kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над изложением в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для учителей начальных классов. В статье раскрыты этапы работы над изложением в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над изложением в начальной школе»

Работа над изложением в начальной школе

Учитель начальных классов

Теплых Г. А.



Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы. Популярность изложения прежде всего в том, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста).

Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающими изложениями проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.

Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, мы имеем в виду не порядок работы над сочинением или изложением, а такую последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи (Ладыженская Т.А.).

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся УУД, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Методика подготовительной работы к изложению определяется главным образом видом изложения. Т.А. Ладыженская предполагает классифицировать изложения:

  • по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения;

  • по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

  • по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;

  • по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно;

  • по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Работа над изложением в начальной школе связывается прежде всего с наиболее простым, по мнению методистов и психологов, воспроизведением содержания текста - подробным.

Этапы работы над изложением в начальной школе



1. Постановка цели. Подготовка к восприятию текста.

Грамотное начало — половина успеха. Перед началом урока необхо­димо обязательно заинтересовать ребенка, например, сказать, что лучшие обязательно прочитают в классе.

2. Чтение текста учителем.

Перед чтением обязательно предупредить детей, что после прочте­ния будут вопросы по тексту.

3. Беседа по содержанию.

Обязательно нужно хвалить учеников за наиболее полные и яркие ответы, поощрять творческое отношение к работе.

4. Чтение текста учениками.

Лучше поручить это ученику, который читает хорошо. Класс «следит глазами» за читаемым текстом.

5. Составление заголовка.

Эту работу необходимо выделить в самостоятельный этап, так как если не уделить этому моменту должного внимания, школьники дают заглавие формально, а в названии необходимо отражать не только тему, но и главную мысль. Надо обязательно обсуждать и записывать все предлагаемые варианты.

6. Деление текста на части. Составление плана.

Текст делится на смысловые части. Каждая часть озаглавливается. Причем пункты плана могут быть у детей разные. Надо раздать детям листочки и дать возможность каждому записать свой план, который он составил во время коллек­тивного обсуждения. По возможности рассмотреть предлагаемые варианты, подсказать, какие пункты удачные, какие не совсем – главное, чтобы заголовок абзаца отражал его главную мысль.

7. Лексическая подготовка

Это подбор синонимов, антонимов, перифраз, а также нахождение точного значения слова. В целях экономии времени и более тщательной подготовки эту часть работы можно перенести на предыдущий урок, а непосредственно перед написанием изложения уделить этому минимум времени.

8. Орфографическая подготовка.

Обычно опорные слова, трудные слова и обо­роты речи выписываются на доску и проговариваются орфограммы. Но еще необходимо выделить их (размером, цветом), обязательно нужно прочитать слова по слогам орфографически. На предыдущих уроках таким словам тоже следует уделить внимание: включить в минидиктант, комментированное письмо, вставить пропущенные буквы.

9. Составление рассказа по плану.

Обычно текст пересказывают 2-3 сильных ученика. Во 2-3 классах лучше делать это по пунктам плана. На этом этапе необходимо опросить как можно больше учеников, дать высказаться слабым, помочь увидеть свои недочеты, дать возможность самим исправить недостатки, подвести к хорошему ответу. В 3-4 классах пересказывать весь текст 1-2 раза. Уточнить, как иначе можно выразить мысль, по-другому построить ответ.

10. Повторное чтение текста.

Теперь — полное внимание. Учащимся дается возмож­ность в последний раз услышать (или прочитать) текст. Дети сверяют текст с пунктами плана, обращая внимание на опорные слова.

11. Самостоятельная работа.

12. Анализ детских работ.



Использованные ресурсы:

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2018/02/11/rabota-nad-izlozheniem-v-nachalnoy-shkole

https://mcoip.ru/2018/12/09/%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D0%B8%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%B2-%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE/






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа над изложением в начальной школе

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 06.01.2021

Номер свидетельства: 569417

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskie_rekomendatsii_dlia_raboty_nad_izlozheniem_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "476945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535883815"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "" Обучение письму изложения""
    ["seo_title"] => string(28) "obuchieniiepismuizlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "283393"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453823900"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Рабочие программы 4 класс УМК "Начальная школа 21 века""
    ["seo_title"] => string(60) "rabochiie-proghrammy-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "116147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412271220"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Метапредметные результаты обучения в начальной школе в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(91) "mietapriedmietnyie-riezul-taty-obuchieniia-v-nachal-noi-shkolie-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "167646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423125579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства