Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе»
Изложение в начальной школе.
Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.
Развитие речи является составной частью содержания начального курса русского языка, а, следовательно, практическая часть уроков чтения и грамматики.
Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью. Л.С. Выготский характеризует письменную речь как монолог :« Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником»
Речь возникает из потребности высказаться. Нужно учить ребенка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить их в определенной последовательности, правильно произносить и письменно оформлять.
Учащиеся с первого класса знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи. Учащиеся должны уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение. Чем отличается описание предмета от описания картины и т.д. Все эти знания и навыки дети получают только практическим путем в процессе выполнения устных пересказов и при написании изложений.
Понятия об изложении учащиеся получают во втором классе. На протяжении учебного года тренируются в письменном пересказе текста по вопросам.
В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения.
Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать изложения:
1 По отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые
2По отношению к содержанию: полные и выборочные.
3 По осложненности языковыми заданиями: лексическими и грамматическими.
4 По восприятию: зрительные ( прочитанные ) и слуховые ( услышанные).
5По степени знакомства: изложения незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.
Методика работы над изложением предлагает следующую последовательность действий:
1Чтение текста учителем или учащимися. Например:
Опасная встреча
Однажды Сережа пошел в лес. С ним побежала Чапа. Вдруг в траве послышался шорох. Это ползла гадюка. Гадюка – ядовитая змея.
Чапа кинулась на гадюку и разорвала ее.
2 Беседа по содержанию
Где гулял Сережа и Чапа? С кем им пришлось столкнуться? Что вы узнали о гадюке? Как повела себя Чапа? Почему рассказ назвали « Опасная встреча»?
3 Знакомство с планом
Примерный план изложения
(с указанием количества предложений и опорных слов)
А) Куда однажды пошел Сережа? 1 предложение В лес
Б) Кто побежал с ним? 1 предложение Чапа
В) Что вдруг послышалось в траве? 2 предложения Шорох, ползла гадюка
Г) Кто такая гадюка? 1 предложение Ядовитая змея
Д) Что сделала Чапа? 1 предложение Кинулась, разорвала
4 Словарно – орфографическая подготовка
5 Написание изложения
6 Самопроверка
Все виды изложений предваряются основательной устной подготовкой: анализу содержания, составлению плана, словарной работой и т.д. Однако постепенно, от года к году, устную работу необходимо сокращать, предоставляя учащимся больше самостоятельности.