Просмотр содержимого документа
«Работа над повышением грамотности учащихся»
Работа над повышением грамотности учащихся.
Памятка для учащихся «Работа над ошибками»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. С введением стандартов второго поколения большое внимание уделяется реализации деятельностного подхода.
Можно выделить два принципиально разных подхода к обучению. Один из них - педагогический. Целью и смыслом обучения здесь является приобретение некоей системы знаний, тот, кто учится, должен приобрести знания, выучить определенный учебный материал. По сути дела, этот подход отождествляет глаголы «знать» и«помнить», и если даже речь идет о решении задач, то, как правило, все сводится к запоминанию решения.
Другой подход - психологический - предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность. В процессе обучения человек должен приобрести личный опыт, который во многом является отражением общественно выработанного опыта, опыта старших поколений в определенной области человеческой практики. Это деятельностный подход. На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль, являясь средством выполнения этого дела и средством обучения.
Одна из острых проблем нашего общества- это проблема с грамотностью. Одна из причин неграмотной устной и письменной речи - неготовность школьника контролировать свою деятельность, найти причину своей ошибки, устранить ее.
Пожалуй, нет такого учителя, который не задумался над этой проблемой. Казалось, что все уж отработано, испробованы разные методики, но ожидаемого результата приходится ждать. И тогда задаешься вопросом: почему опять допущена ошибка? Что не увидел ученик? Вроде и правило знает, и что-то шепчет по нос во время диктанта, и комментирует правильно, а результат не радует. И снова возвращаемся к работе над ошибками.
Актуальность работы:
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, чёткое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действий этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
Цель работы:
мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях
реализация дифференцированного подхода;
овладение искусством грамотности письма с учетом учебных затруднений;
воспитание орфографической зоркости у учащихся путем развития логического мышления при выполнении работы над ошибками
Задачи:
внедрить в практику учебного процесса таблицы, позволяющие повысить эффективность работы над ошибками
приучать учащихся к самостоятельности при анализе своих ошибок, тем самым активизировать логическое мышление на уроках русского языка;
поставить на новую ступень индивидуальную работу
Для дифференцированного исправления ошибок и последующей индивидуализации самостоятельной работы детей над ошибками я начинаю со 2 класса, предлагаю учащимся работу по памятке «Работа над ошибками по русскому языку», в которой последовательность орфограмм соответствует порядку их изучения по программе. Её отпечатываю на компьютере и делаю индивидуальные «книжки» для каждого учащегося класса.
Аналогично оформляется демонстрационное наглядное пособие для коллективной работы на уроке на этапе формирования навыка работы по памятке.
Следует отметить, что каждый номер содержит следующее:
Данное содержание позволяет учащимся, экономя нервные силы, вырабатывать динамический стереотип работы в короткий период времени
При исправлении ошибок я по-разному определяю долю последующей
самостоятельности в работе над ними каждого школьника.
► В тетрадях слабых учеников, исправляю ошибки, на поля выношу номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в памятке, и если нужно, подбираю проверочное слово (во 2 классе и 1 полугодии 3 класса)
► По отношению к группе со средней успеваемостью объём помощи уменьшается. Я также исправляет ошибки, но на поля выношу только номер правила.
► В тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставлю только вертикальная чёрточка. Ученик должен поработать над ней самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с правилом, найдя его в памятке, выполнить операции, которые в ней указаны.
Если работа над ошибками проводится на уроке (после диктанта или изложения), то ученики, которые написали работу на «отлично» и «хорошо», получают карточку «Найди ошибку» Ребята, написавшие проверочную работу на «удовлетворительно» или «неудовлетворительно», делают работу над ошибками по «Памятке» и при помощи учителя.
Результат работы:
Проделанная работа даёт положительный эффект, так как учащиеся повторяют слова многократно, используя зрительный, моторный, речедвигательный и слуховой анализаторы. Постоянное возвращение к анализу орфограмм повышает осознанность усвоения орфографического правила. Использование игровых элементов, наглядного материала повышает мотивационную сторону деятельности детей в овладении навыком грамотного письма.
Памятка «Работа над ошибками» -это обобщенный опыт нескольких поколений учителей, который я доработала применительно к уровню подготовки своего класса.
1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением
Запиши проверочное слово и проверяемое слово. Выдели корень. Подчеркни согласную.
Делай так:
Морозы - мороз,
борода - бородка.
2. Безударная гласная в корне,
не проверяемая ударением.
Выпиши слово три раза. Запомни, как оно пишется. Поставь ударение. Подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
Делай так:
Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
4. Непроизносимая согласная в корне слова.
Запиши проверочное слово и проверяемое. Подбери к нему 1-2 однокоренных слова и запиши их. Выдели орфограмму.
Делай так:
Место - местный, местечко.
5. Разделительный мягкий знак ( ь).
Выпиши слово правильно. Запиши два слова на эту орфограмму.
Подчеркни мягкий знак и гласную букву.
Делай так:
Вьюга, листья, соловьи.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
7. Правописание приставки со словом.
Выпиши слово правильно.
Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так:
Заехал, уехал, приехал.
Запомни! Приставка- это часть слова. Она пишется слитно со словом.
6. Разделительный твердый знак ( ъ ).
Выпишите слово правильно. Запиши ещё два слова с этой орфограммой.
Выдели приставку. Подчеркни твердый знак и гласную букву.
Делай так:
Съезд, объявление, подъём.
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю я.
8. Правописание предлога со словами.
( орфограмма- пробел).
Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму- пробел.
Делай так:
К берегу, к (какому?) берегу,
к (крутому) берегу.
Запомни! Предлог- это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.
9. Гласные и согласные в приставках.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Запиши 2 слова с этой же приставкой.
Делай так:
Полетели, побежали, потянули,
отнёс, отбежал, отлетел.
11. Родовые окончания
имен прилагательных.
Выпиши из предложения прилагательное вместе с существительным, с которым оно связано. Задай от существительного к прилагательному вопрос. Определи род существительного и прилагательного. Вспомни окончание прилагательного этого рода. Выдели окончание.
Делай так:
Молоко ( какое?) свежее.
10. Сочетания жи, ши, ча, ща, чк, чн, нч.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё два слова.
Делай так:
Карандаши, малыши, уши. Печка, ручка, дочка.
12. Не с глаголом (орфограмма- пробел).
Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в начальную ( неопределенную ) форму. Посмотри на гласную перед – ть. Определи спряжение глагола и гласную, которую следует писать в окончании глагола ед. и мн. числа.
Выпиши слово. Разбери его по составу. Подбери два однокоренных слова.
Делай так:
Подсолила, соль, солонка.
19.Мягкий знак на конце существительных после шипящей.
Выпиши слово правильно. Определи род существительного. Запиши ещё два слова на это правило. Выдели орфограмму.
Делай так:
Мышь, дочь, тишь.
Ландыш, товарищ, калач.
Запомни! Мягкий знак пишется на конце после шипящей только у существительных женского рода.
Однородные члены предложения.
Выпиши предложение. Обозначь однородные члены предложения и слово, от которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Делай так:
Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.