий мир” по УМК «Школа 2100» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром.
В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради и тетрадь: «Мои первые опыты». Работая по тетради «Мои первые опыты» ребята себя чувствовали настоящими исследователями, т.к они наблюдали за явлениями природы, проводили эксперименты, опыты и конечно делали выводы.
У первоклассников отсутствуют навыки совместной деятельности, следует учитывать возрастные особенности. Начиная с первых уроков, в первом классе провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем.
Мы совершили первые шаги в проектную деятельность. Наша коллективная творческая работа (КТР) “Дерево нашего класса”.
Цель: вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс; формировать навыки совместной работы; развивать интерес к предмету, творческие способности учащихся, эстетический вкус; воспитание чувства уважения одноклассников.
Этапы проведения КТР:
изготовление на уроках изобразительного искусства и художественного труда коллективной аппликации “Дерево”, дубовых листочков и цветочков;
на первом уроке окружающего мира по теме “Мой дом, моя школа” рисование ребятами своих портретов и изображение на рисунках своих любимых занятий, увлечений; пояснение рисунков; игра “Кто я”;
на втором уроке по этой же теме крепление на дерево дубовых листочков, с написанными именами учащихся и цветочков (сколько лепестков на цветке, столько и любимых занятий), рассказывание о себе);
поиск и обсуждение названия и девиза классного коллектива с привлечением помощи родителей; название коллектива “Дружная семейка”, девиз: “Когда мы едины, мы не победимы”.
В результате КТР дети поняли, что надо учиться дружить с одноклассниками и уважать друг друга, потому что мы – одна семья.
По аналогии было выполнено КТР “На цветочной поляне” (панно).
После изучения темы по окружающему миру: «Твёрдые тела, жидкости, газы». Моя ученица 1 класса Эрекаева Вера, решила больше узнать о чудесных свойствах воздуха. Мы с ней вместе определили задачи и цели исследовательского проекта и выдвинули несколько гипотез, которые она должна будет проверить с помощью проведенных самостоятельно опытов. Опыты ей помогала проводить мама. Девочка с большим интересом собирала информацию в энциклопедиях, в сетях интернета, проводила опыты. В результате она приняла участие в ОКРЫТОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «НОВОЕ ОКОЛЕНИЕ» и стала победителем в двух номинациях: «За исследовательское мастерство» и «За ораторское искусство».
Начиная со 2-го класса, целенаправленно начинаю применять метод проектов. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления. Ученые определили, что одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой имидж. Учителю необходимо только вовремя стимулировать эту деятельность.
Развитие творчества авторы тесно связывают с совершенствованием такого психического процесса как воображение, поэтому в УМК «Школа 2100» впервые для начальной школы разработана система использования ролевой игры в обучении, которая дает возможность развивать различные грани ролевого поведения, а значит воображение и творчество ученика. Ситуации, которые предложены в учебнике «Окружающий мир»: н-р «Обмен животными между зоопарками», «Предупреждение об опасности», «Встреча с инопланетянами». В каждой из ситуаций учащийся выполнял определенную роль, которую он выбирал самостоятельно. И что интересно, в конце каждой ситуации ребёнок должен был сделать самостоятельно вывод – результат. Это могло выражаться словесно или художественно.
При выполнении проекта: «Моя страна», ребята в группах лепили из пластилина выдуманную страну по своему замыслу. Дали ей название и рассказывали об её обитателях.
Проект: «Всемирная выставка». Каждый из учеников выбрал для себя одну страну, о которой он будет рассказывать. Но главное заключалось в том, что он должен принести экспонат (рисунок, фото, книгу или игрушку) характеризующую эту страну. Например: Англия родина футбола, сказка про трёх поросят. Франция родина духов, сказочника Шарль Перро и т.д. Каждый экспонат снабдили маленькой этикеткой. Этикетки прикрепили на политическую карту мира, на место той страны, откуда поступил экспонат. Тогда по карте все узнали, где родина каждого экспоната и где эти страны находятся.
В апреле, ученик моего класса Спицин Михаил участвовал в Республиканской орнитологической акции «Наши зимующие птицы». Где защищал свою исследовательскую работу: «Птицы на кормушке» и был награжден ценным призом.
В мае этого же года ученики моего класса Эрекаева Вера и Спицин Михаил участвовали в межрегиональном конкурсе проектно- исследовательских работ учащихся начальных классов «Юный исследователь» и были награждены дипломами 1 и 2 степени.
В своей работе я использую метод проектов, задача которого стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую деятельность и работу в парах. Использование данного метода - возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся.
Два года веду кружок в своем классе по внеурочной деятельности: «Юный исследователь». Ребята с удовольствием посещают его, хотя, стоит отметит не все ребята ходят.
“Человек рожден для мысли и действия”,- говорили древние мудрецы. Проектная деятельность учащихся – сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой.
Работа над проектом повышает интерес младших школьников к предмету, побуждает к самостоятельной работе на уроке и дома, к постоянному поиску нового. Ребенок познает окружающую действительность, фантазирует, у него появляется возможность раскрыться и выразиться творчески.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угаснет интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.
Анализируя работы учащихся, видны преимущества использования метода проектов в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания, я пришла к выводу о продолжении его использования и в этом учебном году – такова не сила притяжения этого метода, а возможности, которые позволяют ученикам учиться, а учителям учить без принуждения, творчески.
Главным результатом своей работы я считаю не столько цифры и столбики мониторинга, а весёлые лица ребятишек, которые хотят познавать новое, пробуют свои силы, узнают этот мир, ищут своё место в жизни, приходят в среднее звено самостоятельными, неординарными и творческими людьми.