kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен подробный план работы над изложением в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе»





Изложение в начальной школе.

Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Развитие речи является составной частью содержания начального курса русского языка, а, следовательно, практическая часть уроков чтения и грамматики.

Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как монолог :« Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником»

Речь возникает из потребности высказаться. Нужно учить ребенка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить их в определенной последовательности, правильно произносить и письменно оформлять.

Учащиеся с первого класса знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи. Учащиеся должны уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение. Чем отличается описание предмета от описания картины и т.д. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.

Понятия об изложении учащиеся получают во втором классе. На протяжении учебного года тренируются в письменном пересказе текста по вопросам.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения.

Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать изложения:

1 По отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые

2По отношению к содержанию: полные и выборочные.

3 По осложненности языковыми заданиями: лексическими и грамматическими.

4 По восприятию: зрительные ( прочитанные ) и слуховые ( услышанные).

5По степени знакомства: изложения незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Методика работы над изложением предлагает следующую последовательность действий:

1Чтение текста учителем или учащимися. Например:

Опасная встреча

Однажды Сережа пошел в лес. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея.

Чапа кинулась на гадюку и разорвала ее.

2 Беседа по содержанию

Где гулял Сережа и Чапа? С кем им пришлось столкнуться? Что вы узнали о гадюке? Как повела себя Чапа? Почему рассказ назвали « Опасная встреча»?

3 Знакомство с планом

Примерный план изложения

(с указанием количества предложений и опорных слов)

А) Куда однажды пошел Сережа? 1 предложение В лес

Б) Кто побежал с ним? 1 предложение Чапа

В) Что вдруг послышалось в траве? 2 предложения Шорох, ползла гадюка

Г) Кто такая гадюка? 1 предложение Ядовитая змея

Д) Что сделала Чапа? 1 предложение Кинулась, разорвала

4 Словарно – орфографическая подготовка

5 Написание изложения

6 Самопроверка

Все виды изложений предваряются основательной устной подготовкой: анализу содержания, составлению плана, словарной работой и т.д. Однако постепенно, от года к году, устную работу необходимо сокращать, предоставляя учащимся больше самостоятельности.

Библиографический список

1 Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. М.,1956. С.264

2 Максимук Н.Н. Сборник текстов для изложений . М.: «Вако» 2007.-193с. – ( Мастерская учителя).

3.Шанаева И. Л. «Проблемы развития речи учащихся на уроках русского языка и пути их решения». Ж. «Ментор», №1, 2008 год.

4.Будагов, Р.А. Как мы говорим и пишем [Текст]/ Р.А. Будагов - М., 1977. – 102 с.

5. Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980, с. 222

6. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие/Голубь В.Т. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2007 - 224 с.

7. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения/автор - составитель Н.Н. Бобкова [и др.] - Волгоград: Учитель. 2010. - 316с.

8. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Изд. Просвещение. - М., 1984. - с.10-30.

9. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе

Автор: Федорова Евгения Георгиевна

Дата: 02.09.2018

Номер свидетельства: 476945

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Методические рекомендации  учителю начальных классов по  проверке тетрадей. "
    ["seo_title"] => string(88) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-uchitieliu-nachal-nykh-klassov-po-provierkie-tietradiei"
    ["file_id"] => string(6) "143658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418567418"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Работа на тему «Моделирование как средство обучения младших школьников решению текстовых задач». "
    ["seo_title"] => string(110) "rabota-na-tiemu-modielirovaniie-kak-sriedstvo-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov-rieshieniiu-tiekstovykh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "111966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408104282"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-etapy-raboty-nad-sochinieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "212845"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431942825"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "программа по английскому языку для 2 класса"
    ["seo_title"] => string(41) "proghrammapoanghliiskomuiazykudlia2klassa"
    ["file_id"] => string(6) "293386"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455467443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Программа элективного курса по математике по теме "Проценты" для учащихся 9 класса. "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-matiematikie-po-tiemie-protsienty-dlia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "173386"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423988981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства