kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа над изложением в 3 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа над изложением в 3 классе.»

Работа над изложением в 3 классе.


Примерная последовательность действий учителя при написании изложений:

    - подбор несложного текста. В зависимости от возраста детей текст   может быть различным по длине и сложности сюжета.

    - нужно дать детям сосредоточиться.

    - необходим многократный пересказ текста, и уже потом запись его в тетрадь.

            

           Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

           В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует творческое мышление.

         

           Изложение – это вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах. Особенно подчёркивается роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка.

         

           В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредотачивать внимание на одних явлениях, и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает творческое воображение.

        

           Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру. Изложение формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны воспринимать текст на слух (аудирование), или зрительно (чтение), с другой стороны – умение пересказывать текст устно или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей формирует у учащихся связную речь. Это умение раскрывает тему и основную цель высказывания; умение собирать и систематизировать материал, умение строить монологические высказывания разных смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).

       Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

 

                              

                               Виды изложений и их классификация

 

         Изложения бывают нескольких видов:

- по цели высказывания (обучающие и контрольные)

- по характеру текстового материала (повествование, описание, рассуждение)

- по способу содержания (полные или подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с элементами сочинения)

 

               По характеру воспроизведения  тексты различаются:

 

1.     Изложения подробные (содержание исходного текста воспроизводится полно, со всеми подробностями, сохраняется тип текста)

2.     Изложения выборочные (воспроизводится не весь текст, а какая – то его часть, связанная с определённой темой)

3.     Изложения сжатые (передаётся главное, основное содержание текста, детали, подробности опускаются)

4.     Изложения с творческим заданием (оно предполагает внесение определённых изменений в содержание или композицию исходного образца – замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей).

 

                                 Приёмы работы над изложением.

 

       Изложение (или пересказ) с теми или иными целями используется на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка – обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением. Готовя класс к изложению, выбираются следующие приёмы, которые помогают успешно решать поставленные задачи.

     К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того, чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению её культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым предупреждая возможные ошибки  при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение  передавать свои мысли и знания.

 

1.     Вступительная беседа.

 Назначение этого приёма работы – подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, антонимов, фразеологический. Вступительная беседа как приём работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

 

2.     Приёмы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приёмы, как

          -чтение текста учителем

          -чтение текста про себя

          -параллельное прослушивание текста и чтение про себя

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания.

 

3.     Беседа по содержанию текста.

 Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают проблемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста – дело очень важное и трудное. Долгое «разжёвывание» текста так же вредно, как и отсутствие разбора.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно – следственные связи и отношения.

            Ученик должен видеть не только авторскую позицию, но и уметь обосновать своё отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Как вы считаете, кто прав?» и т.д.   Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них.

 

4.     Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы – показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части, каждая из которых связана с общей темой и основной мыслью текста, а так же наблюдают способы связи частей  и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание  не распадалось, а было единым структурным целым.

 

5.     Составление плана.

  Составление плана – это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ними требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование, рассуждение). Различные функционально – смысловые типы текстов строятся по – разному. Составление плана – чрезвычайно важный приём подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста.

 

6.     Устный пересказ текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как показывает опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

 

     Особо следует сказать об исправлении ошибок. Изложение – творчество ученика, и оно требует к себе самого бережного отношения.  На полях должны быть отмечены не только ошибки и недочёты, но и находки, удачи юных авторов.

     

      Проверка изложения даёт учителю богатый материал для размышлений. Что удалось ученикам и что вызвало затруднения? Почему? Над чем следует поработать ещё? Насколько оказалась оправданной избранная учителем система подготовки к изложению. После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Урок анализа изложений в школьной практике считается самым сложным. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Работа над изложением в 3 классе.

Автор: Понамарева Светлана Борисовна

Дата: 17.11.2024

Номер свидетельства: 659661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Продуктивная деятельность учащихся   при работе над изложением в старших классах. "
    ["seo_title"] => string(94) "produktivnaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-pri-rabotie-nad-izlozhieniiem-v-starshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "225451"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439658357"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методические рекомендации для работы над изложением в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskie_rekomendatsii_dlia_raboty_nad_izlozheniem_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "476945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1535883815"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Работа над изложением в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(41) "rabota_nad_izlozheniem_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "569417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1609954301"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Работа над изложением в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(36) "rabota-nad-izlozhieniiem-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "132803"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416410365"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока по развитию речи в 8 классе. Подробное изложение с грамматическим заданием"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_razvitiiu_rechi_v_8_klasse_podrobnoe_izlozhenie_s_grammatiches"
    ["file_id"] => string(6) "519726"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1568528523"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства